У дизель-гибридного универсала Volvo куча достоинств: многорежимный полный привод, сверхнизкий расход топлива и возможность «заправляться» копеечным электричеством от обычной розетки. Но всех их перечеркивает единственный существенный недостаток
Владимир Маккавеев
Гибридная революция из яркой вспышки технологического прогресса, осветившей электрическим сиянием вековые традиции автомобилестроения, превратилась в форму рутинной осады традиционных ДВС. Причем подчас искусственной и не всегда обоснованной, каким в итоге получился перевод на гибридные рельсы чемпионата мира «Формулы-1». Ничего, кроме увеличения затрат и снижения эффектности автомобилей, «королевским гонкам» гибридизация не принесла. C гражданским же автопромом все далеко не так однозначно.
Первая волна моды на гибриды уже схлынула. И теперь люди задумываются над их приобретением, уже исходя больше из потребительских качеств, нежели руководствуясь имиджевой составляющей. Но если с обычными гибридами, отдача от которых зависит всего от двух показателей — емкости батареи и эффективности систем рекуперации, история более или менее понятна, то с «плагин-гибридами», заряжаемыми от сети, все далеко не так однозначно. Последние требуют еще и инфраструктуры, что в отдельных странах, в том числе и в России, значительно сужает круг потенциальных покупателей.
Впрочем, отдельных производителей это не смущает, и они, несмотря на кризис, все же решаются выводить на наш рынок полновесные электрогибриды. Последний такой пример — Volvo V60 Plug-in Hybrid — первый в мире дизельный гибрид с возможностью подзарядки от обычной электросети.
Автомобиль, может быть, и не самый перспективный с точки зрения потенциальных продаж. Все-таки цена в 3 млн за достаточно компактный универсал выглядит не слишком привлекательно. Однако новинка настолько необычная и любопытная, что пройти мимо нее было бы кощунством. Volvo V60 Plug-in является единственным представленным на российском рынке гибридом, позволяющим водителю самостоятельно выбирать как приводную схему, так и сам алгоритм привода.
Пятицилиндровый 2,4-литровый дизель мощностью 215 л. с. с крутящим моментом 440 Нм и 68-сильный элетромотор c постоянным моментом 200 Нм разведены как бы в параллельные цепи. Привод ДВС выведен на передние колеса, электродвигателя — на задние. Таким образом, V60 Plug-in по сути является не столько полноприводным, сколько абсолютно мультиприводным автомобилем. В зависимости от выбранного режима, из переднеприводного он может превращаться в заднеприводной или полноприводной универсал!
Формально режимов три, хотя на деле V60 plug-in еще более вариативен. Базовый характер движения шведского гибрида задается с помощью трех кнопок внизу центральной консоли: Power — режим полной мощности, при котором оба двигателя работают с максимальной отдачей, обеспечивая сумасшедшую динамику на полном приводе, а дизель параллельно еще и подзаряжает батарею. Суммарная мощность в этом режиме подскакивает до 283 л. с., момент взлетает до заоблачных 640 Нм, что даже при излишке веса 2-тонного универсала позволяет ему разгоняться до сотни всего за 6,1 с! Pure — режим чистой электротяги, при котором V60 plug-in превращается в заднеприводной автомобиль. Теоретически после полной зарядки от электросети (в зависимости от силы тока на нее уходит от 3,5 до 7,5 ч) литий-ионной батареи емкостью 11,2 кВтч, спрятанной в полу багажника, V60 plug-in способен проехать на электромоторе до 50 км. Цифра эта достаточно честная: во время теста в городском трафике нам хватило батареи на 41,5 км. Третий режим движения V60 plug-in — Hybrid, при котором водитель доверяет выбор алгоритма движения бортовому компьютеру, — призван обеспечить максимальный запас хода при минимальном расходе топлива (около 900 км на 45 л): ДВС автоматически включается при резком нажатии педали акселератора (что, кстати, происходит и в режиме Pure), недостаточном заряде аккумулятора электродвигателя и т. д. Расход, уровень заряда и моментный алгоритм работы гибрида отображаются на экране бортового компьютера. Помимо трех базовых режимов, на центральной консоли есть еще две кнопки, позволяющие влиять на работу системы: AWD — принудительный полный привод, при котором ДВС отдает часть своей энергии на зарядку мотора, а последний обеспечивает привод заднего моста, и Save — режим, в котором ДВС, независимо от выбранного базового режима, постоянно подзаряжает батарею с таким расчетом, чтобы автомобиль мог проехать на электротяге около 20 км. В противном случае, если отъехать на полсотни километров от питательной розетки, батарея разрядится практически до минимума, да так и останется на этом уровне. Эффективности систем рекуперации явно не хватает для поддержания ее сил. И это, пожалуй, главная слабость одного из самых совершенных гибридов, доступного теперь и в России.
Вождение | Один из самых вариативных автомобилей. Может быть резок, как тигр, и мягок, как котенок. 9 баллов |
Салон | Традиционный и привычный всем поклонникам марки. Разве что кнопок на консоли прибавилось да батарея «съела» изрядную часть пространства в багажнике. 9 баллов |
Комфорт | Из-за лишнего веса подвеску пришлось сделать весьма жесткой. 8 баллов |
Безопасность | Volvo — безусловный лидер в этом аспекте. 9 баллов |
Цена | Несоизмерима с классом. 7 баллов |
Плюсы
Потрясающая вариативность режимов привода, отличная динамика, приличная емкость батареи.
Минусы
Цена несопоставима с размерами автомобиля. Жесткая подвеска, низкая эффективность системы рекуперации.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габариты | 4635x1899x1484 мм |
База | 2510 мм |
Снаряженная масса | 2058 кг |
Полная масса | 2505 кг |
Клиренс | 137 мм |
Объем багажника | 430/1240 л |
Объем топливного бака | 45 л |
Силовая установка | ДВС: дизельный, 5-цилиндр., 2400 см3, 215/4000 л.с./мин-1, 440/2500 Нм/мин-1; электромотор: 68 л.с., 200 Нм/мин-1; суммарно: 283 л.с., 640 Нм |
Трансмиссия | автомат., 6-ступ., привод полный |
Размер шин | 235/45R17 |
Динамика | 230 км/ч; 6,1 с до 100 км/ч |
Расход топлива | 1,8 л на 100 км в смешан. цикле |
ВЕРДИКТ
V60 Plug-in — Бесспорно, один из самых интересных, технологичных и экологичных автомобилей на рынке. Однако, если учесть его цену, экономическая составляющая выбора растворяется в амбициях потенциального владельца. V60 Plug-in — дорогая игрушка на колесах, но уж никак не банальное средство передвижения.