Машиностроительный завод «Тонар» провел ежегодную выставку, посвященную себе любимому. Как прежде, специально выделенная заводская площадка в подмосковной деревне Губино изобиловала прицепной техникой всевозможного назначения, а центральную часть выставки уже традиционно заняли самосвальные грузовики для перевозки руды в сложнейших условиях Русского Севера.
Олег Прохоров
По уже сложившейся традиции в списке приглашенных гостей — клиенты компании, представители из регионов и журналисты. Все они знакомились с последними внедренными решениями и тенденциями рынка грузовой техники. Технический директор МЗ «Тонар» Юрий Вайнштейн обозначил перспективные для завода направления: «На сегодня уже завершено проектирование нового универсального осевого агрегата — девятитонной балки, которая будет предлагаться и с дисковыми, и с барабанными тормозными механизмами. Новинка позволит заводу снизить номенклатуру компонентов и повысить производительность: можно уменьшить количество сварочных роботов и различных приспособлений на производстве». Основная задача орехово-зуевских машиностроителей — увеличить выпуск техники, а значит и ее реализацию, примерно втрое. Для справки: в настоящее время предприятие выпускает 15–17 изделий в день.
Значительное место в производственной программе завода занимает сельскохозяйственная техника.
Если говорить о самосвальной гамме, то завод выпускает практически все модификации, но, как показывают продажи, рынку нужна всего одна модель — облегченный четырехосный полуприцеп, способный перевозить 30 тонн груза без превышения весовых ограничений. «Тонар» уже впускает алюминиевые самосвальные полуприцепы из сплава АМГ-5. Его использование позволило увеличить полезную нагрузку трехосного полуприцепа на 900 кг в сравнении со стальным собратом, что в конечном итоге позволяет повысить эффективность перевозок и даст перевозчику экономию примерно в 300 тыс. рублей в год. В ближайшем будущем появятся и более жесткие сплавы, что даст возможность еще увеличить выигрыш, отмечают на предприятии.
«Тонар-9589» — алюминиевый полуприцеп со сдвижным полом российского производства.
Модели шторной и тентованной группы получили новые оси. Масштабному внедрению новых узлов в серийную технику предшествовала серия испытаний. Опытные экземпляры прошли по 250 тыс. км без смены сайлент-блоков. Заводчане отмечают повышение качества, что видно по снижению объемов гарантийного ремонта.
Специальный подвижной состав успешно прошел испытания в компании «Алроса» в сложнейших условиях. Инженерам «Тонара» удалось защитить все узлы и агрегаты от холода и хладоломкости: применены специальные стали, найдены резинотехнические изделия, которые выдерживают мороз до –58 градусов. Впрочем, поиски материалов не закончены, они продолжаются: необходимо достичь рубежа –63 градуса.
В производственной программе присутствуют и изотермические полуприцепы, но по ним программа модернизации пока не очень активна.
В фокусе остаются вопросы сервисной поддержки. К примеру, неподалеку от места эксплуатации техники компании «Алроса» производитель развернул полевую СТО и склад запчастей. Все это позволило «Тонару» оперативно, в тесном взаимодействии с заказчиком, устранять неисправности и вносить изменения в конструкцию. В ближайшее время готовится отгрузка 11 специальных самосвалов в Кузбасс в компанию «Стройсервис», под этот проект тонаровцы разработали специальную сервисную программу.
О вместительности алюминиевого полуприцепа можно судить по изображению на борту.
В этом году на демонстрационной площадке завода помимо флагманских моделей прицепной техники, которые уже заслужили признание покупателей, были представлены такие новинки, как, например, «Тонар-9589» — алюминиевый полуприцеп со сдвижным полом российского производства. Применив сплав алюминия, удалось снизить собственный вес модели до 8500 кг, а объем кузова полуприцепа увеличить аж на семь кубометров — теперь он составляет 89 куб. м. В упомянутой модели применили новую конструкцию тента с удобным механизмом натяжения, новую площадку на переднем борту, алюминиевые распашные задние ворота, облегченную конструкцию внешней рамы. Прочность кузову придают дополнительные усилители, они также изготовлены из алюминиевого сплава.
Компонентная база «Тонара» постоянно модернизируется.
Из крылатого металла изготавливают и «Тонар-9523» — зерновоз с объемом кузова 41 куб. м. Универсальность модели обусловлена возможностью осуществлять как боковую (через специальные окна в кузове), так и заднюю разгрузку. Среди новинок был и бортовой полуприцеп модели 9888 с увеличенной до 767 мм высотой бортов. По мнению производителя, такой техникой можно осуществлять перевозку любых строительных грузов, как палетированных, так и навалом. Усиленные стальные борта должны надежно фиксировать груз и обеспечивать долговечность конструкции в целом. Модель с индексом 99891 — четырехосный контейнеровоз с разнесенными осями — также числилась в дебютантах выставки. Как упоминал технический директор завода, полуприцеп с такой конструкцией позволит перевозить тяжелые контейнеры, не нарушая весовых нормативов.
Несерийная техника была представлена внедорожными самосвалами грузоподъемностью 45 и 60 тонн. Интересно, что 60‑тонный самосвал «Тонар-7501» уже на следующий день отправился в Новокузнецк, на горнопромышленную выставку «Уголь России и Майнинг-2019». С 2018 года машины этого семейства уже проходят испытания на сложном маршруте Верхне-Мунского месторождения, а также в разрезе «Шестаки» Кемеровской области. За год завод собрал обширный набор данных по эксплуатации и внес в конструкцию самосвала ряд изменений. К примеру, кузов с задней разгрузкой теперь с гидравлической системой подъема борта. Также выяснилось, что сильно греется магистраль топливной обратки. Потому на модели 2019 года ввели контур охлаждения магистрали дизтоплива, а заодно предусмотрели охлаждение трансмиссионной жидкости, которая также имела склонность к перегреву.
Бортовой полуприцеп модели 9888 с увеличенной до 767 мм высотой бортов.
Для предотвращения примерзания груза самосвальная платформа оснащена системой подогрева выхлопными газами. Днище и стенки кузова изготовлены из низколегированной стали марки 09Г2С. Возможно два исполнения: 48‑кубометровый (с «шапкой» — 60 куб. м) с задним откидным бортом и ковшового типа для транспортировки 27 кубометров (с «шапкой» — 37 куб. м) скальной породы.
Кабина стала более комфортабельной за счет пневмоподвески с системой стабилизации. Голый металл в интерьере практически отсутствует: обивка дверей обрела солидность, дверные карты в классическом стиле придают ощущение добротности. Мониторов, транслирующих различную информацию, стало три: один под камеры кругового обзора, другой отвечает за навигацию, а третий показывает работу электронных систем.
Зерновоз «Тонар-9523» с объемом кузова 41 м3 и возможностью осуществлять боковую разгрузку.
Чтобы сдвинуть 60‑тонную махину с места, применяют 6‑цилиндровый турбодизель Cummins QSX15 объемом 15 л и мощностью 540 л. с. (крутящий момент 2344 Нм при 1400 мин-1). Для передачи момента на мосты используется АКП Allison 4700 c гидротрансформатором и ретардером, она хорошо зарекомендовала себя на тягаче «Тонар-45252». В трансмиссии применены межколесные и межосевые блокировки, а передаточное число главной пары ведущих мостов равно 14,298.
Балка переднего моста грузоподъемностью почти 18 тонн и ведущие мосты Shaanxi Hande Axle поставляются из Китая. Вертикальная нагрузка на каждый ведущий мост передается через четыре упругих элемента, продольные и боковые усилия воспринимают реактивные штанги. Допустимая нагрузка на каждую ведущую ось составляет 35 тонн, при этом основные детали подвески имеют трехкратный запас прочности. Передняя подвеска пневморессорная, усиленная, задняя — балансирная на резиновых упругих элементах. Она позволяет машине иметь солидный запас грузоподъемности, практически не требует обслуживания и обеспечивает работоспособность в самые лютые морозы.
Подписка на рассылку материалов Автопарка