Несмотря на падение цен на нефть, бензин не думает дешеветь. Опять же, доходы населения в последнее время ощутимо сократились. Поэтому в разгар пандемии мы решили протестировать метановый Lada Largus CNG. Вернее, тест начался еще до самоизоляции, но вскоре автодилерам запретили работать, салоны закрылись, и вернуть машину я не смог. За два с лишним месяца Largus намотал больше 5 тысяч километров. Вполне достаточно, чтобы сделать кое-какие выводы.
Игорь Сирин
Главный вопрос, который задают все знакомые, которые узнают, что я езжу на метановом автомобиле: каково это — ездить верхом на «бомбе»? Скажу честно — не знаю. Да, каждый раз, когда Largus переключается с бензина на метан, клапан на баллоне издает достаточно заметный щелчок, который громко резонирует по стальной колбе. Но это — единственное мгновение, когда я вспоминаю, что за спиной пассажиров находится около 20 кубометров газа под давлением 200–220 атмосфер. Остальное время я стараюсь об этом не думать. В старину говорили: «Кому суждено утонуть, в пожаре не сгорит». К тому же я верю в заводское качество установки системы и в ее итальянские компоненты. В Европе машин на метане много, заводских и дооборудованных — там за безопасностью следят очень строго. И будь метан опасен, вряд ли он был разрешен.
Почему оборудование именно итальянское? Ответ тоже простой: ежегодно на Апеннинах регистрируется 150–200 тысяч метановых машин, это три четверти всех автомобилей на этом типе горючего в Европе. Причем газ у них есть примерно на половине всех АЗС и стоит он вдвое дешевле бензина и дизеля.
Водители, выбравшие Largus, с самого начала понимают, что доверили свою жизнь далеко не самому безопасному аппарату. Даже в топовой комплектации нет системы стабилизации, всего две подушки безопасности. Нет напоминания о спускающих колесах, которое часто может предотвратить ДТП. Набор систем комфорта тоже минималистичен: ни за какие доплаты не доступны климат-контроль, круиз, датчики света и дождя. Спасибо, что есть дистанционное управление центральным замком и стеклоподъемники.
Магнитола предельно простая, хотя и с Bluetooth, но, разумеется, без управления на руле. Сама баранка не регулируется по вылету, а спинка водительского кресла заметно люфтит, хотя машину я получил с пробегом всего 4000 км. Конечно, хотелось бы добавить шумоизоляции. В салон постоянно проникает и дорожный гул, и шум мотора. А еще на холостых на метане двигатель работает с легкими перебоями.
Однако владельцы «Ларгусов», с которыми я пообщался, на дискомфорт смотрят философски. Этот автомобиль любят за другое: в первую очередь за огромный багажник и простую, надежную конструкцию, которая досталась «Ладе» от первого поколения Renault Logan. Но и тут есть оговорки: уже несколько лет на «Ларгусы» ставят вазовские моторы 87 или 106 л. с. Они весьма неприхотливы, а с недавних пор при обрыве ремня ГРМ клапаны не встречаются с поршнями.
Самая большая потеря метанового «Ларгуса» — это именно багажник: он уменьшился почти вдвое, с 560 до 300 литров. А главное, при складывании спинок задних сидений получается огромный горб, убивающий возможность перевезти холодильник или шкаф.
С точки зрения водителя, отличия метанового «Ларгуса» от обычного минимальны. У ручки КП появился несколько кустарный указатель запаса газа с единственной кнопкой управления системой. Никакой интеграции с бортовым компьютером нет. Расход газа можно высчитать только самому в блокнотике, и то с поправкой на разное давление на АЗС. Методика от полного бака до полного бака, как на бензине, не работает. В зависимости от давления на заправке в пустой баллон влезает разное количество газа. При номинале в 22 куба я видел результаты от 19,5 до 21,3. В среднем заправки хватает на 300—350 км, в зависимости от количества метана и трафика. Так что 1 кубометр можно приравнять к 1 литру бензина. Завод обещает средний расход 7,7 литра 92‑го или 8 кубометров метана на 100 км.
Из-за маленького объема баллона заправляться приходится часто, но суммы на чеках с АЗС радуют. Полный бак — 350–400 рублей. И это при достаточно высоких столичных ценах — 17,5–18,5 руб. за кубометр. Выходит, что 1 км пути на газе стоит 1–1,2 руб., тогда как на бензине — около 3 рублей. Ощутимая разница! В регионах я видел ценники и 14 рублей за куб. Так что экономия должна быть еще более заметная.
По умолчанию, газовая система настроена на приоритет метана. На него «Ларгус» переходит сразу же после прогрева. Летом это считаные секунды, при нулевой температуре — несколько минут. Принудительно можно перевести машину обратно на бензин, и нужно это, в первую очередь, ради улучшения динамики. Да, Largus никогда не претендовал на лавры спорткара, но метан сделал его еще медлительнее. Мало того что газовое оборудование весит около 100 кг, так еще и переход на метан съедает 12 л. с. и 13 Нм.
Чтобы компенсировать потерю мощности, вазовцы поставили на версию CNG коробку передач Renault: у нее более короткая главная пара (4,2 вместо 3,9). Заявленные данные разгона до сотни — 13,7 секунды на бензине и 14,5 на метане. Обычный 106‑сильный «Ларгус» разгоняется за 13,4. Учитывая, что светофорные старты точно не его стихия, я попробовал засечь эластичность — ускорение на пятой передаче с 60 до 130 км/ч. Для чистоты эксперимента заезды проходили на одном и том же участке шоссе. Разница получилась колоссальная: 51 секунда на метане и 35 на бензине. И это при условии, что в машине было всего два человека и пустой багажник. А что будет при полной загрузке? Так что, выходя на обгон на трассе, водителю жизненно важно точно рассчитать дистанцию, а лучше заранее переключить питание мотора на бензин. Пожалуй, было бы неплохо, если бы при нажатии на газ в пол система сама переходила на жидкое топливо, но это слишком сложно для «Лады»…
Немногочисленность метановых заправок, на которую обычно жалуются апологеты бензина, не доставила мне проблем. В столице их около 10, все они расположены у МКАДа. У меня максимальное отклонение от привычных маршрутов составляло не более 5 км в одну сторону, а иногда заправки попадались по пути. Благодаря интернету газовые АЗС всегда можно найти и даже заранее узнать цену топлива. Однако в Московской области мне удалось отыскать всего две заправки. Увы, маршрут Москва-Сочи проделать на метане и вовсе невозможно, при всем желании: перегоны между газовыми АЗС превышают 500 км.
Так что для тех, кто хочет кратно снизить затраты на топливо, Largus CNG — очень интересная машинка. Конечно, с поправкой на заметную потерю объема багажника и некоторый ущерб в динамике. Радует, что проблема багажника не коснулась цельнометаллических фургонов на базе Largus: в грузовой версии баллон отделен от салона перегородкой и установлен сразу за водительским креслом.
Для тех, кто хочет сэкономить на топливе, но не слишком нуждается в багажнике, есть метановый седан Lada Vesta. Он заметно комфортнее и богаче оснащен, да еще и доступнее: базовая цена газовой «Весты» — 850 тысяч рублей против 900 тысяч, которые просят за «альтернативный Ларгус».
Вопреки всему мне универсал понравился. Холодильники я вожу редко, а за 5 тысяч пройденных километров автомобиль сэкономил мне около 10 тысяч рублей. Неплохой результат. Но как быстро удастся «отбить» переплату в 180 тысяч рублей — вопрос открытый.
Технические характеристики Lada Largus CNG |
|
Габариты (длина/ширина/высота) | 4470х1750х1670 мм |
База | 2905 мм |
Снаряженная масса | 1450 кг |
Полная масса | 1790 кг |
Клиренс | 170 мм |
Объем багажника | 300 л |
Объем топливного/газового бака | 50/90 л (22 м3) |
Двигатель | бензин./метан., 4-цилиндр., 1596 см3, 106/5800 л. с./мин-1, 148/4200 Нм/мин-1 |
Трансмиссия | механическая, 5‑ступенчатая, привод передний |
Размер шин | 185/65R15 |
Динамика (бенз./газ) | 162 /155 км/ч; 13,7/14,5 с до 100 км/ч |
Расход топлива | 7,7 л / 8,0 3 на 100 км в смешан. цикле |
- Пожалуй, самый доступный способ перемещения на автомобиле.
Затраты меньше 1 рубля на км возможны только на электромобиле.
- не существенная потеря динамики, вдвое сократившийся объем
багажника, не достаточное развитие сети метановых АЗС в регионах.
Вердикт
Мне кажется, идеальным был бы «Ларгус» с более популярным газом пропаном. Для него есть торообразные баллоны вместо запасного колеса. А так как запаска у «Ларгуса» снаружи, безопасность от этого повышается. Да, экономия несколько ниже, но АЗС больше, а главное, сохраняется огромный багажник.
Какая потеря мощности на метане? И почему расход газа вдруг больше чем бензина? Там что, не прошивают эбу для работы на газе? У меня ваз 2131 на метане, потеря мощности отсутствует в принципе или она настолько незначительна, что не ощущается. Расход газа на 100 километров пути около 10 кубометров по городу и от 8 до 9 по трассе, расход бензина 11 и 10 литров соответственно. Вот когда установили гбо, а прошивки ещё не было, на газе машина практически не ехала. Конкретный провал при нажатии на педаль газа; с трудом удалось разогнать до 50 км/ч, больше ни в какую. Поставили прошивку под газ — сразу поехала нормально, разницы с бензином никакой.
Ото бьется разница в180000р. через 90000 км.
Заправок мизер, объем сжирает существенно(главный плюс самобеглой коляски) опять же поверка оборудования. На(зачем) уя этот «гиморрой»?
При пробеге в 20000 в год отбивает я за 2 года, т е 40000 км, так что не звизди
Может надо было просто Логана купить и не мучиться?
Купил бы октавиа метан, но в рф как всегда нет норм авто
У нас в Красноярске газ стоит 27 руб, что за сказочные цены у вас там?
27 у вас стоит пропан, а речь о метане идет вроде не?
/ Но как быстро удастся «отбить» переплату в 180 тысяч рублей — вопрос открытый./-почему такая переплата? установка будет стоить 60тыс., а ещё раз в 5 лет, на поверку//
Это установка пропана стоит 60 тысяч, а здесь речь про метан.
установка пропана около 35, метана около 70
Это машина с установкой с завода. По этому и разница 70 или 180….
А почему не 8 кубокилометров метана?
Бред, с чего бы ему залетать, если он закреплен. Опять же, даже на самых дешёвых баллонах стоят предохранительные клапана, Лада же использует современные композитные баллоны, которые прошли все испытания на безопасность. Это же не гбо которое собрали в гараже на коленках. Заводское гбо проходит полноценную сертификацию, и по мне куда безопаснее того же пропана который установили в соседнем гараже.
В случае ДТП залетит этот боллон и убьет всех своей кинетической энергией. А если он взорвется? Сейчас у нас на улице +33С. В салоне авто + 60С через 10 минут после остановки.
Автор молодец толково .Мне кажется я решил проблем безопасности метана : по остальным комментам в 2 словах какой бы вы богажник не имели все не перевезете, метан на авто термически практически не взрывается есть и более маломощные авто. Пропан за несколько лет подорожал на 100%.
Ну так это не значит что метан не может подорожать на столько же.
Потеря мощности,через тысяч 50000 прогоревшие клапана и постоянно горящий чек. Метан на Ларгусе лютое извращение. Никаких плюсов перед пропаном,а минусов вагон.
7 лет 160т. км. на ларгусе фургоне с метаном. Экономия = стоимости новой машины ~396т.р. Оборудования BRC проблем не было никаких. Масло через 15т. км, сливаешь, а оно еще чистое. Чек иногда загорается не надолго вариатора уоз.
Эх друг! Как же тебя развели… Знай, может пригодится в последующем. BRC это самая крутая фирма в производстве ГБО, даже учитывая тот момент, что они не выпускают ГБО 5 и 6 поколений (не считают нужным),и именно эта компания придумала и реализовала множество идей в части ГБО (что сейчас плагиатят всякие диджитроники и прочая нечисть с польши), например, опережение впрыска, запуск прогретого авто на газе, аварийный запуск с газа (сдох бензонасос к примеру), подвпрыск детонационной дозы бензина в ТВС, что для пропана,что для метана, но главное не это. Дело в том,что при конфигурировании метановой установки в BRC по умолчании включается вариатор, т.е. тебе навялили ненужную услугу в виде вешнего вариатора.
У меня Веста cng. На газу она все равно кушает бензин. Вы представьте газ-газовую смесь, клапана бы горели каждые 100км. Примерный разход по трассе 150 рублей на 100км. По городу примерно 2 рубля 1 километр. К примеру бенз 5 рублей, пропан 3. Но, к ТО добавьте 2600 рублей на газовый фильтр.
По мне ставить на машину которую покупают именно из-за багажника метан это клиника… У самого ларгус, но через год после попупки поставил пропан (баллон вместо запаски) и вывесил запаску на кронштейн на задней двери. Пропан с установкой и регистрацией в ГИБДД вышел около 30 тысяч, заправки 32 литра хватает на 300-320км по городу и 400 по трассе. Пропановых заправок ощутимо больше чем метановых и даже при чуть большей цене газа он выходит экономичнее, плюс не пропадает место в салоне, ванны, холодильники и другие вещи ради которых покупался ларгус вмещаются прекрасно.
Согласен у меня ланос на пропане , почти все совпадает с твоими результатами
Пропан дороже и плюс расход пропана тоже больше по сравнению с метаном. На больших пробегах метан будет заметно дешевле пропана (если брать только стоимость заправки, то почти в 1.5 раза дешевле чем пропан)
Сами пишите ,что в среднем входит в баллон 20 кубов (19.5-21.3) метана! И откуда 300 _350 км..если сами же пишете что средний расход 8 кубов на 100 км…Выходит 250 км, а не 300..
Был бы вариант установить баллон над крышей,тогда это супер ,а так эту машину берут ради багажника
Лучше вместо запаски баллон поставить а запаску и на дверь можно было бы присобачить как нибудь
как только метан создаст достаточную конкуренцию пропану, оба могут начать дешеветь