Концерн Volkswagen впервые провел глобальную конференцию Power Day, посвященную развитию тяговых батарей и зарядной инфраструктуры до 2030 года. Оба этих направления названы ключевыми для завоевания лидерства на электромобильном рынке.
Михаил Ожерельев
Из важных анонсов нужно выделить расширение сети предприятий, занятых производством литиево-ионных ячеек: только в Европе до конца десятилетия будет запущено шесть таких заводов (суммарной мощностью 240 ГВт·ч) аккумуляторов в год.
Первые два завода из шести заработают в шведском городе Шеллефтео и в немецком Зальцгиттере. Производства создаются в сотрудничестве со шведской фирмой Northvolt. Шеллефтео будет выпускать тяговые ячейки премиум-класса с 2023 года, и мощность этой фабрики постепенно доведут до 40 ГВт·ч в год. Зальцгиттеру достанется выпуск унифицированных тяговых ячеек массового сегмента. Эта линия будет запущена в 2025 году, и ее мощность тоже составит 40 ГВт·ч в год. Эти заводы будут работать на энергии из возобновляемых источников.
Помимо собственного производства значительная экономия средств ожидается благодаря внедрению унифицированной ячейки. Такую начнут выпускать уже в 2023 году. В 2030‑м она должна применяться в батареях электрокаров всех марок группы и на 80 % всех электромобилей концерна. Кроме экономии на масштабе выгода будет получена за счет оптимизации самой ячейки, внедрения инновационных методов производства и последующей утилизации. Уточняется, что производство катодов из переработанных материалов позволит экономить более тонны выбросов CO2 на автомобиль.
Кстати, концерн разделит ячейки на три ветви, отличающихся «химией», то есть используемыми для электродов и электролита веществами (доля химия составляет 2/3 стоимости батареи). Версия начального уровня позволит снизить цену ячейки на 50 %. Обычная «химия» (mainstream) должна стать на 30 % дешевле, чем сейчас, а для особых приложений задуманы ячейки High End — более дорогие, чем обычные, но с большими емкостью и мощностью. Пример последнего — батареи NMC-Cell с использованием никеля, магния, кобальта в катоде и синтетического графита в аноде. Эти батареи имеют высокую энергоемкость при малом весе, сопоставимом с обычными li-ion ячейками, при этом серьезную токоотдачу — они способны заряжаться на морозе до минус 20 °C и разряжаться при температуре до минус 40 °C. Другим плюсом NMC-батарей является лучшая пожарная безопасность.
Разумеется, в ходе презентации была упомянута и твердотельная батарея с лучшими в классе показателями времени зарядки и дальности хода. Этот качественный скачок в технологии аккумуляторов Volkswagen ожидается в середине десятилетия. Здесь немецкий концерн вступает в гонку с такими гигантами, как Toyota и GM, интенсивно занимающимися данной темой.
«В среднем, мы снизим стоимость аккумуляторных систем ниже 100 евро за киловатт-час. Это, наконец, сделает электромобильность доступной и доминирующей техникой привода», — заявил член правления концерна, отвечающий за технологии, и генеральный директор Volkswagen Group Components Томас Шмалль.
Наступление Volkswagen в области аккумуляторов сопровождается масштабным расширением сети быстрой зарядки. Вместе со своими партнерами компания намеревается к 2025 году эксплуатировать около 18 тыс. общедоступных точек быстрой зарядки в Европе. Это представляет собой пятикратное расширение сети быстрой зарядки по сравнению с сегодняшним днем и соответствует примерно одной трети общего спроса, прогнозируемого на континенте на 2025 год.
Volkswagen также расширит общедоступную сеть быстрой зарядки в США и Китае. К концу года Electrify America планирует установить около 3500 точек быстрой зарядки в Северной Америке. В Китае к 2025 году Volkswagen планирует установить 17 тыс. точек быстрой зарядки через совместное предприятие CAMS.
Это будет сделано через серию стратегических партнерств в дополнение к совместному предприятию IONITY. Volkswagen хочет установить около 8000 пунктов быстрой зарядки по всей Европе вместе с брендом BP. Зарядные устройства для быстрой зарядки мощностью 150 кВт будут установлены в общей сложности на 4000 заправочных станций BP и ARAL, большинство из которых находится в Германии и Великобритании. В сотрудничестве с Iberdrola Volkswagen покроет основные маршруты движения в Испании. В Италии Volkswagen хочет сотрудничать с Enel для создания сети быстрой зарядки, как вдоль автомагистралей, так и в городских районах.
К 2025 году Volkswagen инвестирует около 400 млн евро в европейскую программу в целом, при этом дальнейшие инвестиции будут осуществляться внешними партнерами.
Volkswagen намерен в будущем интегрировать электромобиль в частные, коммерческие и общественные энергосистемы. Это позволит сохранять экологически чистую электроэнергию из солнечной энергетической системы в автомобиле и при необходимости возвращать ее в домашнюю сеть. Потребители не только станут более независимыми от энергосистемы общего пользования, но и сэкономят деньги и сократят выбросы CO2. Модели на базе собственной платформы MEB будут поддерживать эту технологию с 2022 года. Volkswagen также предложит полный пакет со всеми модулями и цифровыми услугами — от двунаправленного настенного устройства до управления энергопотреблением. Вскоре эта технология будет использоваться и в более широких масштабах — например, в жилых домах, на предприятиях или в общей электросети.
«Электрическая мобильность стала для нас основным бизнесом. Сейчас мы систематически интегрируем дополнительные этапы в цепочку создания стоимости. Мы обеспечиваем долгосрочную поул-позицию в гонке за лучшую батарею и лучшее обслуживание клиентов в эпоху мобильности с нулевым выбросом», — говорит Герберт Дисс, председатель правления Volkswagen Group.
Стоит отметить, что электрификация оказывает существенное влияние на бизнес коммерческого транспорта. Своим видением будущего поделился Александр Власкамп, руководитель отдела продаж и маркетинга компании Scania (входит в Volkswagen Group). Компания уже выпустила на рынок полностью электрические грузовики, а также гибридные грузовые автомобили с возможностью подзарядки от электросети. В следующие несколько лет Scania планирует выпустить магистральные грузовики с электроприводом, способные перевозить до 40 тонн груза в течение 4,5 часов, а также быстро заряжаться во время обязательного 45‑минутного отдыха водителей. Согласно прогнозам Scania, к 2025 году продажи электромобилей составят около 10 %, а к 2030 году — уже 50 % от общего объема продаж компании в Европе.
Подписка на рассылку материалов Автопарка