КАМАЗ продолжает укрепление связей с мировыми промышленными лидерами. В январе в Набережных Челнах состоялось открытие нового производственного корпуса совместного предприятия «КАМАЗа» и немецкого концерна ZF Friedrichshafen AG — «ЦФ КАМА»
Михаил Ожерельев
КАМАЗ продолжает укрепление связей с мировыми промышленными лидерами. В январе в Набережных Челнах состоялось открытие нового производственного корпуса совместного предприятия «КАМАЗа» и немецкого концерна ZF Friedrichshafen AG — «ЦФ КАМА». Расширение площадей позволит в дальнейшем увеличить производственные мощности СП в 2,5 раза.
Иллюстрации автора и ZF
Расширение производственных мощностей совместного предприятия в первую очередь обусловлено потребностью обновления силовой линии камских грузовиков и переходом на более жесткие экологические стандарты.
«Для нас это действительно очень важный момент: наступил период Евро-4, и потребность в коробках ZF резко возрастает. Мы рады, что совместными усилиями смогли подготовить это производство под растущие потребности нашей компании», — отметил на торжественной церемонии генеральный директор «КАМАЗА» Сергей Когогин.
Позже, отвечая на вопрос журналиста, Когогин уточнил, что в будущем «КАМАЗ» намерен отказаться от собствен ного производства коробок (это производство сегодня выпускает 5- и 10-ступенчатые, с делителем, трансмиссии) и постепенно полностью перейти на продукцию ООО «ЦФ КАМА».
СП «ЦФ КАМА» — первое производство, созданное на «КАМАЗе» с участием иностранной компании и выпускающее продукцию под ее торговой маркой. С 2005 года предприятие располагалось на арендованной у «КАМАЗа» территории площадью приблизительно 4000 м2. Там до настоящего времени ежегодно производилось 20 тыс. КП Ecosplit (16S1810 TО) и Ecomid (9S1310 TО). Новый производственный корпус, разместившийся на территории завода двигателей «КАМАЗ», имеет общую площадь 22 100 м2, из которых 18 500 м2 — производственные участки и логистические зоны.
Все эти детали уже сегодня производятся в России
Сейчас в новом помещении еще много свободного места, но к 2015 году все площади будут заняты новым оборудованием. В частности, будет организовано 7 участков производства шестерен и 4 участка производства валов. К слову, в настоящее время «ЦФ КАМА» самостоятельно производит вторичные валы для КП ZF-Ecosplit, а для Ecomid предприятие освоило локализацию всех трех валов. Заготовки, ранее поставляемые из Франции, теперь производятся в России — на кузнечном заводе ОАО «КАМАЗ».
Испытательные стенды с электронными датчиками, позволяющие отслеживать параметры на вибрацию и шум при испытаниях каждой КП
Благодаря вводу новых мощностей «ЦФ КАМА» получит и собственное термическое производство (в настоящее время СП пользуется услугами КАМАЗа), а также сможет расширить номенклатуру локализованных моделей коробок передач и их деталей. Уже сегодня уровень локализации составляет 47 %, а в планах предприятия достичь планки 95 %. В числе проверенных местных поставщиков ОАО «ЧКПЗ», ОАО «ЗМЗ» (картеры), ООО «Кнорр-Бремзе КАМА» (ПГУ сцепления). Производство «ЦФ КАМА» сертифицировано по ISO TS 16949. Локальные поставщики комплектующих сертифицированы по ISO TS 16949 (РосАЛит и ЧКПЗ) и по ISO 9001 (КАМАЗ).
Технологический уровень и организация производства соответствуют самым современным требованиям, построены на использовании гибкого, производительного и высокоточного оборудования таких известных компаний, как Liebherr, Emag, Klingelberg, Carl Zeiss и др.
Первая продукция нового производственного корпуса
Для управления процессами на сборочном конвейере ООО «ЦФ КАМА» используется высокотехнологичное оборудование: измерительные комплексы для подбора регулировочных колец, приборы для определения параметров герметичности КП, электрогайковерты, обеспечивающие требуемый момент затяжки, испытательные стенды с электронными датчиками, позволяющие отслеживать параметры на вибрацию и шум при испытаниях каждой КП. В скором времени планируется начать работу с программой Q-box (позволяющей синхронизировать проведение изменений во всей документации процесса), установить Q-teacher для исключения «узких мест» при сборке редких спецификаций КП. Это важно, поскольку смешанный конвейер рассчитан на сборку более 40 спецификаций 16- и 9-ступенчатых трансмиссий.
На участке производства шестерен идет наладка оборудования
На сегодня мощность выпуска КП с конвейера составляет 69 шт. в смену (33 000 в год при двух сменах), но уже в сле дующем году объемы должны существенно вырасти. Общая сумма инвестиций в совместное предприятие с момента его основания и до 2016 года составит около 90 млн евро. Планируется, что к этому времени производственные мощности СП возрастут в 2,5 раза — с конвейеров «ЦФ КАМА» будет сходить до 50 тыс. коробок передач Ecosplit и Ecomid в год. Они будут поставляться не только на «КАМАЗ», но и на ряд других предприятий, в том числе «МАЗ», «УралАЗ», «РиАТ» и завод MAN в России.
Новый производственный корпус к 2016 году позволит создать порядка 200 дополнительных высокотехнологичных рабочих мест и довести численность персонала до 550 сотрудников.
О ПРОДУКЦИИ
16-ступенчатая КП ZF Ecosplit 16S1810 To рассчитана на крутящий момент 1850 Нм, имеет сухую массу 289 кг и предназначена для использования на тяжелых грузовиках, эксплуатирующихся, в том числе, в условиях бездорожья. Диапазон передаточных чисел (13,8–0,84) рассчитан специально для применения на стройплощадках и для спецтранспорта. Конструктивно Ecosplit состоит из 4-ступенчатой основной части, планетарного демультипликатора, позволяющего удвоить количество передач, и переднего делителя. Управление делителем осуществляется с помощью переключателя, расположенного на рычаге КП. Коробка снабжена сервомеханизмом Servoshift, который включает в себя клапан управления и пневмоцилиндр двойного действия.
9-ступенчатая КП Ecomid 9S1310 TО имеет сухую массу 190 кг, рассчитана на момент 1300 Нм, используется на грузовиках среднего класса: от развозных фургонов до дорожных и рабочих машин коммунальных служб. Диапазон передаточных чисел от 6,58 до 0,75. Конструктивно коробка Ecomid состоит из 4-ступенчатой основной части c промежуточными шестернями ползучей передачи и заднего хода, обеспечивающей включение четырех передач, и планетарного демультипликатора, позволяющего удвоить количество основных передач. Основная часть коробки и делитель полностью синхронизированы. Включение ползучей передачи и передачи заднего хода осуществляется посредством кулачковых муфт. При применении схемы переключения двойное Н переключение демультипликатора происходит автоматически с помощью пневмоцилиндра двойного действия.
ZF Ecomid и ZF Ecosplit имеют возможность присоединения интардера и механизмов отбора мощности.
Подписка на рассылку материалов Автопарка