В столице Белоруссии состоялся ретроспективный показ продукции Минского автозавода. На площадке возле центральной заводской проходной было выставлено более десяти образцов коммерческой техники, иллюстрирующих прошлое и настоящее МАЗа
Михаил Ожерельев
Среди передовых моделей — низкопольный автобус третьего поколения МАЗ-303266. Внешне он похож на «междугородник», но с колоритной «горбинкой», в которой можно разглядеть силуэт зубра. В действие 12,4‑метровую машину приводит 299‑сильный турбодизель Daimler ОМ 936 LA (Евро-6) в паре с 6‑ступенчатой гидромеханической коробкой от ZF. Салон может вместить до 110 пассажиров. Из новшеств — полуторные сиденья для мам с детьми и USB-порты для зарядки гаджетов. Вскоре такие автобусы появятся на городских маршрутах.
Большие надежды на заводе возлагают также на электробус МАЗ-303Е10. Он оснащен аккумуляторами высокой емкости с длительным сроком службы и немецким центральным приводом ZF CeTrax мощностью 300 кВт. Запас хода впечатляет — до 300 км, что позволяет объехать весь город. Из других «фишек» — теплые кнопки, бесконтактная система противозащемления, электролюки, кондиционер и разные виды подсветки в зависимости от времени суток. За год должно быть собрано минимум 10 электробусов МАЗ. В серийное производство эти две новые модели пассажирского транспорта пойдут уже в следующем году.
В «передовики» попал и седельный тягач МАЗ-5440М9 с двигателем Daimler OM 471 (Евро-6). Его выделяют новые для Белоруссии конструкторские и дизайнерские решения — от мощной ходовой части до обновленной кабины. Неслучайно модель сейчас очень популярна у покупателей за рубежом.
Перспективным называют и микроавтобус МАЗ-281, который собирают в Бресте на мощностях завода «Брестмаш». В нем 16 пассажирских сидений и сдвижная дверь, а подножка выдвигается автоматически.
МАЗ также представил самосвал МАЗ-65262L грузоподъемностью 36,7 тонны. Его стихия — перевозка сыпучих грузов из мест добычи песка, глины и камня к строительным объектам.
А вот самосвал МАЗ-651628 вышел компактнее — грузоподъемностью 28,5 тонны. В кузове с задней разгрузкой свободно вмещается 21 кубометр стройматериалов.
Линейку спецтехники дополняет автокран КС-5576BY-H, способный поднимать грузы до 32 тонн. Его можно использовать на дорогах общего пользования без специального разрешения. В качестве основы — шасси МАЗ-6302C5 с 330‑сильным двигателем ЯМЗ. Полный привод позволяет действовать даже в условиях бездорожья, а стрела вытягивается на 33 метра (с гуськом — 42 м).
Впечатляет также мусоровоз МАЗ-590425. Его кузов вмещает 17 м3 бытовых отходов, еще 1,8 «куба» берет на себя загрузочная емкость заднего борта. Кузов выполнен в форме эллипса без дополнительных усилительных ребер. Спецмашина извлекает мусор из контейнеров любой формы и размеров, после чего прессует под высоким давлением. Подъемник можно запускать вручную или в полуавтоматическом режиме.
В число культовых моделей вошел МАЗ-200, без которого невозможно представить историю Минского автозавода. Эта модель сошла с конвейера 7 ноября 1947 года. На ее модификацию МАЗ-205 пришлась львиная доля выпускаемых в стране грузовиков, которые помогли восстановить народное хозяйство в послевоенное время.
Еще одна легенда — МАЗ-500, которая, в отличие от предшественника, имела бескапотную компоновку. Это позволило снизить вес машины и увеличить длину грузовой платформы. Производили «пятисотку» вплоть до 1977 года — в общем-то, это долгожитель среди грузовиков.
Среди спортивных грузовиков — МАЗ-5309RR, который в 2018 году принес команде серебро ралли-рейда «Дакар». В нем стоит двигатель Gyrtech G-13 и 16‑ступенчатая механическая коробка передач ZF. Машина весит 9,5 тонны и разгоняется до 100 км/ч за 9,5 секунды.
Титулованным оказался и более молодой капотник МАЗ-6440 RR. Смещение кабины в центральную часть улучшило развесовку автомобиля, разгрузило передний мост и снизило нагрузки на экипаж. Сам автомобиль получился невысоким и компактным, а разгоняет его 6‑цилиндровый двигатель Gyrtech G-13 с турбонаддувом мощностью 960 «лошадей».
Минский автозавод был создан в 1944 году. За это время с конвейера предприятия сошло более 2 млн единиц различной автотехники, используемой во всех сферах. «Важно, что мы сохранили лучшее, но на этом не остановились — пошли вперед. В результате современные белорусские автобусы и грузовики во многом превосходят существующие на рынке аналоги», — отмечают в пресс-службе автозавода.
Подписка на рассылку материалов Автопарка