Ярославское сердце для зубров

текст: Михаил Бибичев / 13.01.2014
В конце октября минский автомобильный завод совместно с дивизионом «силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» и входящим в него ярославским моторным заводом провели презентацию грузовиков МАЗ, оснащенных рядными двигателями ЯМЗ, отвечающими экологическим требованиям ЕВРО-4

В конце октября минский автомобильный завод совместно с дивизионом «силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» и входящим в него ярославским моторным заводом провели презентацию грузовиков МАЗ, оснащенных рядными двигателями ЯМЗ, отвечающими экологическим требованиям ЕВРО-4. Мероприятие проходило на территории Дмитровского полигона нами, где в полной мере можно было оценить ходовые качества представленных грузовиков.

Фото автора

На мероприятии было представлено пять грузовиков МАЗ: три самосвала и два тягача

Ни для кого не секрет, что автомобильный завод МАЗ является одним из самых известных заводов по производству грузовиков на постсоветском пространстве. Однако в последнее время информации о новинках и вообще всего того, что происходит на самом предприятии, крайне мало, да и показы техники проводятся редко. Тем не менее на проходившей осенью в Москве выставке «Комтранс – 2013» Минский автомобильный завод представил сразу несколько новинок, в числе которых седельный тягач МАЗ-5440Е9 с обновленным интерьером кабины и самосвал МАЗ-6501В9, который назвали новым эффективным решением для строительного сегмента. Ну, и наконец, в конце октября Минский автозавод совместно с ярославским объединением «Автодизель» представил новую линейку грузовиков МАЗ, оснащенных современными российскими рядными двигателями ЯМЗ, отвечающими экологическим нормам Евро-4.

Рабочее место водителя достаточно просторное и неплохо организовано

Мероприятие проходило на испытательных дорогах подмосковного Дмитровского полигона НАМИ. Где, как не здесь, в полной мере можно оценить ходовые качества грузовиков на различных типах дорог. Для теста было предложено пять автомобилей: два тягача МАЗ-5440В9 в сцепке с трехосным полуприцепом МАЗ-975830, седельный тягач МАЗ-5440В5, а также три представителя строительного сегмента — самосвалы МАЗ-6501В5, МАЗ-6501В9 и МАЗ-5550В3.

Наше знакомство с минскими грузовиками мы начали с седельного тягача с полуприцепом МАЗ-5440В9, оснащенного 412-сильным дизелем ЯМЗ-651.10 и 16-ступенчатой механической КП ZF. Тягач рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 44 тонны, правда, во время заездов он был не загружен. Кабина грузовика с окраской металлик и высокой крышей имеет полный комплект аэродинамических обтекателей. Задняя подвеска и подвеска кабины пневматические. 

Седельный тягач МАЗ-5440В5 для теста был представлен одной «головой», без полуприцепа

Вход в кабину вполне удобный. Благодаря высокой крыше внутри кабины очень просторно, не зря тягач получил имя собственное — «Простор», да и моторный тоннель не высокий, порядка 20 см. Передняя панель стильная и приятная на вид, правда, пластик, используемый при ее отделке, жестковат. Водительское кресло на пневмоподвеске имеет необходимый диапазон регулировок, что вкупе с регулируемой в двух положениях рулевой колонкой позволяет  удобно устроиться за рулем. За креслами в спальном отсеке две широкие спальные полки. Конечно, уровень отделки не дотягивает до европейского, но для тех, кто привык к отечественным машинам, то, что нужно. А если сравнивать с тем, что было раньше, это  существенный шаг вперед.

За креслами «спальник» с двумя полками, верхнюю при необходимости можно сложить

За рулем тягача чувствуешь себя вполне уверено, правда, рулевое управление не такое внятное, как на европейских аналогах, хотя сравнивать МАЗ-5440В9 с представителями «большой семерки», наверное, не совсем корректно, учитывая их стоимость. Тем не менее работа КП понравилась. Не эталон конечно, но с переключением проблем не возникло. Двигатель прекрасно тянет, к тому же остается значительный запас мощности, даже при движении в затяжной подъем на повышенной передаче. При этом во время движения в кабине постоянно что-то поскрипывало и попискивало, а так вроде звукоизоляция ничего.

Магистральный тягач МАЗ-5440В9 c трехосным полуприцепом МАЗ-975830

Второй представленный тягач был с низкой кабиной, с одним спальным местом, оснащен двигателем ЯМЗ-536.10 мощностью 310 л. с. и 9-ступенчатой механической КП ZF. Это, можно сказать, бюджетная версия тягача, и для заездов предлагалась только «голова» без прицепа, в результате, проехав пару кругов по маршруту с затяжными подъемами и спусками, каких-то явных недочетов мы не обнаружили.

Самосвал МАЗ-6501В5 6х4 с 15-кубовым кузовом U-образной формы

Самосвалов, как уже было отмечено, было представлено три. Все без исключения оснащены кабинами последнего поколения, включая и бюджетную версию МАЗ-5550В3 с колесной формулой 4х2. Наибольшее внимание гостей привлек МАЗ-6501В9 с 20-кубовым кузовом. Кстати, тот самый экземпляр, который был впервые показан на «Комтрансе». Допустимая полная масса грузовика 33,5 т, а грузоподъемность 20 т. Поскольку эта машина явно рассчитана на перегруз (этому способствует форма кузова), ее рама выполнена усиленной. Высота лонжеронов толщиною 8 мм увеличена с 280 до 310 мм, а рама имеет четыре дополнительные поперечины. Самосвал оснащен 412-сильным двигателем ЯМЗ-651 и 16-ступенчатой механической КП ZF. Кстати, такие коробки крайне редко встречаются на отечественных самосвалах.

Самосвал МАЗ-6501В5 6х4 с 15-кубовым кузовом U-образной формы

Во время заездов была возможность проехать сначала на порожнем самосвале по дорогам полигона, а затем загрузиться и повторить заезд на груженой машине с последующей разгрузкой. Ощущения остались весьма позитивные. Кабина со спальником достаточно просторная, правда, из новшеств здесь только улучшенный приборный щиток, а вот огромный руль с тонким ободом и архаичный угловатый интерьер — все это эхо былых времен. Тем не менее, хоть в груженом, хоть в порожнем состоянии, самосвал управляется отлично. Оптимальную скорость позволяет держать 16-ступенчатая КП, нижний ряд, верхний, половинки — все предельно просто и понятно, только схема переключения зеркальная.

Бюджетный двухосный самосвал МАЗ-5550В3 также оснащен современным ярославским дизелем

Что касается двух других самосвалов, представленных для теста, то здесь есть нарекания к работе 9-ступечатой КП китайского производства 9JS135TA, установленной на МАЗ-5550В3. Передачи включались с трудом и не без усилий, при этом сопровождались треском в зацеплении. Представители МАЗа сетовали на то, что она еще неприкатанная, но, как мы выяснили несколько позже, КП оказалась просто несинхронизированной. Доказательством послужило то, что на самосвале МАЗ-6501В5 была установлена точно такая же коробка, однако нареканий к ее работе не возникло.

Новинка «Комтранса–2013» самосвал МАЗ-6501В9 с 20-кубовым кузовом и спальной кабиной

Теперь собственно о двигателях, которые в настоящее время устанавливают на грузовики МАЗ. Речь идет о двух семействах современных моторов ЯМЗ-536 и ЯМЗ-651, которые представляют собой рядные 6-цилиндровые дизельные двигатели с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом. ЯМЗ-536 это новое семейство двигателей, разработанное ОАО «Автодизель» совместно со специалистами австрийской компании AVL. Как известно, под этот проект в Ярославле построили новый современный завод. Двигатели семейства ЯМЗ-651 производятся по технологической лицензии Renault Trucks, для этого была выкуплена сборочная линия, которая находится в городе Тутаев. Для достижения норм Евро-4 на двигателях применяется система рециркуляции отработавших газов (EGR), то есть без использования пресловутой мочевины.

6-цилиндровый рядный дизельный двигатель семейства ЯМЗ-536 во всей красе

Что ж, проведенный на Дмитровском полигоне тест-драйв доказал, что МАЗ может производить технику хоть и не европейского, но достаточно высокого уровня, с простой конструкцией по адекватной цене. Ярославские моторы оказались весьма эластичными и тяговитыми. Ну, а сочетание линейки силовых агрегатов ЯМЗ с грузовиками МАЗ продемонстрировало завидный потенциал. В этом году на МАЗе ланируют выпустить 12 900 единиц техники, из которых 80% уйдет на экспорт, при этом 50% экспорта окажется на российском рынке.

6-цилиндровый рядный дизельный двигатель семейства ЯМЗ-536 во всей красе

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Необычно: Схема переключения передач на магистральном тягаче с 16-ступенчатой коробкой ZF зеркальная.

Удобно: На самосвале МАЗ-6501В9 чтобы поднять кузов, достаточно повернуть тумблер, на панели при этом загорается лампочка.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  ЯМЗ-536 ЯМЗ-5361 ЯМЗ-651 ЯМЗ-651
Число и расположение цилиндров Р6 Р6 Р6 Р6
Рабочий объем, л 6,65 6,65 11,12 11,12
Мощность, л. с. при мин-1 312 при 2300 270 при 2300 412 при 1900 362 при 1900
Крутящий момент, Нм при мин-1 1226 при 1300–1600 1166 при 1300–1600 1911 при 1200–1400 1765 при 1100–1400
Масса, кг 640 640 1030 1030
Межсервисный интервал, км 30 000 30 000 15 000

15 000

Ресурс до капитального ремонта, км 1 000 000 1 000 000 1 000 000 1 000 000
Гарантийный ресурс, км 100 000 100 000 140 000 140 000

 

Статьи по теме
Популярное