Top.Mail.Ru
Мотор трясется и вибрирует: это норма или пора в ремонт?

Мотор трясется и вибрирует: это норма или пора в ремонт?

03.02.2022
В идеале двигатель внутреннего сгорания не должен трястись и вибрировать – гораздо эффектнее, когда он просто «шуршит». Но на практике так не бывает. Мотор трясется либо в силу своих конструктивных особенностей, либо по причине неисправности. Попробуем отличить одно от другого.

Редакция

Двигатель внутреннего сгорания — это набор массивных движущихся деталей, движение которых происходит с переменной скоростью. При этом возникают ускорения. А, согласно Второму Закону Ньютона, произведение массы на ускорение порождает силу – в моторе таких примеров несколько. Это силы инерции поступательно движущихся масс – поршней, и всего, что на них навешано. Еще имеются силы инерции неуравновешенных вращающихся масс — это шейки коленчатого вала и всего, что к ним прицеплено. Силы, помноженные на плечи, порождают моменты. Вот все эти силы с моментами и передаются на опоры мотора и, соответственно, на кузов машины, вызывая вибрацию. Характер их взаимодействия определяется конструкцией двигателя, количеством цилиндров и блоков, величиной угла развала этих блоков, порядком работы цилиндров, оборотами коленчатого вала. Иногда – очень редко – все эти факторы полностью компенсируют друг друга. Если такое удается, двигатель называют полностью самоуравновешенным. Всего признаков самоуравновешенности – шесть. Это равенство нулю суммарных сил инерции поступательно-движущихся масс (причем вызываемых ускорением с частотой, равной частоте вращения коленчатого вала двигателя и удвоенной частоте вращения — так называемых сил инерции первого и второго порядка), и  суммарных центробежных сил. К ним добавляются моменты этих сил, действующие относительно середины коленчатого вала в плоскости оси коленчатого вала

Мотор трясется и вибрирует: это норма или пора в ремонт?

Полностью самоуравновешенными двигателями являются  рядная шестерка и полученный на ее основе V-образный 12-цилиндровый мотор. Для уравновешивания  прочих моторов применяют конструктивные хитрости. Неуравновешенные моменты можно убрать с помощью специальных дисбалансов маховиков или дополнительных противовесов коленчатого вала. Для ликвидации сил инерции первого и второго порядка можно использовать специальные уравновешивающие механизмы, которые приводятся от коленчатого вала и крутятся либо с его скоростью (механизмы первого порядка), либо с удвоенной частотой вращения (второго порядка).

Теперь перейдем к основным дефектам, порождающим неравномерную работу ДВС.

У идеального двигателя все вращающиеся детали имеют либо идеальную балансировку, либо расчетный дисбаланс. Если это не так, мотор неизбежно будет колебаться с частотой того элемента, который несбалансирован. Чаще всего проблемы возникают вследствие износа деталей – например, двухмассовых маховиков. Тряску может вызвать и неграмотный ремонт мотора: скажем, установка поршней с разбалансом по массе. А в конечном итоге можно сказать, что вибрацию мотора чаще всего порождает неравномерная работа его цилиндров – причин для этого существует довольно много. Основные из них – низкая компрессия, несовершенная топливоподача, проблемы с зажиганием, а также с воздухоснабжением. Если при эксплуатации машины водитель почувствовал, что мотор начинает трясти сильнее, чем обычно, он должен разобраться с причиной как можно скорее, пока мотор, что называется, не слетел с катушек. Любая появившаяся дрожь не просто снижает комфорт эксплуатации транспортного средства, но и вредит двигателю. И только благодаря своевременной фиксации этого неприятного явления, определения его причины и оперативного устранения последствий возможно продление моторесурса и безопасная езда на автомобиле.

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное