В отличие от гамлетовского "быть или не быть", вопрос "греть или не греть" реально волнует умы многих российских автовладельцев. Так как же все-таки лучше?
Редакция
Противники обязательного прогрева мотора, не имеющие технического образования, в защиту своей позиции часто привлекают высказывания официальных представителей автомобильных компаний. А те, как один, изображают удивление: дескать, какие еще прогревы, если наш автомобиль такой замечательный и современный?
Однако, кроме менеджеров, в компаниях есть и инженеры. К микрофону их стараются не пускать, однако в кулуарах они могут поведать много интересного – не для печати, конечно же. Наверное, это правильно: отклоняться от пресс-релизов сотрудникам не велено. Но в приватной беседе любой технарь обязательно кивнет: прогрев – это правильно. Даже небольшой.
Дело в том, что в подавляющем числе современных двигателей внутреннего сгорания использованы те же потроха, что и на заре автомобильной эры. Поршни, кольца, шатуны… И вязкость современного моторного масла на морозе по-прежнему значительно превышает летние показатели. И если при пуске мотора вместо жидкого масла в поддоне присутствует нечто желеподобное, то кратковременное масляное голодание мотору обеспечено. Все узлы трения сразу начинают воспринимать серьезные нагрузки, которые при отсутствии нормальной смазки приводят к резкому ускорению износа. И чем выше обороты, тем интенсивнее износ.
Поршни двигателя испытывают серьезные температурные перепады. Цилиндр еще холодный, а поверхность поршня уже нагрелась до полутора сотен градусов. При увеличении нагрузки от таких термических напряжений чаще всего погибают межкольцевые перемычки поршней, на которые действуют еще и увеличившиеся силы трения, а также межклапанные перемычки головки цилиндров. Это в равной степени применимо как к древним, так и к современным автомобилям.
От механики – к экологии. Зеленые учат ездить так: сел, пустил мотор – и сразу же поехал. Но юмор в том, что ДВС теоретически не может прогреться мгновенно, а потому, извините, вонять выхлопами все равно придется. В лучшем случае выбросы перекочуют с одного места на другое, но никуда не исчезнут, а просто размажутся по мировому пространству. Заметим, также, что при движении выброс газов увеличивается, поскольку педаль нажата. К тому же, холодная машина в пути – это богатая смесь, обдув набегающим холодным воздухом, и ледяной двигатель, не готовый к нагрузкам. Оптимальный вариант прогрева двигателя известен давно: надо постоять на месте хотя бы минуту, а затем потихоньку начинать движение. Такой вариант гораздо предпочтительнее других как по токсичности, так и по топливной экономичности.
Многие противники прогрева полагают, что на их век мотора хватит при любом обращении – тем более, что речь обычно идет всего о нескольких годах эксплуатации. Эта позиция понятна: ведь всё, что происходит с машиной потом, попадает под категорию «платный ремонт», а первого владельца это нисколько не заботит. А жаль: ведь эту машину приобретет нормальный человек, который не в состоянии купить новый автомобиль. Зачем подкладывать ему свинью?
Кроме прогрева мотора есть и другие обстоятельства, намекающие на то, что не надо на ледяной машине сразу пускаться в путь. Они общеизвестны: замерзшая подвеска, ледяная коробка передач, задубевшие тормоза, и даже заледеневшие стекла, через которые все равно ничего не видно. Добавим сюда же и замедленную реакцию водителя, пришедшего с мороза – ему нужно какое-то время, чтобы прийти в себя. Поэтому, особенно в сильный мороз, надо первым делом пустить мотор, а затем сделать несколько «полезностей» – смахнуть снег, оценить состояние дворников (вдруг примерзли?), почистить стекла. Много времени это не займет – соседи не разозлятся. А вот мотор, хоть и не прогреется до рабочей температуры, но гораздо спокойнее воспримет последующие нагрузки. Первый километр лучше ехать в спокойном стиле – заодно и подвеска немножко «разойдется», и тормоза «раскачаются».
Конечно, нам все время некогда. Но тратить время на последующие ремонты гораздо глупее, чем сэкономить минуту-другую на нормальном прогреве. А вот что делать если машину не завести в мороз, а подзарядить аккумулятор негде? На этот случае есть проверенный способ: о нем вы можете прочитать здесь.