Top.Mail.Ru
Saab 93. Стар и млад

Saab 93. Стар и млад

10.02.2000
Чуть более полувека назад, 12 декабря 1949 года, на заводе в Трольхеттане (Швеция) началось серийное производство легковых автомобилей марки Saab

Редакция

Чуть более полувека назад, 12 декабря 1949 года, на заводе в Трольхеттане (Швеция) началось серийное производство легковых автомобилей марки Saab. Первая сошедшая с конвейера легковушка — Saab 92 — проложила дорогу более чем 3,3 млн последователей, ставших известными во всем мире.

 

Saab 93. Стар и млад

1956 Saab 93
© Фото: Saab

 

Живой 92-й, первенец многочисленной семьи Saab, ныне раритет из раритетов. Встретиться с ним можно разве что в каком-нибудь очень крупном автомобильном музее. Отнюдь, естественно, не в России. А вот с его преемником — Saab 93 — мы недавно познакомились. Причем в Москве. Saab 93В 1959 модельного года восстановлен в техническом центре «Гема», по сути, из груды металлолома.

Скажем сразу: качество выполненных работ таково, что позволило воссоздателям автомобиля получить на него всевозможные охранные грамоты, причисляющие машину к разряду исторических ценностей.

Сорокалетний «швед» способен и сегодня поразить чистотой своих линий. Конструктор Гуннар Лингстрем и дизайнер Сикстен Сасон не просто наделили автомобиль запоминающейся внешностью — они использовали довольно передовую для своего времени конструкцию. Достаточно сказать, что одна из особенностей этой серийной машины 50-х годов — чрезвычайно низкий коэффициент аэродинамического сопротивления (Сх=0,35).

Дело в том, что создавали автомобиль «непрофессионалы». Если вы помните, Saab (Svenska Aeroplan Aktiebolaqet) — авиастроительное предприятие, после окончания второй мировой войны включившее в сферу своей деятельности автобизнес. По законам авиации и творили первые сухопутные «саабы». Взгляните на их профили — кроме сечения самолетного крыла на ум вряд ли что-то может придти!

Saab 93, с которым мы знакомимся, — из тех, что к 1959 году уже пережили серьезную модернизацию. Передняя часть автомобиля с довольно сильно измененными капотом, крыльями, решеткой радиатора существенно отличает его от 92-й модели. Но и с «прародителем» — Saab 93 1955 года — он тоже разнится: молдингом вокруг цельного лобового стекла, повторителями поворотов. Попутно заметим, что колер автомобиля (Toreador Red), один из самых популярных в 1959 году, и сегодня выглядит эффектно.

К 1959 году Saab 93 уже обзавелся множеством доселе нехарактерных салонных атрибутов. Помимо обновленной панели приборов с сигнальной лампой, предупреждающей водителя о том, что в баке осталось менее семи литров бензина, в обустройство вошли ремни безопасности, более комфортабельные сиденья с регулируемым наклоном спинки, запираемый «бардачок». Кроме того, появились омыватель ветрового стекла и правое внешнее зеркало заднего вида.

Кстати, уже в то время разработчики подбирались к возможным решениям трансформации салона, которые окончательно выкристаллизовались в 1974 году в модели 99L Combi Coupe. Но уже на Saab 93 заднее сиденье могло не только регулироваться по высоте, но и складываться, позволяя увеличить объем багажного отделения.
Сказать по правде, багажничек у 93-го — не ах. К тому же боковины «подъедены» чрезмерно низкой линией задних крыльев, отчего содержимое отсека кажется незащищенным. (Достаточно посмотреть на «сундук» современной модели 9-5, чтобы понять о чем идет речь).

Однако, что еще приобрел Saab 93 того года, помимо уже отмеченного, так это быстросъемное правое переднее сиденье.

На фоне своего предшественника автомобиль стал более прогрессивным и в конструктивном плане. Вместо двухцилиндрового двухтактного двигателя, размещаемого поперечно, в моторном отсеке появился двухтактный, но уже продольно расположенный 3-цилиндровый силовой агрегат, вынесенный немного вперед. Мощность мотора объемом 748 см3 возросла до 33 л.с. Система охлаждения двигателя пополнилась водяным насосом, вентилятором и термостатом. Электрооборудование выполнено по единой для Европы 12-вольтовой схеме.

Откидываемый вперед вместе с облицовкой радиатора капот предоставлял в распоряжение механиков недюжинный объем подкапотного пространства. И все же силовой агрегат выглядел в нем чуть ли не бутоньеркой. Обслуживать системы автомобиля, согнувшись в три погибели, было неудобно.

Saab 9-5 в этом плане устроен с точностью до наоборот. Его моторный отсек забит так, что руку сунуть некуда. Здесь если и возникнут проблемы, то уже иного рода.

В подвеске Saab 93 отказались от торсионов в пользу витых пружин. Передние тормозные барабаны увеличились в размерах. На смену камерным покрышкам пришли бескамерные 15-дюймовые.

С 1959 модельного года на машины этой марки стали устанавливать топливный бак, который сам «готовил» двухтактную смесь. Помимо обычной горловины здесь имелся специальный наклонный канал для заливки масла.

Наши впечатления от знакомства с автомобилем конца 50-х окончательно сформировались только после того, как нам удалось на нем проехаться. Некоторое замешательство при посадке вызвала дверца, распахивающаяся несколько непривычно, как бы наоборот. При выходе, однако, возникла та же проблема. Почему-то усилие по открыванию двери постоянно прикладывалось не в «ту» точку. Привычка — вторая натура.

Зато приятно удивили удобство посадки и наличие регулировок у водительского кресла. Как, впрочем, и кремовый цвет кожаной обивки сидений и салона, на редкость удачно гармонирующий с колером самого автомобиля. Почему-то вспомнились 21-я «Волга» и «Москвич-408» первых выпусков...

Привыкать к общению с подрулевым механизмом переключения передач трехступенчатой коробки не пришлось, как, впрочем, и к алгоритму переключения. Все произошло как-то само собой.

Зато мотор запускали по подсказке. Ключом включается только зажигание. Непосредственный пуск двигателя осуществляется с помощью специальной «гашетки» — необходимо потянуть ее на себя. Затем вы плавно утапливаете ее, услышав равномерное стрекотание двухтактного мотора.

Свои «пунктики» есть и у Saab 9-5. Например, ключ зажигания находится не на рулевой колонке, а на центральной консоли у рычага переключения передач. Поэтому естественным становится запирание не руля, а передачи заднего хода. Кстати, ключ из замка зажигания можно вынуть, только «воткнув» задний ход.

Учитывая то обстоятельство, что двигатель московского Saab 93 изрядно поизношен, мы отнеслись к нему чрезвычайно бережно. Больше 40 километров в час не выжимали. Однако и этого было достаточно, чтобы вслед за нашим драгоценным раритетом несся голубовато-сизый шлейф, вызывающий опасения скорой кончины мотора. К счастью, бог миловал. Но и чего-то особого в плане управляемости и ходовых качеств нам в связи с этим подловить не удалось. Отметили удобное и легкое пользование органами управления, а также слегка увеличенный радиус разворота.

...Не знаем, что заставляло горожан оборачиваться нам вслед: то ли цвет авто, то ли пугающее марево его отработавших газов. Но для нас время в машине потекло вспять.

Сталинские пятиэтажки уже не казались такими угрюмыми. А попадающиеся на пешеходных переходах старички и старушки не раздражали своей нерасторопностью. Казалось, вот-вот навстречу появится красавец «ЗиМ», а из-за угла выплывет 21-я «Волга». А то вовсе прогромыхает рядом допотопный «захар» в паре со стареньким «газоном».

Однако стоило взглянуть в зеркало заднего вида, примостившееся на торпедо, как все разом улетучивалось — шедший следом Saab 9-5 мгновенно возвращал к действительности...

Ставка шведской компании на производство в послевоенное время небольших автомобилей себя оправдала. Правда, в первый год их удалось собрать всего 1246 вместо прогнозируемых отделом маркетинга 15-35 тысяч. Да и десятитысячную планку компания смогла превысить лишь в 1958 году. Однако с тех пор время безвозвратно ушло вперед, до неузнаваемости изменив и автомобили Saab, и их имидж.

Мы благодарны судьбе за этот экскурс в прошлое. Возможно, с легкой руки талантливых реставраторов из московской «Гемы» возьмем такие встречи за правило.

 

Saab сменил хозяина

Как раз в те дни, когда завод в Трольхеттане праздновал 50-ю годовщину начала выпуска первого серийного автомобиля Saab, General Motors объявил о том, что становится единоличным хозяином Saab Automobile AB. До настоящего времени GM имел лишь 50% акций шведской компании. Другая половина находилась в ведении Investor AB. (Под обезличенным названием скрывается могущественная семья Валенберг, в недавнем прошлом полновластно владевшая фирмой Saab.)

Незадолго до этого Investor AB избавился от известного во всем мире производителя грузовиков Scania CV AB, продав свою долю акций не менее именитому в этой области Volvo Trucks.

Кое-кто поспешил объявить траур по национальному автопрому. Однако трезвые умы считают, что компании с незначительными объемами производства, узким модельным рядом и ориентацией на внутренний рынок выжить в одиночку просто нереально. Сохранить позиции можно лишь путем интеграции производства, что, собственно, и произошло.

Заметим, что Saab в своей участи не одинок. Нечто подобное пришлось пережить не так давно Volvo Car Corp. в результате ее покупки американской компанией Ford.

Похоже, до завершения передела автомира еще далеко, и сообщение, пришедшее в самом начале 2000-го по каналам информационных агентств, это подтверждает.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное