Top.Mail.Ru
Утилизировать нельзя выбросить. Почему Россия может превратится в свалку старых шин

Утилизировать нельзя выбросить. Почему Россия может превратится в свалку старых шин

фото: Виталия Подвицкого / 06.07.2020
Приходилось ли вам задумываться, сколько шин среднестатистический автомобиль «съедает» за свою активную жизнь? Само собой, это зависит и от темперамента владельца, условий эксплуатации, от пробега транспортного средства, разумеется. При средней продолжительности жизни авто, составляющей 12 лет, если это, конечно, не такси или автомобиль каршеринга, получается четыре комплекта резины как минимум.

Алексей Вожаков

Российский эксплуатационный ГОСТ на шины — пять лет. На практике он выполняется нечасто. Но, так или иначе, 20 колес автомобиль худо-бедно укатывает. В грузовом транспорте статистика иная, пробеги там на порядок больше. Что делать с отслужившими свое шинами? Как их утилизировать? Можно обустроить детские площадки, перекрасив шины в веселые цвета. Можно отвезти на свалку и ждать около 100 лет — таков период разложения резинотехнических изделий. В первом случае это совсем не полезно для детей, во втором — для окружающей среды в целом. И здесь встает извечный вопрос: кто виноват и что делать? Было бы логично, если бы тот, кто шины произвел, отвечал за их «жизнедеятельность», а затем с миром и упокоил. Попутно не забыв и о последующей реинкарнации, предполагающей переработку и дальнейшее использование. Для этого и существует Расширенная ответственность производителя (РОП), определенная соответствующей статьей законодательства и предполагающая, что производитель и импортер самостоятельно утилизируют произведенную продукцию, утратившую потребительские свойства. Казалось, здравый смысл восторжествовал: в 2017 году ведущие зарубежные шинные бренды, работающие на территории России, объединились в организацию с многообещающим названием «ЭкоШинСоюз», поставив перед собой задачу расчистить эти «авгиевы» конюшни шинных свалок, а также не допустить создание новых. Задача непростая: в России ежегодно образуется около 800 тысяч тонн использованных колес, не говоря про «Гималаи» из старых покрышек, выросшие за предыдущие десятилетия. Но глаза боятся, а руки делают. Тем более что и к зарубежному опыту обратиться не зазорно. Во Франции, например, партнер компании Michelin, фирма Aliapur, в этом году переработает 370 тысяч тонн шин, что равняется 80 % общего объема шин, подлежащих утилизации. А в Финляндии ежегодный объем перерабатываемых шин, изъятых из обращения, превышает 100 % — сверхнормативные цифры составляют небольшие остатки старых свалок. Казалось бы, флаг в руки «ЭкоШинСоюзу» — и вперед, на борьбу за торжество здравого смысла и спасение экологии.

Утилизировать нельзя выбросить. Почему Россия может превратится в свалку старых шин

Начало этой работе положено: за три года в 16 регионах России утилизировано 136 тысяч тонн шин, а всего в программу утилизации инвестировано 500 млн рублей. В альянсе с производителями уже сегодня работает более 950 шиномонтажных центров и 19 предприятий по переработке шин. Иллюзий члены «ЭкоШинСоюза» не строят, но говорят о том, что лет за 10–15 вполне возможно избавить нашу страну от шинных залежей. Если не будет вмешательства извне… А помешать в этой работе может директива Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, предполагающая пятилетний мораторий на самостоятельную реализацию РОП. Производителей обяжут вносить экологический сбор в некий фонд, который будет аккумулировать средства и курировать все вопросы по утилизации всех твердых отходов. Никаких объединений, типа «ЭкоШинСоюза», никаких прямых договоров с утилизаторами… И никакой программы действий, пока.

Чем это может обернуться для простого потребителя? Ну, про экологию понятно — здесь точно «скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается». Да и делается ли? Нехитрые расчеты показывают, что нас ждет подорожание 54 групп товаров (столько входит в перечень РОП). И если шины подорожают на 4 %, то, к примеру, удорожание товаров бытовой электроники может превысить 20 %. Участники ассоциации «ЭкоШинСоюз» по этому животрепещущему вопросу высказались, а вот аргументы Минприроды пока не озвучены.

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное