Top.Mail.Ru
Завод Ford Sollers. Как собирают «Форды» в Татарстане

Завод Ford Sollers. Как собирают «Форды» в Татарстане

фото: автора и Ford Sollers / 18.06.2018
Интегрированное в экономику России совместное предприятие Ford Sollers намерено наращивать объемы локализации автокомпонентов. И это при том, что расположенное в свободной экономической зоне Алабуга производство уже сегодня выпускает по технологии полного цикла три модели автомобилей, включая Ford Transit. Ближайшие планы компании мы узнали, побывав в Татарстане.

Олег Прохоров

Завод Ford Sollers. Как собирают «Форды» в Татарстане

Готовые кузова выборочно проверяются на соответствие геометрическим размерам.

Одним из ключевых факторов организации подобных Ford Sollers предприятий является локализация компонентной базы. К примеру, более 60 % произведенных в России легковых автомобилей относится к моделям с высоким уровнем локализации (50 % и выше). Спроектированы они на базе платформ ведущих мировых автопроизводителей (Renault–Nissan, Hyundai и Volkswagen). При этом есть конгломераты, их около 29 % легковых и легких коммерческих автомобилей, которые приходятся на модели, спроектированные на базе российских автомобильных платформ — Lada B, Lada-110, -2121, «Газель Next», ГАЗ-2310, U452, U469, 3160 UAZ.

Завод Ford Sollers. Как собирают «Форды» в Татарстане

Испытаниям подвергаются и точки сварки: с конвейера снимается кузов и разрывается по швам.

В список предприятий, по праву называющихся российскими, входит и СП Ford Sollers с четырьмя заводами и полномасштабным центром НИОКР, занимающимся адаптацией и локализацией своей линейки автомобилей. Предприятие выпускает семь моделей, среди которых Focus и Mondeo на заводе во Всеволожске, Fiesta и EcoSport в Набережных Челнах, Explorer, Kuga плюс коммерческие Transit в Елабуге. По большей части такая стратегия направлена на снижение логистических затрат и оптимизацию налогообложения. Обычно считается, что продукция сборочного производства ориентирована в основном на удовлетворение потребности внутреннего рынка и не имеет существенных экспортных перспектив. Действительно, в большинстве своем локальные автосборочные заводы обеспечивают ограниченную передачу компетенций в области инжиниринга, развития технологий и производственных систем и, следовательно, могут лишь незначительно способствовать росту национальной экономики. Опровергая суждение об отверточной сборке, СП Ford Sollers на сегодня инвестировало в российскую экономику $1,5 млрд, запустив пять новых моделей и завершив очередную стадию локализации 300 компонентов. Также в 2015 году совместное предприятие вложило в $275 млн в завод по производству двигателей. С его конвейера сходят три версии бензинового мотора Duratec объемом 1,6 л, который устанавливают на производимые в России модели Fiesta, Focus и EcoSport. Все то же производство в Елабуге в апреле 2015 года перешло на технологию полного цикла, включая сварку и окраску. В ходе подготовки к запуску линий была проведена модернизация мощностей и установлено оборудование последнего поколения, в том числе лазерный сварочный модуль, а также новое роботизированное оборудование, включая пост контроля геометрии кузова.

Завод Ford Sollers. Как собирают «Форды» в Татарстане

Один из постов на заводе, где проводят визуальную приемку собранного кузова.

Подтверждая намерение перейти на новую ступень генерации добавленной стоимости, компания приняла решение о локализации производства и коробок передач в России и даже обсуждает возможности их поставок для других автопроизводителей, сообщил президент Ford Sollers Адиль Ширинов. Он рассказал также: «Локализация двигателей для нас пройденный этап. Мы уже приняли решение о локализации коробок. Посмотрим с партнерами и, возможно, поделимся с кем-то из производителей оборудования. Потенциальные заказчики уже обращались к нам. Точно так же, как «Группа ГАЗ» поставляет нам коленвалы». Кроме того, Адиль Ширинов сообщил, что компания может до середины года подписать специнвестконтракт (СПИК) с Минпромторгом. В настоящее время идут связанные с этим формальные процедуры.

Завод Ford Sollers. Как собирают «Форды» в Татарстане

Крышу Ford Transit как отдельный элемент сваривают на выделенном участке.

В целом же одними из важнейших факторов конкурентоспособности являются характеристики продукта. Российский рынок обладает пониженными сертификационными требованиями, по сравнению с развитыми рынками (США, Япония, Евросоюз и др.). Ориентация крупных российских производителей («АвтоВАЗ», «КАМАЗ», «Группа ГАЗ») преимущественно на внутренний рынок приводит к отсутствию мотивации развития продукта и, соответственно, невысокому уровню затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по сравнению с расходами крупнейших мировых автопроизводителей. В среднем мировые бренды тратят на инновации не менее 4 % выручки в год, что существенно выше расходов российских компаний, где этот показатель, как правило, не превышает 1–1,5 %. Столь низкий уровень затрат на разработки обусловлен еще и пониженной платежеспособностью потребителей автомобильной техники, и нестабильностью валютного рынка. Что, естественно, влияет на срок или вообще возможность возврата инвестиций. Это суждение подтверждает и бухгалтерская отчетность СП Ford Sollers: предприятие весьма сложно движется к точке безубыточности, но с большими надеждами на отечественный рынок.

Завод Ford Sollers. Как собирают «Форды» в Татарстане

Высокий уровень автоматизации позволяет экономить время и обеспечить качество сборки.

Завод Ford Sollers. Как собирают «Форды» в Татарстане

С конвейера сходят три версии бензинового мотора Duratec объемом 1,6 л.

Завод Ford Sollers. Как собирают «Форды» в Татарстане

Предприятие вложило $275 млн в завод по производству двигателей.

На основании данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Ford Transit лидирует в классе легких коммерческих автомобилей среди моделей иностранных брендов в России по итогам 2017 года. Общие продажи линейки коммерческих автомобилей Ford составили 9600 единиц. Это соответствует доле в 31,6 % от объема продаж моделей LCV иностранных брендов и росту в 9,2 % по отношению к предыдущему году. Производство Ford Тransit VI поколения стартовало в России на заводе в Елабуге еще в начале 2012 года, и в настоящее время автомобили комплектуются там 2,2-литровым дизелем Duratorq и 6-ступенчатой механической трансмиссией. Наличие российского центра НИОКР у Ford Sollers позволило разработать свыше 55 модификаций специального назначения. Из них в 2017 году был приобретен 9031 автомобиль Ford Transit, что на 62,4 % больше, чем в предыдущем году. К 2020 году общий объем рынка LCV в России составит 170 тыс. машин, а к 2025 году — 220 тыс., что соответствует самым высоким значениям докризисного периода, следует из Стратегии развития отечественного автопрома. И на этом активно восстанавливающемся рынке немалую долю должна занять продукция Ford Sollers, рассчитывают в компании.

Завод Ford Sollers. Как собирают «Форды» в Татарстане

Участие роботизированной техники уже давно стало обыденным делом для предприятия.

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Егор:

    А что изменилось от того что теперь наши собирают фордов, может качество улучшили или может топливную другую поставили, а может подвеску предназначенную для наших дорог придумали. А то и в худшую сторону еще изменится, как на материале еще сильнее экономить начнут.

Статьи по теме
Популярное