Top.Mail.Ru
Звезда социализма: как в Москве оказался польский автоподъёмник Star 28 и что с ним стало

Звезда социализма: как в Москве оказался польский автоподъёмник Star 28 и что с ним стало

фото: пресс-службы Музея транспорта Москвы / 26.08.2022
Специалисты мастерской «Вегабус» восстановили раритетный авто­гидроподъемник Star 28, который в 1980‑х годах эксплуатировался в Управлении пассажирского транспорта Москвы. Воссозданная в оригинале спецмашина займет почетное место в экспозиции Музея тран­спорта Москвы.

Леонид Толмачев

Star — когда-то в Польской Народной Республике это было крупнейшее предприятие по производству грузовых автомобилей и специальной техники на их базе. Название, созвучное с английским словом «звезда», представляет собой сокращение от Стараховице — города, в котором это предприятие располагалось. Поставляло оно свою продукцию и в нашу страну, но не в таких количествах, как Nysa или Zuk. В непростые 1990‑е годы фирма переживала не лучшие времена, что привело к подписанию в 1998 году соглашения о кооперации с MAN, а в начале 2000‑го Star присоединилась к этой немецкой компании. Сегодня в Стараховице делают не грузовики, а автобусы, причем большими тиражами — около полутора тысяч городских и пригородных машин в год. А в память о былом прошлом на лужайке перед заводом установлен трехосный военный грузовик Star социалистических времен.

Звезда социализма: как в Москве оказался польский автоподъёмник Star 28 и что с ним стало
Экстерьер и интерьер Star 28 восстановлены в первозданном виде — что называется, до последнего винтика.

В 1968 году в производственную программу предприятия вошли двухосные пятитонные автомобили Star 28, оснащенные 100‑сильным дизельным двигателем, и Star 29 со 105‑сильным бензиновым агрегатом. Обе модели оснащались новой кабиной, созданной французской фирмой Chausson. На их шасси устанавливались фургоны, гидроманипуляторы, седельные тягачи, самосвалы. Выпуск Star 29 прекратился в 1983 году, а производство Star 28 продолжалось до 1989‑го. Один из таких автомобилей — Star 28 с коленчатым подъемником Р-183 компании Bumar — имеется в фондах Музея Транспорта Москвы.

Звезда социализма: как в Москве оказался польский автоподъёмник Star 28 и что с ним стало

Основное назначение машины — обслуживание линий электропередачи. По легенде, этот автомобиль был привезен для показа на одной из выставок в Москве, да так и остался в нашей столице, в Управлении пассажирского транспорта Москвы. За время эксплуатации, дабы поддерживать автомобиль в рабочем состоянии, вышедшие из строя узлы и агрегаты заменяли отечественными. На него были установлены современная система отопления, приборы головного освещения, указатели поворотов, топливный бак, двигатель и коробка передач от ЗИЛ-157, глушитель от «Газели», панель приборов от ЗИЛ-130. Карданный вал, мосты и колеса тоже позаимствованы у ЗИЛа. Под установку «донорских» агрегатов у автомобиля была переделана рама. Закрашены декоративные хромированные элементы кабины.

Звезда социализма: как в Москве оказался польский автоподъёмник Star 28 и что с ним стало

В 2018 году автомобиль передан в Музей Транспорта Москвы из Пятого автобусного парка ГУП «Мосгортранс». На момент передачи Star был на ходу, но явно требовал ремонта: не работал механизм подъема люльки. В ноябре 2021 года автомобиль отдали на реставрацию в компанию «Вегабус», являющуюся известным экспертом в восстановлении старой грузовой и пассажирской автотехники. Например, специалисты «Вегабус» восстанавливали туристический автобус ЛАЗ-699Р, работавший на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1985 году (подробности см. «Автопарк» № 6/2021).

Звезда социализма: как в Москве оказался польский автоподъёмник Star 28 и что с ним стало
Изоляция люльки позволяет работать без отключения напряжения на электрических линиях.

Работа с автомобилем Star 28 заняла четыре с половиной месяца. В ходе реставрации машина была полностью разобрана, заменены изношенные детали подвески, восстановлены аутригеры и гидроцилиндры подъемника.

Экстерьер и интерьер Star 28 были восстановлены в первозданном виде; что называется, вплоть до последнего винтика. Металлические детали, узлы и агрегаты были очищены от ржавчины, покрыты грунтовкой, заново окрашены. Недостающие элементы были изготовлены заново или заказаны в Польше, где нашлась аналогичная машина 1981 года выпуска. В частности, из Польши привезены фонари, брызговики, окантовки фар, колеса, элементы пневматической системы, бывший в эксплуатации оригинальный дизельный двигатель. В мастерской купленный мотор отмыли, разобрали и подвергли дефектовке. В перечень деталей, подлежащих замене, вошли головки блока (их пришлось изготавливать заново), стаканы под форсунки, насос подкачки. В кабине восстановлены обивка, сиденья, напольное покрытие, установлены «старовские» панель приборов, отопитель, капот двигателя, изготовлен противосолнечный козырек. Полностью заменена ветхая электропроводка.

Звезда социализма: как в Москве оказался польский автоподъёмник Star 28 и что с ним стало
Сердце машины — 100‑сильный дизельный двигатель, им Star 28 оснащался на конвейере.

Много внимания реставраторы уделили надстройке. Очищены от ржавчины, восстановлены и окрашены площадки, на которых установлен подъемник. Приведен в рабочее состояние сам подъемник. На люльке восстановлена подножка. Обновлено гальваническое покрытие декоративных элементов. Полностью воссозданы все надписи, вплоть до того, каким шрифтом были нанесены ранее.

Звезда социализма: как в Москве оказался польский автоподъёмник Star 28 и что с ним стало
Так выглядел автоподъемник до реставрации.
Звезда социализма: как в Москве оказался польский автоподъёмник Star 28 и что с ним стало
Полностью воссозданы все надписи, вплоть до того, каким шрифтом они были нанесены ранее.

Сейчас восстановленный автомобиль выглядит как новый, потенциально готовый к выполнению работ по своему предназначению. Живьем подъемник можно будет увидеть в экспозиции Музея Транспорта Москвы в бывшем гараже Мельникова на Новорязанской улице, открытие которого запланировано на 2024 год.

Звезда социализма: как в Москве оказался польский автоподъёмник Star 28 и что с ним стало

Оксана Бондаренко,
директор Музея Транспорта Москвы

В фондах Музея Транспорта Москвы находятся более 250 экземпляров ретротехники и артефактов, связанных с ее историей. Реставрация экспонатов — одно из основных направлений деятельности музея, требующее особого внимания. Это кропотливый процесс, так как важно сохранить исторический вид экспоната. Научно-исследовательская служба изучает техническую литературу, журналы эксплуатации, чертежи и фотографии. Иногда восстановление транспорта происходит буквально по деталям в соответствии с архивными данными. Star28 прошел полную реставрацию за 4 месяца, все детали были заменены аутентичными. Теперь автомобиль потенциально готов вернуться к работе на стройках, но займет свое заслуженное место в коллекции музея.

Звезда социализма: как в Москве оказался польский автоподъёмник Star 28 и что с ним стало

Петр Куцин,
владелец ООО «Вегабус»

В реставрации Star 28 участвовал весь коллектив нашей мастерской, 6 специалистов. Восстановление длилось 4 месяца. По меркам реставрации, это короткий срок, обычно такой процесс длится от года до пяти лет. Сложность заключается в том, что в автоподъемнике много специальных механизмов и гидравлики. Мы впервые столкнулись с реставрацией гидравлики: проводился полный ремонт гидроцилиндров, клапанов, замена рукавов высокого давления. Пришлось вникать буквально во все технические нюансы, и у нас все получилось. Можно сказать, что машина восстановлена на 100 % в оригинале.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное