Top.Mail.Ru
Заманчивая альтернатива

Заманчивая альтернатива

24.03.2014
За последние годы было предпринято немало попыток перевести автомобиль на более дешевый и удобный источник энергии. Но решить проблему в корне так и не вышло

Иван Соколов

За последние годы было предпринято немало попыток перевести автомобиль на более дешевый и удобный источник энергии. Но решить проблему в корне так и не вышло. Нам же удалось испытать фургон, пожалуй, на самом перспективном топливе для коммерческого транспорта — метане. А главное, выпал шанс сравнить его с прямым дизельным аналогом!

Iveco Daily 50C14G V Полная масса: 5000 кг Начало продаж: 2013 г. Цена: 1 899 000 руб.

Фото автора и компании Iveco

Заманчивая альтернатива

Нет, это не опытный образец, а вполне серийная и уже поступившая в продажу модель. Перед нами фургон Iveco Daily Natural Power, внешне ничем не отличающийся от модели Daily 50C15: чуть больше 7 м в длину, 2,7 м в высоту, объем грузового отсека равен 17,3 м3, а грузоподъемность — 2 т. Но главная изюминка обычного с виду фургона Daily спрятана внутри. Под кузовом расположились пять баллонов общим объемом 250 литров, которые снабжены специальной защитой (опционально доступна установка еще одного 30-литрового баллона), а под капотом — двигатель, работающий на метане. Сам по себе мотор не нов: это глубоко модернизированный 3-литровый турбодизель F1C (146 л. с.), переоборудованный заводом под двухтопливное питание. Но второе топливо — вовсе не дизель, как было бы логично предположить, а бензин. И простой установкой газового оборудования здесь не обошлось! В числе многочисленных переделок — искровая система зажигания, иная система впрыска, а также измененная конструкция поршневой группы, позволяющая снизить степень сжатия с 18 до 12,4.

Заманчивая альтернатива

Запас хода на природном газе не очень впечатляет, но и не огорчает. Так, к примеру, в баллоны общим объемом 250 л помещается около 57 кубометров сжатого газа. При среднем расходе метана 14,5 м3 на 100 км (в смешанном цикле) этого запаса должно хватить примерно на 390 км. Если же установить дополнительный 30-литровый баллон, то запас хода можно увеличить до 425 км, а дополнительных 14 литров бензина хватит, чтобы увеличить этоткилометраж еще километров на 90–100. Правда, на бензиновом топливе двигатель Iveco заметно теряет свои силы: из-за того, что за основу был взят тяжелый дизельный агрегат, мощность с крутящим моментом на бензиновом топливе снизились практически в два раза и составляют теперь 82 л. с. и 180 Нм. Поэтому работа в бензиновом режиме здесь выполняет скорее резервную функ цию и больше годится для запуска в зимнее время (переход на газ, как и положено, — в автоматическом режиме).

Заманчивая альтернатива

Место водителя эргономично и функционально, кресло имеет 3 степени регулировки

Зато характеристики на метане остались почти неотличимыми от показателей турбодвигателя: 136 л. с. и 350 Нм. Даже если сразу после турбодизеля пересесть в фургон на метане, разницу можно и вовсе не ощутить. Благо, у меня была возможность сравнить метановый фургон Iveco с его дизельным прообразом — на 26-местный маршрутный автобус, построенный на той же платформе 50C15VH, был установлен как раз 146-сильный турбодизель того же объема. Оба представителя семейства Daily резво стартуют и даже позволяют немного полихачить — проходить повороты, повизгивая шинами, только высокий центр тяжести заставляет осторожничать и тормозить раньше времени. А тормоза для 3-тонного фургона здесь отменные: и спереди, и сзади стоят дисковые механизмы (в качестве опции доступен ретардер). Подвеска прогнозируемо жесткая — независимая торсионная спереди и зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, сзади. Но если для пустого грузового автомобиля подобная жесткость простительна, то в пассажирском автобусе, созданном на базе фургона, с этим мириться тяжело: даже если микроавтобус загружен наполовину, изрядно потряхивает.

Заманчивая альтернатива

Объем грузового отсека тестируемого фургона составляет внушительные 17,2 м2

К органам управления никаких претензий — к ним привыкаешь, стоит только оказаться в водительском кресле, которое имеет регулировку в 3-х направлениях. Весьма легкий руль регулируется по вылету, а рычаг 6-ступенчатой «механики» занял удобное положение на панели управления. Боковые зеркала, оснащенные обогревом и электроприводом, дают безупречный обзор. Бортовой компьютер имеет приятную оранжевую подсветку и русскоязычное меню. Нельзя не упомянуть обилие различных ниш для мелочевки — все эргономично и аккуратно, хоть материалы отделки бюджетные на вид и на ощупь.

Заманчивая альтернатива

Переоборудованный из дизельного агрегата F1C, двигатель FPT Industrial CNG способен работать на метане и бензине

Единственное отличие в поведении двух идентичных Daily должно проявляться в шумности: мотор на природном газе по паспорту на 5 дБ тише дизельного аналога. Правда почувствовать это так и не удалось — в отличие от «маршрутки», грузовой отсек тестируемого фургона был лишен какой-либо шумоизоляции и перегородки между водителем и грузовым отсеком (этот образец пойдет на дальнейшее дооснащение в СТ «Нижегородец»).

Заманчивая альтернатива

Заманчивая альтернатива

Под днищем фургона установлены 5 газовых баллонов, оснащенных мощной защитой

Выходит, никаких отличий? Неужели найдена достойная замена дизельному топливу?

Но есть два недостатка. Во-первых, сеть метановых АЗС еще не слишком развита, особенно вдали от городов. Но есть надежда, что в скором будущем ситуация пойдет на поправку. Поэтому пока что этот вид топлива не подходит для дальних грузоперевозок. Второй недостаток — высокая цена оборудования. Iveco Daily с подобным оснащением будет примерно  на 200–250 тыс. руб. дороже стандартной версии. Но если верить данным производителя, то окупаемость в этом случае крайне высока. Поскольку кубометр метана минимум в три раза дешевле дизельного топлива (10 руб. против 33), экономия за каждые 20 тыс. км будет составлять около 70 тыс. руб. То есть через 60 тыс. км вложенные средства будут полностью возмещены. Кроме того, сэкономить на обслуживании поможет межсервисный интервал, который для Iveco Daily Natural Power составляет 40 тыс. км — вдвое больше, чем у дизельного аналога.

Заманчивая альтернатива

По сравнению с пропан-бутаном, преимущества также явные: сжатый (компримированный) природный газ, в отличие от сжиженного углеводородного, не боится морозов и значительно безопаснее. Несмотря на то, что давление в баллонах достигает 200 атм, метан менее взрывоопасен, чем пропан, бензин и ДТ: поскольку этот газ легче воздуха, то при любой утечке он сразу улетучивается. Но повредить эти баллоны очень непросто: помимо заводской защиты, они сами по себе прочны и выдерживают давление в 400 атм.

Подводя итоги, стоит сказать, что в ближайшее время транспортные средства с таким источником энергии даже перспективнее, чем автомобили с электродвигателями. Главное, чтобы цены на газ не приравняли к стоимости дизельного топлива.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Заманчивая альтернатива

ПРАКТИЧНО. Установка баллонов никак не сказалась на дорожном просвете (165 мм).

Заманчивая альтернатива

УНИВЕРСАЛЬНО. Шины 195/75R16 — одни из самых популярных в классе.

ООО «СТ НИЖЕГОРОДЕЦ»

У людей, чей род деятельности связан с легким коммерческим транспортом, компания «СТ Нижегородец» всегда на слуху. На российском рынке это одна из немногих фирм, которая может предложить покупателю одновременно столь широкую гамму фургонов, микроавтобусов и различных модификаций спецтранспорта.

Заманчивая альтернатива

Начав бизнес в 2006 году с переоборудования Ford Transit, компания «СТ Нижегородец» попала, что называется, в свою колею. Выпустив в 2007 году около 1000 «Транзитов», спустя 6 лет «Нижегородец» увеличил эту цифру в 10 раз: к концу 2013 года количество проданной техники составило почти 10 000 единиц. Современный производственный комплекс в этом году был дооснащен всем необходимым оборудованием, что позволит выпускать более 12 000 автомобилей в год. Главная особенность производства — индивидуальный подход к клиентам. Таким образом, модельный ряд продукции включает в себя все возможные модификации техники, какие только можно представить: маршрутные такси, изотермические фургоны, автомобили для экстренных служб, выездные лаборатории и автовышки… Подобная схема производства и дооснащения фургонов особенно актуальна в России. И дело даже не в том, что фирма-производитель, выпускающая грузовой транспорт, не располагает нужным разнообразием комплектаций. Даже если бы автокомпании предоставляли столь широкий ассортимент продукции, они при всем желании не могли бы учесть пожелания каждой страны, и тем более — каждого отдельного региона. Ну и цена, конечно, является далеко не последним фактором.

Заманчивая альтернатива

Сейчас, хотя «Транзиты» и занимают внушительную часть производства, список фирм-партнеров заметно расширился: Mercedes-Benz, Ford, Peugeot, Renault, Citroen, Fiat. А с недавних пор к этому списку присоединился еще один сильный игрок в лице Iveco.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. IVECO DAILY 50C14G V NATURAL POWER

Полная масса, кг 5000
Габариты (длина/ширина/высота), мм 7012х1996х2725
Колесная база, мм 3950
Объем грузового отсека, м3 17,2
Объем баллонов
для газа 224–302 л + топливный бак для бензина 14 л
Двигатель: тип
газовый, 4-цилиндр., рядный, Евро-4
модель FPT Industrial CNG
рабочий объем, см3 2998
мощность, л. с. при мин-1 136 при 2730–3500
крутящий момент, Нм при мин-1 350 при 1500–2730
Коробка передач мех., 6-ступенчатая
Подвеска: передняя
независимая, торсионная
задняя
зависимая, рессорная
Тормоза дисковые
Шины 195/75R16

 

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное