Top.Mail.Ru
Ирония судьбы: как Советский Союз помог создать китайский автопром

Ирония судьбы: как Советский Союз помог создать китайский автопром

09.05.2023
Днем рождения китайского автопрома считается 15 июня 1953 года. Как раз в этот день состоялась церемония закладки первого камня «Автомобильного завода № 1», больше известного под аббревиатурой FAW.

Алексей Вожаков

Ирония судьбы в том, что путевку в жизнь китайскому автопрому выдал Советский Союз.

Не то чтобы до этого в Китае автомобили совсем не производились: в 1931 году в арсенале, основанном Чжаном Сюэляном, одним из лидеров гоминьдановского Китая, был собран грузовик Ming Cheng. Но это был товар штучный, а полноценного производства не было. К строительству первого автомобильного завода было привлечено около 200 предприятий и 26 проектных организаций Советского Союза. В Китай было откомандировано 200 специалистов Московского автозавода имени Сталина, который в 1956 году стал ЗИЛом. Три года из Москвы в Пекин отправлялись техническая документация и промышленное оборудование. Причем чертежи, инструкции, документы советская сторона передавала уже переведенными на китайский язык.

Не хочу утомлять цифрами, но они слишком красноречивы. 11 941 нестандартный инструмент был изготовлен в СССР. Наши инженеры и специалисты спроектировали и изготовили 6787 наименований специального инструмента, 3736 единиц различных приспособлений, 236 кузнечных штампов. На территории ЗИСа был построен цех с пролетом 36 м для испытания и доводки отправляемого в Китай оборудования. В период с 1953 по 1956 год подготовку в СССР прошли 539 китайских стажеров.

Ирония судьбы: как Советский Союз помог создать китайский автопром

Завод по выпуску лицензионных грузовиков расположили в северной части города Чанчунь. Строился он по образу и подобию ЗИСа, дошло до того, что скопировали даже заводскую проходную. Первый автомобиль выехал из ворот предприятия в 1956 году. Это был среднетоннажный грузовик — полная копия ЗИС-150 (4х2). Назвали его Jiefang, что в переводе означает «Освобождение». С небольшими изменениями грузовик выпускался до 1986 года. Его изображение даже попало на банкноты КНР.

Что представляет собой китайское автомобилестроение сегодня, известно каждому. В год в Поднебесной производится более 27 млн автомобилей. А вот лицо современного российского автомобилестроения постепенно приобретает восточные черты. 70 лет назад советским специалистам и присниться не могло, что настанет время, и китайские товарищи придут на помощь основательно просевшему российскому автопрому. Но реальность сегодня такова, что на бывших площадках Nissan под Санкт-Петербургом будут собирать «Лады Х-Кросс» — спасибо китайцам, ведь это не что иное, как FAW Bestune, — и еще две модели. На заводах «Лада Ижевск» и «Лада Запад Тольятти» планируется начать производство самых современных моделей, которые даже в Китае еще не прошли сертификацию. «Москвич» запустил конвейер, и это позволило увеличить скорость сборки более чем в два раза. «Автотор» вместо KIA собирает Kaiyi E5, BAIC и еще несколько моделей. Ну а завод Haval в Туле только увеличивает обороты. Все это вселяет надежду, что расцвета российского автопрома не придется ждать 70 лет, простите за аналогию.

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное