Как выглядит коллекционный Jaguar E-Type Series 1, сошедший с конвейера в 1963 году, на фоне его современной интерпретации — спорткара F-Type? Мы решили поделиться своими ощущениями от обеих машин, которые разделяет более чем полувековая пропасть
Михаил Татарицкий
Толстые стеклоочистители шныряют из стороны в сторону по ветровому стеклу, пытаясь обеспечить мне хоть какую-то видимость дороги. Более трех недель погода радовала обилием тепла и солнца, но сегодня небеса решили отжать на землю весь скопившийся запас воды, превратив некоторые улицы города в Венецию. И именно на сегодня я, наивно доверившись синоптикам, запланировал встречу с культовым автомобилем прошлого века. Он является частью экспозиции в Нью-Йоркском музее современного искусства. В свое время им владели такие звезды, как Стив Маккуин, Джон Колтрейн, Фрэнк Синатра и Брижит Бардо. Сам Энцо Феррари когда-то отметил его красоту. И если даже Комендаторе, создавший синонимы изящества, оценил детище инженеров из Ковентри, что уж мне сотрясать воздух прилагательными.
JAGUAR F-TYPE 400 SPORT CONVERTIBLE
Я еду за рулем лимитированной версии 400 Sport, производство которой ограничено одним годом. 365 дней — и ни сутками больше. Ее анонсировали еще в январе вместе с рестайлингом всей линейки F-Type. 400 — от количества «лошадей» в графе «Мощность мотора». С трехлитрового бензинового V6 с нагнетателем британцы сняли еще 20 сил. Крутящий момент остался прежним — 460 Нм. Логично предположить, что прирост мощности отразился на динамических характеристиках. Но как бы не так! По паспорту 400-сильный F-Type разгоняется до сотни за те же 4,9 секунды, что и 380-сильная версия. Варианты с полным приводом на 0,2 с медленнее. Максимальная скорость тоже осталась на отметке 275 км/ч.
Так что же, он не быстрее более доступной «эски»? Это так, если говорить о «светофорных гонках», и не так, если речь идет о выезде на гоночный трек. Инженеры тщательно поработали над шасси, оснастив 400 Sport механическим самоблокирующимся дифференциалом на задней оси, тормозной системой с 380- и 376-миллиметровыми дисками спереди и сзади соответственно, а также поколдовали над аэродинамикой, наградив спорткар более агрессивным обвесом с расширенными порогами и большой «губой» спереди. Правда, для выезда на тот же трек было бы лучше, если бы тормозные диски были с перфорацией. В любом случае, бить по тормозам теперь можно позже, а придавливать правую педаль — раньше.
Еще у особой версии есть новая светодиодная адаптивная оптика, 20-дюймовые колесные диски в матовом темно-сером цвете, мультимедийная система Touch Pro, более легкие и прочные кресла, подрулевые лепестки из анодированного алюминия, желтая контрастная прострочка, буквально повсюду присутствуют шильдики 400 Sport (спереди, сзади, на рулевом колесе и на подголовниках), и почти миллион добавлен к цене по сравнению с базовым 380-сильным F-Type. В сумме получается 6 711 000 р. с пометкой «от». За кабриолет, который вы видите на фотографиях, придется доплатить еще (присядьте!) 725 тысяч. Хотите полный привод? Тогда еще почти 300 тысяч! Многовато... Но лимитированная версия ведь на то и лимитированная, чтобы быть еще и дороже.
С недавним появлением младшей 300-сильной версии модификация 400 Sport в гамме «ЭфТайпов» расположилась в аккурат посредине между спокойствием и чистым безумием. Пятилитровый SVR со своим бунтарским характером, готовый сожрать любого за один лишь взгляд, чертовски крут!575 «огнедышащих лошадей» нафаршируют водителя эмоциями похлеще, чем концерт Slipknot и Rammstein, помноженный на десять. Быстрая, мощная, громкая и порою непредсказуемая. Топить на ней на все деньги, все равно что захаживать в клетку со львами: расслабишься, переборщишь с газом, и из тебя сделают карпаччо.
Новый F-Type с двухлитровым турбомотором тоже неплох. По крайней мере, мои коллеги по цеху остались довольны знакомством с ним. Но все же… Два литра… Сами понимаете, это шутки про пакет сока и тому подобное. Поэтому, на мой взгляд, трехлитровый V6 с нагнетателем выглядит самым оптимальным вариантом. Этакая золотая середина. Мало того, в отличие от топовых R и SVR, он доступен с задним, а не с полным приводом. Что, конечно, очень хорошо.
Эмоций 400 Sport дарит не намного меньше. Пусть у него нет стягивающего щеки к затылку ускорения, но напористый характер он сохранил в полной мере. Восьмиступенчатый автомат в ручное управление, электронику в «спорт», зажимаем обе педали, активируя лаунч-контроль, отпускаем левую ногу, и с яростным рыком «кошка» бросается вперед. Щелчок лепестком. Вторая. «Бам!» Духовой оркестр отстреливает с металлическим звоном. Третья. Четвертая. Пятая. И каждый раз: «Бам!Бам!Бам!» Каждое переключение — словно Кинг-Конг лупит вам в спину из гранатомета, заставляя сильнее сжимать пальцы на рулевом колесе и напрягать мышцы шеи, чтобы не оторвалась голова. Какой звук! Какие эмоции! А открытая крыша только многократно усиливает эффект.
На выходе из поворота можно сильнее притопить на акселератор, не боясь встречи с первым столбом или деревом. Спорткар, как ему положено, вильнет своими бедрами, но вернется на траекторию. Отключаем стабилизацию, скидываем на вторую, больше газа, и вот вы уже сшибаете мух задними крыльями, создавая облака. Легко, непринужденно и с широкой улыбкой на лице.
В общем-то, именно этим я и занимался несколько дней, забыв об офисе и прочих аспектах серых будней. А сейчас еду на спорткаре под проливным дождем, разметая широкими колесами всемирный потоп, не переживая, что на одном из поворотов моя поездка может прерваться. Но подождите-ка, кажется, погода услышала мои мольбы. Дождь затихает, а из-за облаков показались солнечные лучи. Самое время. Мы подъезжаем...
JAGUAR Е-TYPE SERIES 1
После 40-километрового броска под проливным дождем по всякой грязи, что всплыла на улицы, бывший некогда белоснежным F-Type 400 Sport стал серым в черную крапинку. Палки, листья, песок — что только не нацепляли на себя широкие пороги и «губа». С грустью оценив предстоящий фронт работ перед фотосессией, я пошел знакомиться с хозяином раритетного E-Type, любезно согласившегося принять нас сегодня.
Алексей Прупес автомобильный коллекционер. Свой первый классический автомобиль он приобрел в 2004 году. Сейчас их уже восемь. Jaguar E-Type первой серии, выпущенный в 1963 году, стал вторым автомобилем в его коллекции. Более половины своей жизни купе колесило по дорогам США (в Америке автомобиль был также известен под именем XK-E), а затем, примерно 20 лет назад, машина попала в Германию, где была полностью реконструирована. Реставрации подверглась буквально каждая деталь. Перебрали 3,8-литровый рядный атмосферный 6-цилиндровый мотор, механическую 4-ступенчатую коробку передач, восстановили кузов, перекрасили в родной цвет. Были внесены некоторые допустимые реставраторами изменения — установлены электрический вентилятор охлаждения двигателя и более широкие колеса.
Алексей привез ее из Германии 11 лет назад. Сейчас ее пробег составляет порядка 70 000 миль. Кстати, автомобиль так и остался на немецких номерах, с пропиской в Берлине. Почему? Просто наше правительство не поддерживает коллекционеров и реставраторов, как это принято в западных странах. Помимо климатических особенностей, коллекционеру приходится столкнуться с бюрократией и таможенным абсурдом. Именно поэтому, к сожалению, в России нет понастоящему больших коллекций.
Приведя в порядок F-Type, я, наконец, иду знакомиться с ней. Да, именно «ней»! Вы сами взгляните на эти формы. Вот она, как раз выехала из гаража на залитую солнцем лужайку. В 1961 году E-Type сразила наповал публику Женевского и Нью-Йоркского автосалонов. Прошло больше полувека, а вау-эффект ни на йоту не снизился. Знаете, это похоже на момент, когда ты встречаешь девушку своей мечты, когда от одного взгляда на нее забываешь все проверенные на других слова и жесты. И вот стоишь перед ней с глупым выражением лица и пытаешься, как семиклассник, произнести хоть какой-то комплимент в ее адрес. «Красота», — только и смог вымолвить я. Причем минут через пять опомнился, что вновь пошел дождь, а я все стою и повторяю одно и то же слово в десятый раз.
Открываю дверь, выдающуюся глубоко в переднее крыло, и, глядя на широкий порог, на близко расположенную переднюю стойку, начинаю сомневаться, что мне с моими 187 см роста в принципе удастся сесть за руль, не то что разместиться с комфортом. Но без проявления чудес акробатики успешно телепортирую свое тело в салон. И — вот это сюрприз!— в нем удобно! Ну, почти... Лишь деревянный обод руля, такой тонкий, словно в кольцо согнули шпажку для шашлыка, трется о мои ноги.
В общих чертах интерьер довольно простой и, не люблю это заезженное слово, аскетичный. Но при детальном изучении влюбляешься в каждую деталь салона: начиная от радио и стрелочных датчиков приборов и заканчивая подрулевым переключателем поворотных сигналов и кожаными креслами с тонкими спинками. Чтобы достать что-то из багажника, можно просто протянуть назад руку или выйти и удивиться, что открывается багажная дверь справа налево. В подполе, спрятанное под листом обычной фанеры и декоративной накидкой, лежит запасное колесо.
Поворачиваю ключ в замке зажигания и нажимаю на кнопку стартера, пробуждая 3,8-литровую рядную «шестерку» с тремя карбюраторами, скрытую таким длинным капотом, что можно посадить самолет. E-Type не вздрагивает, не оглушает ревом. Честно говоря, он вообще не намного громче современников. А, на минуточку, автомобиль выпущен в 1963 году.
Но это не все. У «Ягуара» мягкое сцепление, и на тормоз не надо давить до посинения стоп. Лишь кулиса механической коробки передач не балует информативностью. Пару раз при развороте вместо «первой» попадал в «заднюю». Но после двух-трех ошибок к этому привыкаешь и едешь так, словно всю жизнь водил E-Type. Несмотря на его возраст, на эпоху, в которую он был создан, ездить на нем комфортно. Независимая подвеска, дисковые тормоза на всех колесах и, наконец, легкий вес и мощный мотор: 265 сил и 353 Нм крутящего момента, которые позволяют достигать максимальной скорости 241 км/ч. Понятно, почему E-Type тогда называли «Астон Мартином для бедных»...
G?..
А что насчет F-Type? Суждено ли ему стать классикой и занять места в частных коллекциях в будущем? Алексей считает, что небольшие шансы есть, но наверняка мы узнаем это лет через двадцать. В наших рассуждениях на эту тему мы пришли к одному довольно грустному финалу. Есть много факторов, определяющих, станет ли автомобиль классикой через 30 лет, но, пожалуй, самый важный — это постер на стене в комнате у 12-летнего мальчишки. Он вырастает, становится успешным человеком и к пятому десятку жизни покупает свою юношескую мечту.
Я помню, как ждал, когда получу водительское удостоверение, как грустил, что по разным причинам этого не удалось сделать сразу. Помню, как, копил на автомобиль. Помню, как завидовал сверстникам, у которых уже он был. Такие, как я, были все. А что сейчас? Современным подросткам не нужна машина. У них есть Uber, велосипед и карта «Тройка». Они видят бесконечные пробки, налоги, штрафы, камеры и ограничения, в то время как мы видели в автомобиле свободу... Но, может, я ошибаюсь...
Технические характеристики |
||
JAGUAR E-TYPE SERIES 1 | JAGUAR F-TYPE 400 SPORT CONVERTIBLE | |
Габариты, вес |
||
Длина, мм | 4453 | 4482 |
Ширина, мм | 1657 | 1923 |
Высота, мм | 1222 | 1307 |
База, мм | 2438 | 2622 |
Снаряженная масса, кг | 1315 | 1614 |
Полная масса, кг | н. д. | 2050 |
Клиренс, кг | 140 | 111 |
Объем багажника,, л | н. д. | 207 |
Объем топливного бака, л | 63,6 | 70 |
Техника |
||
Тип двигателя | бензиновый, 3-карбюраторный, 6-цилиндровый | бензиновый, с наддувом, 6-цилиндровый |
Рабочий объем, см3 | 3781 | 2995 |
Мощность, л.с. при мин-1 | 268/5500 | 400/6500 |
Крутящий момент, Нм при мин-1 | 353/4000 | 460/3500–5500 |
Трансмиссия | механическая, 4-ступенчатая, привод задний | автоматическая, 8-ступенчатая, привод задний |
Размерность шин (передние/задние) | 6.40 x 15 | 245/40R19 / 275/35R19 |
Динамика, экономичность |
||
Максимальная скорость, км/ч | 241 | 275 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 6,4 | 4,9 |
Расход топлива, л/100 км | 10,7 | 8,6 |