Досрочно, на две недели раньше отведенного президентом срока, Минпромторг обнародовал новую программу развития отечественного автопрома.
Максим Федоров
Согласно новой стратегии, Минпромторг делает ставку на локализацию производства критически важных автокомпонентов в России – таких как дизельные двигатели, автоматические трансмиссии, системы ABS/ESP и подушки безопасности. На эти цели будут выделяться многомиллиардные средства. В результате к 2035 году доля производства высоколокализованных легковых автомобилей в РФ должна составить 81% (сейчас этот показатель равен нулю).
Также должны существенно вырасти объемы производства автомобилей, а доля импортной продукции на российском рынке сильно упасть. Если в этом году в России планируется выпустить около 371 тысячи легковушек, то к 2035 году это будет уже 1,64 млн машин. При этом авторынок РФ вырастет с 600 тыс. машин (ожидается, что столько легковушек будет продано в этом году) до 1,77 млн., а доля импортируемых автомобилей снизится с нынешних 40% до 17%.
Помимо насыщения российского рынка, одной из основных целей Минпромторг ставит развитие экспорта и повышение конкурентоспособности отечественных автомобилей на международном рынке. На это до 2035 года будет потрачено 500-600 млрд рублей. Аналогичную сумму планируется выделить на поддержку внутреннего спроса на глубоко локализованные модели – за счет субсидирования кредитов и лизинга.
Но ни одна из вышеуказанных целей не будет достигнута без инвестиций в НИОКР. На разработку и организацию производства комплектующих в России необходимо будет потратить рекордные 2,7 трлн рублей. Это позволит локализовать большинство компонентов и обеспечить технологический суверенитет автопрома – то, чего и хотел наш президент.
Так если в этом году в производство автокомплектющих будет вложено 24 млрд рублей, то к 2025 году эта сумма должна вырасти более чем в пять раз – до 125 млрд рублей, а к 2035 году составить 190 млрд рублей. Инвестиции в исследование и разработку автокомпонентов в этом году составят 10 млрд рублей, но в 2025-м вложения в НИОКР должны вырасти в четыре раза – до 42 млрд рублей, а к 2035 году еще удвоиться – до 82 млрд рублей.
Впрочем, сказать – не означает сделать. И предложенная Минпромторгом дорожная карта вовсе не дает рецепт решения проблем, с которыми столкнулся отечественный автопром в этом году. Но сейчас хотя бы есть стратегия, которой можно придерживаться. Что наше правительство и будет делать – если в следующем году ее не придется переписывать заново.