Скажем сразу: Mercedes-Benz, Audi, Volvo, Subaru и Volkswagen предлагают полноприводные версии своих универсалов по высоким ценам. Однако затраты оправдывают себя — и в обычных условиях эксплуатации, и при езде по бездорожью
Игорь Владимиров
Скажем сразу: Mercedes-Benz, Audi, Volvo, Subaru и Volkswagen предлагают полноприводные версии своих универсалов по высоким ценам. Однако затраты оправдывают себя — и в обычных условиях эксплуатации, и при езде по бездорожью.
Для чего покупают универсалы? «Для поездок в деревню и доставки урожая в город», — ответит бесхитростный российский автолюбитель. И будет по-своему прав. А если спросить так: для чего в цивилизованной Европе покупают универсалы? «С жиру бесятся!» — воскликнет тот же малоимущий обладатель ВАЗ-2102. И ошибется.
В Европе уже более пяти лет держится мода на вместительные автомобили, которые производители называют кто Kombi, кто Variant, кто Avant. И используются они вовсе не для транспортировки мешков с картошкой, а для активного отдыха, туризма и просто для ежедневных поездок.
Что такое туризм и ежедневные поездки, знают практически все. К активному же отдыху европейцы относят вылазки на природу, подразумевая под этим не попойки «на свежем воздухе», а укрепление здоровья и бодрости духа путем катания на лыжах, серферах и прочих «малых» средствах передвижения.
Что требуется от автомобиля для полноценного проведения досуга на лоне природы? Ответ напрашивается сам собой: хорошая проходимость и большой внутренний объем.
Mercedes-Benz предлагает свою полноприводную модель за 90 с лишним тысяч немецких марок. Это наиболее дорогой универсал в нашей пятерке. Далее, «с понижением», следуют Audi и Volvo — 78710 и 70801 DЕM. Самые дешевые — Subaru и Volkswagen, их стоимость 63990 и 63350 DЕM. Отметим, что разница между ценой Mercedes-Benz и VW составляет почти 27 тысяч DЕM. За такие деньги можно приобрести добротный автомобиль Golf-класса.
Mercedes-Benz не только дороже, но и объемистее соперников — здесь даже при нормальном положении задних сидений можно разместить 600 литров багажа.
Volvo V70 без «ущемления прав» пяти пассажиров примет в свое чрево 480 л поклажи. У Audi и Subaru способности к грузоперевозкам еще скромнее — по 455 л. Наконец, Volkswagen берет на борт всего 450 л. Зато в Passat вещи грузить удобнее, чем в Legacy, у которого салон в задней части €уже и дверной проем меньше.
E280 предоставляет дополнительную услугу — электрический подъемник задней двери. Кроме того, обладатель нового универсала Mercedes-Benz располагает восемью вариантами крепления спортивного инвентаря.
В Volvo удачная конструкция подушки заднего сиденья позволяет не только с комфортом разместить пассажиров, но и экономит (правда, совсем чуть-чуть) место для возможного груза.
Audi и VW имеют красивую отделку багажного отделения. Кромка погрузочной площадки у «однокашников» — из нержавеющей стали.
В Subaru Legacy Kombi под полом грузового отсека расположена большая выемка с множеством отделений — для запасного колеса, инструмента и других полезных вещей.
Универсалы, вмещающие большое количество груза и людей, порой достаточно вяло откликаются на желание водителя разгоняться пошустрее и ехать побыстрее. Однако в этом отношении VW, Audi и Volvo, хотя и реагируют на дополнительный вес, ведут себя вполне достойно. Медлительным можно назвать только Subaru, который даже на ровной дороге несколько отстает от конкурентов как по эластичности, так и по динамике.
Разгон, скорость, тяга на низких оборотах — все это требует усиленного питания. Однако новые универсалы достаточно экономичны. Даже 2,4-тонный Mercedes-Benz, наиболее охочий до съестного, требует сравнительно немного топлива: около 12 л бензина для преодоления 100 километров пути при относительно скверных условиях движения.
Самый, на первый взгляд, экономичный из «европейцев» — Passat — расходует 11,3 л на 100 км, но, в отличие от всех, вместо бензина марки Аи-95 предпочитает Аи-98 и другого не приемлет.
Subaru нужно всего 9,7 л, но он и самый «хилый»: погрузить в него можно всего 435 кг, в то время как Mercedes-Benz принимает 525 кг.
Как бы там ни было, двигатель Subaru — 2,5-литровый boxer — выглядит бодрым, исправно работает во всех режимах, честно выдавая 156 «лошадей».
2,4-литровый турбированный мотор Volvo V70 обладает типичными достоинствами и недостатками 5-цилиндровых силовых агрегатов с наддувом: то непредсказуемо резв, то строптив.
Остальные двигатели достаточно динамичны, тихи и не имеют провалов в работе. Разве что немного удручают автоматическая коробка передач и система полного привода у Mercedes-Benz: излишняя степенность их действий порой может вывести из терпения даже самого хладнокровного шофера.
Основные различия между автомобилями проявляются при движении в режиме off-road. Это связано с особенностями систем полного привода.
У Audi quattro в основу конструкции заложен принцип Torsendifferenzial, согласно которому усилие на передние и задние колеса распределяется поровну.
У Passat Variant своя особенность: механизм под названием Haldexkupplung в экстремальной ситуации может передавать на определенную ось до ста процентов мощности.
Другой принцип распределения применен в Mercedes-Benz 4-Matic. Здесь тягу контролирует электронный прибор ETS.
Volvo V70 2.5T AWD
© Фото:
Специалисты из Subaru, которые собаку съели на постройке автомобилей с полным приводом, установили на Legacy центральный дифференциал и отдельный механизм распределения крутящего момента.
Volvo на V70 AWD использовал свою систему вискомуфты, позволяющую плавно изменять нагрузку на осях.
Самый тяжелый, Mercedes-Benz страдает на зимней дороге от своего веса: несмотря на мощный двигатель и хорошую трансмиссию, он зарывается в снег и становится плохо управляемым. Колеса проскальзывают, и чтобы удержать нужное направление, необходимы усилия со стороны водителя.
Audi, благодаря ESP, успешно справляется с рыхлым снегом и твердым настом: движение автомобиля плавное, управление не требует особых трудовых затрат.
Subaru легко идет по рыхлому снегу и по заснеженному дорожному полотну. На средних скоростях практически нет проскальзывания колес, движение уверенное и легко корректируемое.
Четким управлением порадовал и Volvo V70, огорчили только «автомат» и вязкостная муфта: слишком много времени необходимо им для перехода из одного режима движения в другой.
2001 Volkswagen Passat Variant
© Фото: Volkswagen
Но особенно впечатлил испытателей VW, который оказался одним из лучших на заснеженном покрытии: быстрая реакция механизмов на команды водителя и очень прогнозируемое поведение. Немалая заслуга в этом принадлежит электронной системе управления трансмиссией и полным приводом.
Да, сегодня прокатиться с ветерком по заснеженным дорогам, а также по относительному бездорожью могут не только диковатые джиперы, но и обыкновенные люди на обыкновенных универсалах. Полноприводных, конечно.
После долгих споров между испытателями места среди «конкурсантов» распределились следующим образом. Первый — VW Passat Variant V6 4Motion, опередивший Mercedes-Benz E280 T 4-Matic только тем, что значительно дешевле. Третье место у Audi A6 2.8 quattro, который всем хорош, но дороже своего собрата по концерну. Что касается Volvo V70 AWD и Subaru Legacy Kombi 2.5 GX, то места, которые им достались (четвертое и пятое соответственно), говорят в данном случае скорее о неординарности характеров этих машин, чем о каких-то явных промахах производителей.
1999 Audi allroad quattro
© Фото: Audi