Над автодромом ADM Raceway в Мячково ни облачка, но раскаты грома заставляют постоянно поднимать взгляд к небу. Где-то вдалеке тренируются пилотажные группы перед авиасалоном МАКС. У нас на трассе свои боевые высокотехнологичные машины - Nissan GT-R Black Edition и Skyline GT-R R34. Что ж, отличный день, чтобы попрощаться с Годзиллой и взгрустнуть о ее славном прошлом.
Михаил Татарицкий
Nissan GT-R Black Edition. Цена: от 7 626 000 руб. В продаже: с 2017 г.
Nissan Skyline GT-R R34. Годы производства: с 1999 по 2003 г.
Да, попрощаться! Увы, еще летом стало известно, что Nissan прекращает продажи GT-R на территории России до конца 2019 года — истек срок действия сертификата Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Продление сертификата означало бы установку системы ЭРА-ГЛОНАСС (той самой, из-за которой наш автомобильный рынок несколько лет назад серьезно обеднел) и, соответственно, уничтожение минимум двух суперкаров в угоду испытаниям. Но, учитывая штучные продажи модели за последние годы, такие меры оказались невыгодны российскому офису компании.
Заявленная максимальная скорость Nissan GT-R Black Edition — 315 км/ч. Только от одного упоминания цифр разгона до сотни в 2,8 секунды у автомобильных энтузиастов дух захватывает, а на деле такое ускорение с «лаунч-контроля» проверяет на прочность возможности организма. Но сейчас цифровой счетчик спидометра еле подбирается к 10 км/ч. И то с завидной редкостью. Вместо разрезания нижних слоев атмосферы и уничтожения высокооктанового топлива на гоночном треке я за рулем белоснежного R35 толкаюсь в многокилометровой пробке на Новорязанском шоссе. Стараюсь объезжать ямы и просевшие люки, но то и дело автомобиль содрогается всем кузовом от очередной неровности.
Кажется, правая нога затекла еще час назад. Спина — примерно с полчаса. На легкое нажатие на педаль газа GT-R реагирует с ленью. Чуть добавляю усилие, и двухдверка прыгает к бамперу плетущегося впереди «Соляриса». Причем сопровождается скачок целым набором страшных звуков: трещит редуктор, странные звуки издает коробка, скрипят двери, подвеска, тормоза и еще Бог знает что. За 20 000 км, проведенных в пресс-парке, автомобиль изрядно истрепали.
Навигатор на протяжении последнего получаса уверяет меня, что до подмосковного автодрома ADM Raceway осталось полчаса. Издевательство. Где-то в этой же пробке к месту встречи должен прорываться синий Skyline GT-R R34 в исполнении V spec со своей владелицей, Марией. После короткого обмена сообщениями с ней я засовываю свои жалобы куда подальше. Маша толкается в этой же пробке, но на автомобиле с механической коробкой передач с двухдисковой металлокерамикой и форсированным RB26DETT под капотом.
Пожалуй, я не переживал так даже на первом свидании в школе, как во время подготовки к этому тесту. Первое по-настоящему близкое знакомство со Skyline GT-R R34, который максимально близок к родному состоянию. По крайней мере, из тех, что удалось найти в Москве. Стоит ли объяснять, почему столько волнения?! Skyline GT-R — идол для апологетов JDM. Победы в автоспорте, частные перестроенные проекты под тайм-аттак, дрэг-рейсинг, кольцевые гонки, дрифт, вселенная игр Need For Speed и Gran Turismo, манга Initial D и, наконец, «Форсаж» и «Пол Уокер». Но перед самым часом X мои мысли занимает GT-R R35.
Последняя моя встреча с Годзиллой состоялась шесть лет назад и оставила невероятный пласт эмоций. А теперь? Где они все?! Да, «Джи Ти Ар» все так же чертовски быстр! Особенно когда в момент прохождения поворота на скорости 120 км/ч вспоминаешь о его снаряженной массе — 1745 кг.
С тех пор Годзилла стала мощнее — «битурбошестерка» выдает уже 570 сил и 637 Нм крутящего момента. Она все еще проверяет мою шею на прочность и вестибулярный аппарат на выносливость, срываясь с места. Все так же классно огрызается своим квартетом выхлопных патрубков на нажатие ярко-красной кнопки стартера. Но того мальчишеского восхищения нет. В 2019 году GT-R R35, который разительно не менялся с начала своего производства, не срывает голову. Сегодня, привыкнув к молниеносному отклику моторов современных спорткаров, меня удивляет пауза, с которой до 6000 оборотов раскручивается коленвал VR38DETT. А ведь там все самое интересное!
Добравшись до ADM Raceway, я наконец-то выпускаю зверя «Джи Ти Ар» на волю. И хоть доступная конфигурация подходит для него не лучшим образом — слишком много медленных поворотов, — Годзилла успевает раззадорить. Двигатель просыпается после 6 тысяч, невнятное жужжание исчезает, стрелки на аналоговых и цифровых датчиках бросаются в правые секторы шкал. Но управляемость не вызывает восторга. Конечно, нельзя всё мерить Porsche (или можно?), но невольно я сравниваю GT-R и 911‑й (991). У «Карреры» есть безупречная связь автомобиля с водителем, когда ты подумал, а машина исполнила. В случае с «Ниссаном» автомобиль сам по себе, ты — сам по себе. И вот вы вдвоем пытаетесь что-то сделать толковое. Заслугами хитроумной системы полного привода ATTESAE-TS AWD S с двумя карданами что-то даже получается.
Мне нравятся рубленые линии 35‑го, но, оказавшись рядом со Skyline GT-R R34, окрашенным в насыщенно-синий цвет, уже ни о чем другом думать не могу, кроме как скорее прыгнуть за его руль. Спустя 20 лет строгие формы «тридцать четвертого» притягивают взгляды похлеще клипов Little Big. А может все дело в масс-медиа?! В любом случае, через минут 15 ловлю себя на мысли, что уже десятый раз обхожу вокруг автомобиля и никак не насмотрюсь на его фирменные кругляши задней оптики, на широкое антикрыло, на массивные задние арки, на фары и асимметричный передний бампер. Мария даже в какой-то момент настороженно спрашивает меня, все ли в порядке с ее любимцем. «Он прекрасен!» — отвечаю я.
Ее Skyline GT-R R34 в исполнении V Spec 1999 года выпуска и вправду хорош. Видно, что о машине заботятся. Но самое важное, что из тех «Скаев», что нам удалось найти, этот еще (относительно) близок к «стоку». Из доработок — двухдисковое керамическое сцепление OS Giken STR, пара турбонагнетателей от версии V Spec II Nur, форсунки Bosch Motorsport 1000cc, мозги Apexi и выпуск. Как результат — мощность рядной 2,6‑литровой «шестерки» RB26DETT возросла до 524 сил и 542 Нм.
Прыгаю на водительское место, и каково мое удивление, что в R34 просторнее, чем в 35‑м, а у жестких спортивных кресел профиль намного удачнее. Не самое актуальное замечание для спорткара, но и по отношению к пассажирам второго ряда R34 лояльнее: больше пространства над головой и в коленях. Беглый взгляд по интерьеру — и в памяти всплывают приятные воспоминания о своих праворульных «Ниссанах» выпуска конца 90‑х — начала нулевых. Кажется, даже запах здесь тот же!
Никаких кнопок! Рядная «шестерка» оживает с поворотом ключа, но рык мотора перебивает характерный пронзительный звон двухдисковой металлокерамики при выжатой педали сцепления. Ответственный момент — тронуться. Маша, пустившая меня за руль, переживает за это больше всего. Двухдисковая керамика не любит, когда ее жгут. Поддал газу и бросил. Подкидываю обороты до 3000, бросаю левую педаль, и R34 прыгает вперед. Тут же вспоминаем с Машей утреннюю пробку и кому из нас пришлось тяжелее. «Приходится оставлять себе окно, чтобы тронуться, а в него, естественно, все лезут», — сетует она.
В дальнейшем никаких проблем. Ход кулисы 6‑ступенчатой коробки понятен, переключения точные и быстрые. На низах GT-R R34 радует слух приятным басом, который линейно усиливается при повышении оборотов. После первой пары поворотов создается ощущение, что R34 охотнее реагирует на руль, он маневреннее (спасибо подруливающему механизму задней оси Super HICAS), а обратная связь прозрачнее. Как представитель поколения PlayStation, до этого момента за рулем Skyline GT-R R34 я сидел только в симуляторах. Теперь, вот же оно! Полнота ощущений от инженерного шедевра из 90‑х, который пробуждает эмоции даже спустя пару десятков лет после своего рождения. После короткого знакомства с «тридцать четвертым» в мою голову вероломно влезла новая цель на обозримое будущее — найти и от души проехаться на полностью стоковом Nissan Skyline GT-R R34. Скорее всего, для этого и придется отправиться в Японию или Великобританию.
Мимолетного знакомства с Nissan Skyline GT-R R34 мне хватило, чтобы понять, почему его владельцы не готовы с ним расставаться, даже если им предлагают обмен на новый R35 ключ в ключ. Из инструмента для покорения автодромов и донора под гоночные проекты GT-R R34 перешел в разряд «новой классики», и экземпляры, приближенные в оригинальном состоянии, дорожают изо дня в день.
В истории бренда GT-R было много взлетов и падений. Был и многолетний перерыв в самом существовании между Skyline GT-R KPGC110 и GT-R R32. Хочется верить, что Годзилла не просто вернется в Россию, а вернется в новом воплощении, которое под стать прежним будет сводить с ума настоящих «петролхэдов».
Технические характеристики |
||
Nissan GT-R R34 | Nissan GT-R Black Edition | |
Габариты, вес | ||
Длина, мм | 4600 | 4710 |
Ширина, мм | 1785 | 1895 |
Высота, мм | 1360 | 1370 |
Колесная база, мм | 2665 | 2780 |
Снаряженная масса, кг | 1560 | 1745 |
Полная масса, кг | н. д. | 2200 |
Клиренс, мм | н. д. | 105 |
Объем багажника, л | 180 | 315 |
Объем топливного бака, л | 65 | 74 |
Динамика, экономичность | ||
Максимальная скорость, км/ч | 250 | 315 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 5,2 | 2,8 |
Расход топлива, л/100 км: | ||
Техника | ||
Тип двигателя | бензиновый, твин-турбо, рядный, 6‑цилиндровый | бензиновый, битурбо, V6 |
Рабочий объем, см3 | 2568 | 3799 |
Мощность, л.с. при мин-1 | 280/6800 | 570/6800 |
Крутящий момент, Нм при мин-1 | 392/4400 | 637/3300–5800 |
Трансмиссия | механическая, 6-ступенчатая | роботизированная, 6-ступенчатая |
Привод | полный | полный |
Размер шин | 245/40R18 | перед. 255/40R20 / зад. 285/35R20 |
Благодарим администрацию автодрома ADM Raceway за помощь в организации фотосессии.