Top.Mail.Ru
«Вахтовики» из Миасса: внедорожные автобусы для самых труднодоступных мест

«Вахтовики» из Миасса: внедорожные автобусы для самых труднодоступных мест

фото: автора, АЗ «Урал», АО «Газпром» / 30.09.2020
Пассажирские машины повышенной проходимости, или вахтовые автобусы, работают на предприятиях нефтегазового комплекса России в труднодоступных местах и остаются единственным средством доставки рабочих бригад. Крупнейшим в нашей стране изготовителем вахтовых автобусов, отметившим в нынешнем году 20‑летие с начала выпуска подобной техники, является автомобильный завод «Урал».

Валерий Васильев

За эти годы «вахтовки» из Миасса получили признание у многочисленных отечественных заказчиков. Надежным, неприхотливым, выносливым машинам, базирующимся на двух- и трехосных полноприводных шасси «Урал», не страшны бездорожье, экстремально низкие температуры и большая протяженность маршрутов, обычных для Сибири и Крайнего Севера. Вахтовые автобусы уверенно доставят специалистов, оборудование, инструменты на любое месторождение, в район прокладки нефте- и газовых магистралей или промысловый объект.

«Вахтовики» из Миасса: внедорожные автобусы для самых труднодоступных мест
Вахтовый автобус «Урал-32551» вышел в серию в 2000 году.

Появление вахтовых автобусов на шасси грузовиков «Урал» неразрывно связано с масштабным освоением в СССР нефтегазовых месторождений, развитием сельского и лесного хозяйства, других отраслей. Если вначале «вахтовки» изготавливали авторемонтные службы и мастерские отдельных предприятий для собственных нужд, то в начале 1980‑х годов к промышленному производству таких машин подключили целый ряд автозаводов.

В конце 1990‑х эта тематика стала актуальной и для автомобильного завода «Урал», который в то время переживал сложную ситуацию, вызванную резким спадом производства грузовиков. Предприятию пришлось осваивать изготовление непрофильной продукции. Одним из самых перспективных направлений признали выпуск вахтовых автобусов. Проведенная реконструкция и перевооружение производства дали возможность в 1999–2000 годах разработать и освоить серийный выпуск трех типов вахтовых автобусов — «Урал-3255», «Урал-32551» и «Урал-32552». В мае 2000 года модели направили на сертификационные испытания, а уже в июне заказчики получили первую опытно-промышленную партию «вахтовок». До конца года изготовили 28 единиц. Это стало важной победой уральских автозаводцев.

«Вахтовики» из Миасса: внедорожные автобусы для самых труднодоступных мест
В 2004 году для газовиков и нефтяников изготовили специальные 21‑местные автобусы «Урал-32552‑47» с более комфортной кабиной над двигателем.

Конструкцию северных автобусов, созданных в Миассе на шасси серийных моделей с колесной формулой 4х4 и 6х6, ориентировали на районы, где наблюдаются резкие колебания давления воздуха, значительные перепады температур в течение суток, сильные ветры, повышенная влажность. Поэтому каркасно-металлический кузов-фургон снабдили двойным остеклением, обеспечивающим не только герметичность, но и сохраняющим тепло за счет образовавшейся воздушной прослойки, а также независимым воздушным отопителем и жидкостным подогревателем. Для улучшения теплоизоляционных свойств утеплили пол, крышу и боковины. Специальные средства обеспечивают гарантированный пуск силовой установки и быстрый прогрев ее систем.

«Вахтовики» из Миасса: внедорожные автобусы для самых труднодоступных мест
С 2015 года настал черед вахтовых автобусов на базе нового семейства грузовиков «Урал Next».

Базовые шасси повышенной проходимости, оборудованные достаточными по мощности двигателями, многоступенчатыми трансмиссиями с блокировками дифференциалов, устройством изменения давления воздуха в шинах и надежной подвеской, а при необходимости — лебедками, позволяют «вахтам» двигаться по снежной целине, песчаной и болотистой местности, редколесью, преодолевать неглубокие реки и овраги.

«Вахтовики» из Миасса: внедорожные автобусы для самых труднодоступных мест
Капотную модель «Урал-3255‑48» (6х6) в 2007 году признали лучшим специальным автомобилем.

Вахтовые автобусы оказались весьма востребованными. Уже в начале 2001 года, выпустив первую сотню машин, производственную программу скорректировали в сторону увеличения, изготовив в итоге 400 машин, а в январе 2003 года потребителю отправили 1000‑й экземпляр.

Рос не только объем производства, но и число новых моделей. В 2004 году для газовиков и нефтяников изготовили специальные 21‑местные автобусы «Урал-32552‑47» на шасси 4х4 с более комфортной кабиной над двигателем, улучшенной шумо- и термоизоляцией, независимым отопителем, двумя калориферами с отбором тепла от двигателя, громкоговорящим устройством для переговоров с салоном и удобными сиденьями для пассажиров.

«Вахтовики» из Миасса: внедорожные автобусы для самых труднодоступных мест
Базовое шасси повышенной проходимости позволяет «вахтам» двигаться по снежной целине, песчаной и болотистой местности, преодолевать неглубокие реки и овраги.

За ними последовали: «Урал-3255‑41», доработанный по замечаниям потребителей «Газпрома», и грузопассажирская «вахтовка» с краном-манипулятором, производство которой позже передали партнеру — компании «ГИРД» из Миасса. В 2004 году АЗ «Урал» уже принадлежала половина российского рынка вахтовых автобусов.

«Вахтовики» из Миасса: внедорожные автобусы для самых труднодоступных мест

В 2007 году выпуск «вахтовок» составил 987 штук, модельный ряд формировали короткие машины на 20 пассажиров и длинные на 28. Например, капотную модель «Урал-3255‑48» (6х6) на выставке «Интеравто-2007» признали лучшим специальным автомобилем. С 2008 года сварка, окраска, установка кузовов-фургонов на шасси «Урал» выполняется в главном корпусе предприятия, где расположены основные переделы — штамповочный, сварочный, окрасочный и сборочный.

«Вахтовики» из Миасса: внедорожные автобусы для самых труднодоступных мест
В 2014 году стартовало производство модернизированных бескапотных автомобилей «Урал-М», в конструкцию которых внедрили около 50 изменений.

В 2010 году в серию запустили бескапотный автобус «Урал-32552‑3011‑59» (4х4). Кузов-фургон на 23 места, изготовленный из сэндвич-панелей (наружный слой — металлический лист, внутренний — стекловолокнистый пластик), снабдили стеклопакетами с тройным остеклением и тонировкой, лампами дневного света и вещевыми полками шириной 400 мм. В комплектацию входят два независимых отопителя с воздуховодами и тепловыми колодцами, регулируемые воздуховоды с подачей воздуха на каждую пару сидений.

С 2013 года АЗ «Урал» применяет технологию холодного натяжения наружных панелей, которая придает кузову не только более привлекательный внешний вид, но и улучшает герметичность его соединений, а также увеличивает антикоррозийную стойкость и прочность. Использование вклеиваемых стекол повысило жесткость фургона, поскольку клеевый шов обеспечивает абсолютную герметичность по сравнению с резиновым уплотнителем, благодаря чему металл не подвергается коррозии. В салоне появились удобные форточки.

«Вахтовики» из Миасса: внедорожные автобусы для самых труднодоступных мест
Для вентиляции салона автобуса есть два люка и форточки.

Совершенствование конструкции выразилось также в установке металлического пола с улучшенной тепло- и шумоизоляцией, что исключило проникновение пыли, шума и выхлопных газов в салон и улучшило тепловой режим, герметизация сварных швов предотвратила проникновение в кузов воды. Эффективность вентиляции салона повысили за счет иного расположения и увеличения числа люков в крыше, применили систему независимого отопления фургона и защиту трубопроводов системы отопления защитными кожухами. Эргономику посадки-высадки пассажиров улучшили за счет замены подножки фургона с ременным приводом на аналог с механическим приводом. В салоне появились светодиодные светильники, а пассажирские сиденья оборудовали двух- и трехточечными ремнями безопасности.

В 2014 году стартовало производство модернизированных бескапотных автомобилей «Урал-М», в конструкцию которых внедрили около 50 изменений и технологических улучшений. Предусматривался выпуск на их шасси «вахтовок» «Урал-32552‑3013‑79» (4x4) и «Урал-3255‑3013‑79» (6x6).

«Вахтовики» из Миасса: внедорожные автобусы для самых труднодоступных мест
Кузов-фургон на 23 места изготовлен из сэндвич-панелей.

С 2015 года настал черед вахтовых автобусов на базе нового семейства грузовиков «Урал Next». Капотные модели «Урал Next» 32552‑5013‑71 (4x4), «Урал Next» 3255‑5013‑71 (6x6) и «Урал Next» 32551‑5013‑71 (6x6) стали обладателями просторной комфортабельной кабины Next с улучшенной эргономикой и современным дизайном, которую установили на усовершенствованное шасси с высокотехнологичной агрегатной базой.

Актуальная линейка вахтовых автобусов АЗ «Урал» включает модели колесной формулой 4х4 и 6х6, рассчитанные на перевозку от 14 до 22 человек, а также грузопассажирский вариант с 8‑местным фургоном и отсеком грузоподъемностью до 600 кг.

Занимая позиции одного из лидеров по выпуску вахтовых автобусов, автозавод «Урал» ежегодно реализует порядка 300–400 машин. Их доля на российском рынке «вахтовок» в прошлом году составила 41 %.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное