Компания Schaeffler провела технический вебинар для специалистов по продаже запчастей. Темой занятия стали решения для легкого коммерческого транспорта. Актуальность заявленной темы связана с активным ростом парка LCV. Всего в мире порядка 9 млн автомобилей грузоподъемностью до 6 тонн.
Андрей Карасев
«Слесарные байки о том, что запчасти на вторичку хуже, чем идущих на конвейер, не имеют под собой никакого основания, — говорит руководитель технического отдела Schaeffler в России Юрий Александров. — Если замененная деталь быстро вышла из строя, значит ее неправильно установили». В условиях кризиса многие СТО экономят на специальном инструменте, а ведь именно он является гарантией качества ремонтных работ.
Использование специнструмента при установке, к примеру, двухмассовых маховиков или ступичных подшипников второго поколения является необходимой мерой, чтобы избежать повреждения. Тех, кому очень не нравится использование различных дорогостоящих приспособлений, можно обнадежить — в практику автомобилестроения входят подшипники третьего поколения. Фактически это отдельная ступица на болтовом соединении.
Уже сегодня для Mercedes-Benz Sprinter не предлагается отдельно ступичного подшипника, автопроизводитель рекомендует производить замену изнашивающейся детали вместе с поворотным кулаком. Дороги России — это не дороги Германии, ступичные подшипники в наших условиях «ходят» намного меньше, а замена сборочного узла целиком обходится в кругленькую сумму, вот и пытаются отечественные «кулибины» с помощью лома и кувалды менять подшипники по отдельности на демонтированном узле. Концерн Schaeffler, посредством своего бренда FAG, предлагает специнструмент для проведения такой замены непосредственно на автомобиле.
Немало упреков от перевозчиков и механиков сервисных центров делается в адрес сцеплений и двухмассовых маховиков. Сцепления предыдущих поколений позволяли по положению педали и усилию нажатия делать заключение об износе фрикционных накладок. С появления в 1996 году на автомобилях Mercedes Sprinter сцепления LuK с автоматической компенсацией износа SAC (Self Adjusting Clutch) усилие на педали стало сохраняться на одном уровне в течение всего срока службы. Это было сделано для увеличения ходимости узла за счет стабильного усилия диафрагменной пружины. При монтаже такого сцепления без специального инструмента не обойтись.
Двухмассовые маховики LuK — отдельная тема. Система, призванная сгладить колебания крутящего момента, требует к себе особого внимания. Например, правила эксплуатации не рекомендуют запуск двигателя буксировкой автомобиля. Кроме этого, храниться и перевозиться коробки с маховиками должны только в горизонтальном положении, как это указано на упаковке. Нанесенный на коробку красный прямоугольник свидетельствует о необходимости применения специнструмента при установке. Даже после корректного монтажа двухмассовый маховик может выйти из строя, если он неправильно расконсервирован. К примеру, для удаления защитной смазки нельзя использовать очиститель тормозных механизмов — затекая вовнутрь маховика, эта жидкость смывает смазку с его деталей.
При замене маховика сцепления должны устанавливаться детали одного производителя. Это правило имеет свои исключения. Их можно узнать из каталогов или на официальном интернет-портале для автосервисов. Указанный ресурс позволяет получить информацию о проверке узла, комплектности ремонтного набора, правилах установки. Если продолжить о двухмассовых маховиках, то необходимо упомянуть технологию ITL (Impact Torque Limited), которая предусматривает ограничение крутящего момента. Впервые маховики с защитой от перегрузки появились на автомобилях Ford Transit. Маховик ITL способен проворачиваться при превышении предельно допустимой нагрузки в трансмиссии. Само собой, это означает удорожание продукции. Однако применение более дешевого одномассового маховика в модели Ford МТ82 привело к повышенному износу подшипников коробки передач, напоминают в Schaeffler. Стоимость новой коробки может превышать цену старого «Форда». Предлагаемое решение проблемы — ремкомплект LuK.
Не обошли вниманием самую распространенную в России «Газель» Next. Бренд LuK уже предлагает для этого автомобиля комплект сцеплений и приводных ремней. Под маркой FAG готовится выпуск комплекта ступичного подшипника, в котором будет содержаться основная деталь и всё сопутствующее, необходимое при замене. Пока установка подшипников Schaeffler является прерогативой автопроизводителя.
Болты в комплектах Schaeffler — это не роскошь, а необходимость. Современный крепеж ответственных узлов на 99 % одноразовый. Болты следует менять, если узел просто снимался. Общий вывод из всего сказанного — технические знания способны сократить автовладельцам эксплуатационные затраты. Стоит потрудиться эти знания получить, чтобы не «попасть» на деньги.
Концерн Schaeffler является ведущим в мире комплексным поставщиком систем для промышленности и автомобилестроения. Ассортимент включает в себя высокоточные компоненты и системы для двигателей, шасси и трансмиссий, а также подшипники качения и скольжения для применения в различных отраслях промышленности. Уже сегодня концерн в значительной мере оформил свою концепцию Mobility for tomorrow («Мобильность для будущего») с применением устойчивых и инновационных технологий в области электротранспорта, цифровизации и промышленной революции Industrie 4.0. В работе на вторичном рынке Schаeffler постарался найти свою нишу, привлекательную и для компании, и для клиентов.
Рынок LCV в России
В РФ, по данным агентства Russian Automotive Market Recearch, на 1 января 2019 года парк легких коммерческих автомобилей составлял 4439,6 тыс. единиц. В российском парке LCV наибольшую долю занимает техника отечественных брендов — с 61,8 % (2743,0 тыс. ед.), лидером, как нетрудно догадаться, является «Группа ГАЗ». На долю иномарок приходится 38,2 % парка, соответственно (1696,6 тыс. ед.).
Подписка на рассылку материалов Автопарка