По прошествии трех десятилетий с момента распада СССР армии некоторых суверенных государств не узнать. Грузовые автомобили советского и российского производства заменяются собственными. Примером служат Вооруженные Силы Республики Беларусь. В них ЗИЛы, КАМАЗы, ГАЗы заменяются МАЗами и МЗКТ.
Александр Трохачев
«Волат» в переводе с белорусского означает «Богатырь». Именно такое название носит семейство полноприводных грузовиков повышенной проходимости, выпускаемых Минским заводом колесных тягачей (МЗКТ) еще с ХХ века. И это не только знаменитые «сороконожки», на которых базируются стратегические ракетные комплексы РВСН. Это и новейшие модели XXI века, идущие на смену устаревшим советским разработкам ГАЗ-66, ЗИЛ-131, «Урал-4320», а также современным КАМАЗам поколения «Мустанг».
Показательным в смысле замены российских грузовиков на белорусские является семейство МЗКТ-6001. Оно объединяет автомобили с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8. Все они имеют преимущественно армейское исполнение и предназначены для перевозки личного состава, боеприпасов и военных грузов. Кроме того, на их шасси монтируют различные системы вооружения и специальное оборудование.
Никто и не скрывает, что на замену тому же ГАЗ-66 (4х4) создано шасси МЗКТ-500200 (4х4) грузоподъемностью 3,2 тонны. Его комплектуют двигателем Минского моторного завода Д245.30 мощностью 156 л. с. или ярославским дизелем ЯМЗ-53452 мощностью 215 л. с. Машина на конвейере с 2015 года, а «Шишигу» грузоподъемностью 2 тонны прекратили выпускать в 1999‑м. Промежуточным звеном с 2003 года стал 240‑сильный КамАЗ-4350 (4х4) грузоподъемностью 4 тонны. Теперь Вооруженные Силы РБ могут закупать свои грузовики и заменять ими устаревшие КамАЗы.
Изначально компактные «Волаты» модели 500200 были предназначены для подразделений погранвойск РБ на смену снятым с производства ГАЗ-66. Однако очень скоро грузовики приглянулись военным, а затем и представителям внутренних войск. В армейском варианте появились новые модификации. Например, МЗКТ-500200‑030 (4х4) создали для буксировки миномета 2Б-23 «Нона-М1» калибра 120 мм и перевозки его боевого расчета в кузове. Эти машины можно увидеть на парадах ко Дню Победы и Дню Независимости Республики Беларусь.
Бескапотная компоновка, кабина над двигателем, полный привод и схема 6х6 присущи трехосному шасси МЗКТ-600103 грузоподъемностью 10 тонн. Его комплектуют 440‑сильным дизельным двигателем Caterpillar C13 или ЯМЗ-7513 мощностью 420 л. с. Автомобиль пошел в серию в 2008 году, а трехосный КамАЗ-5350 (6х6) с двигателем в 260 л. с. начал тиражироваться на пять лет раньше, с 2003 года. Правда, разница между этой техникой есть: российский грузовик везет 6 тонн груза, а белорусский — 8,7 тонны (как шасси — 10 тонн). Кстати, ходовые модули семейства МЗКТ-6001 (6х6) используются в конструкции российских бронеавтомобилей «Тайфун-У» на базе «Урала».
Альтернативу КАМАЗам являет собой шасси МЗКТ-600203 (8х8) с двигателем потенциалом в 540 л. с. Это аналог четырехосного «Мустанга» с односкатной ошиновкой колес, способный перевозить груз массой 17 тонн. КамАЗ-6350 (8х8) грузоподъемностью 16 тонн (с прицепом — 26 900 кг) находится в серии с 2004 года, а тактический автомобиль МЗКТ-600203 (8х8) в производстве с 2013 года. Как говорится, почувствуйте разницу.
Еще одна линейка Минского завода колесных тягачей на замену российским аналогам — семейство 6527. В нем нет двухосных грузовиков, зато есть трех- и четырехосные. Например, МЗКТ-652730 (6х6) грузоподъемностью 9 тонн с мотором в 400 л. с. можно считать аналогом ранее упомянутого «Мустанга» КамАЗ-5350 (6х6). Хотя и здесь разница заметна. Если грузовик из Набережных Челнов изначально создавали как армейский, то его белорусский визави призван в строй с гражданской нивы. На его раму не ставят системы вооружения, а используют под командные пункты, радиолокационные станции, передвижные узлы связи и т. д. А вот 400‑сильное шасси МЗКТ-652730‑020 (6х6) с вынесенной вперед кабиной грузоподъемностью 18,5 тонн российского аналога не имеет. В четырехосной версии есть представитель Брянского автозавода — седельный тягач БАЗ-6403, но в ВС РБ его никогда не поставляли.
На вершине семейства 6527 находится вездеходное шасси МЗКТ-652720 (8х8). С турбодизелем мощностью 400 л. с. оно без проблем везет 12 тонн груза. Используют его не только в Беларуси и России. Например, Азербайджан смонтировал на это шасси зенитный ракетный комплекс Barak-8 и оперативно-тактический ракетный комплекс Lora, оба израильского производства. В сегменте полноприводных четырехосников белорусского производства находятся также МЗКТ-730100 (8х8) грузоподъемностью 24 тонны и МЗКТ-730110 (8х8) грузоподъемностью 20 тонн.
Интерес представляет и такое новое направление, как легкие броневики МЗКТ. Некоторые из них впервые были представлены на 9‑й международной выставке вооружений и военной техники MILEX-2019 в Минске. В их числе — разработанные ГНПО «Агат. Системы управления» комбинированная радиостанция Р-188 «Богатырь-2» и многофункциональный разведывательный комплекс БРДМ-4Б (4х4). Будут и новые модификации.
На международном форуме «Армия-2021» в подмосковном парке «Патриот» минчане презентовали бронетранспортер Volat V2 (8х8), призванный заменить аналоги российского производства БТР-70 и БТР-80. Одновременно у ВС РБ отпадает потребность закупать современный БТР-82А и новейшую унифицированную боевую платформу «Бумеранг». Ранее белорусы создали семейство Volat-1, вобравшее в себя легкобронированные автомобили МЗКТ-490100 (4х4). Их первые опытные образцы появились пятью годами раньше, в 2016 году.
Несмотря на то, что Россия и Беларусь составляют союзное государство, у каждого в системе закупок свои приоритеты. Оно и понятно: своя рубашка ближе к телу. В то же время, армия РБ допускает принятие на вооружение китайских бронеавтомобилей Dongfeng, а в армии РФ практики использовать иностранную технику нет. В то же время, Россия закупает у Беларуси многоосные спецшасси МЗКТ, и не исключено, что со временем производство их аналогов будет налажено в России. А пока получается так: дружба дружбой, а табачок врозь…
Подписка на рассылку материалов Автопарка
До 2019 года Лукашенко снабжал ВСУ Военной техникой завода МЗКТ.
И вашим и нашим , так сказать….
Об этом не раз писали СМИ ДНР, Русские ГОССМИ.
Порошенко у себя в фейсбуке на эту тему посты размещал