Усиление контроля за тахографами. Не спи за рулем

текст: Ирина Зверева / 19.09.2019
Власти всерьез занялись усилением контроля над наличием и работой тахографов на транспорте. С 1 ноября вступит в силу закон о новых штрафах для компаний, заставляющих водителей перерабатывать. Кроме того, в правительство внесен законопроект об онлайн-тахографии. Однако, кроме плюсов, эксперты видят и недостатки грядущих нововведений.

НЕ ХОТЯТ СТАВИТЬ

То, что реформа в этой сфере необходима, показала недавняя проверка Минэкономразвития. Ведомство обнародовало выдержки из своего заключения о том, что приказ Минтранса об обязательной установке тахографов на 2 млн транспортных средств не достиг цели. Речь о приказе от 13 февраля 2013 года, в котором устанавливаются требования для ТС, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов. По данным министерства, за семь лет действия приказа такими устройствами были оснащены только 718,4 тыс. ТС, или около 35% от необходимого количества.

Причиной тому стал тот факт, что штрафы за отсутствие работающего тахографа слишком низкие, а цена оснащения автомобилей устройствами — высока (от 28 тыс. до 40 тыс. руб.), объяснили в ведомстве. Поэтому автовладельцы считают установку тахографа излишне затратной и экономически неоправданной.

«К сожалению, сегодняшний день показывает, что действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пока направлены зачастую на извлечение прибыли и нарушение труда и отдыха водителей, — констатировал замминистра транспорта Сергей Аристов в ходе рассмотрения этой темы на пленарном заседании Госдумы. — Усталость водителя, по нашим оценкам, это примерно 20% тех ДТП, которые у нас имеются».

По его словам, за выпуск на линию транспортных средств без технического средства контроля в прошлом году были привлечены к ответственности 206 тысяч водителей и 66 тысяч должностных лиц. «Эта статистика говорит о том, что существующие санкции не пугают ни водителей, ни юридических лиц», — отметил Аристов.

ПЛАТИТ ВОДИТЕЛЬ

По нынешним правилам, за подобные нарушения расплачивается фактически сам водитель. Его могут оштрафовать всего на тысячу рублей, и, конечно же, предприятия перекладывают ответственность на своих сотрудников, объяснили в Госдуме. Это выгоднее, чем приобретать тахограф и устанавливать его. Получается несправедливо: режим труда и отдыха — понятие из Трудового кодекса, ответственность за нарушения которого несет работодатель. К тому же в законе «О безопасности дорожного движения» прописано, что оснащать ТС тахографом должен его владелец, предприниматель. Однако штрафы выписывают водителям.

Чтобы восстановить справедливость, правительство и депутаты решили пойти путем ужесточения ответственности перевозчиков за отсутствие тахографов и прочие нарушения в сфере труда и отдыха водителей. Летом был принят закон на эту тему со сроком вступления с 1 ноября. Документ кардинально меняет дело для несознательных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, то есть для владельцев транспортных компаний.

Согласно новому закону, за нарушение установленного режима труда и отдыха водителей оштрафуют должностных лиц на сумму от 7 тыс. до 10 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей — от 15 тыс. до 25 тыс. руб., а юрлиц — до 50 тыс. руб. При этом все они понесут ответственность в том случае, если сами будут заставлять водителя перерабатывать. Если же это личная инициатива самого гражданина, то будет отвечать он — штраф составит от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб. (сейчас нижняя планка — 1 тыс.).

«Есть установленная санитарная норма, сколько может работать водитель, и она не должна превышать восемь часов с определенными перерывами для отдыха — в противном случае просто организм не срабатывает», — пояснил Сергей Аристов. Согласно приказу Минтранса, в неделю шофер не может провести за «баранкой» более 56 часов, при этом после четырех часов в дороге необходимо обязательно делать 15‑минутный перерыв.

Изначально законопроект предусматривал более жесткое наказание для юридических лиц — приостановку деятельности на срок до 90 дней. Предполагалось, что в некоторых случаях оно будет заменять штраф, однако к третьему чтению документа эта санкция исчезла как несущая слишком большие риски для предприятий. В итоге в конечной версии осталось только наказание в виде штрафов.

ШТРАФ НЕ НАПУГАЕТ?

Отслеживать соблюдение правил помогут тахографы. С ноября 2019 года устанавливать эти приборы на свои грузовики и автобусы должны будут не только юрлица и индивидуальные предприниматели, но и физические лица. А с 1 июля 2020 года тахографы должны устанавливаться и на городские автобусы. Согласно вступающему в силу закону, штрафы за выпуск авто на линию без такого устройства для ИП и юрлиц будут такими же, что и за нарушения режима, то есть до 50 тыс. рублей. А для водителей за выход на линию без тахографа штраф выше — 3–5 тыс. руб. (сегодня 1–3 тыс.)

Таким образом, оштрафовать предпринимателя можно будет, если удастся доказать, что именно он установил режим работы, противоречащий требованиям закона.

При этом, если тахограф вышел из строя в процессе работы автомобиля, ответственности наступать не будет, гласит новый закон. Депутаты, правда, заметили в этой норме лазейку. В ходе рассмотрения законопроекта о повышении штрафов представитель ЛДПР Александр Старовойтов предположил, что данная норма облегчит жизнь тем перевозчикам, которые потенциально хотят нарушать режим труда и отдыха водителя. У них постоянно будет ломаться тахограф.

Отвечая на эти сомнения, замминистра транспорта заявил, что проверки Ространснадзора должны будут показать, почему тахограф вышел из строя. «Я думаю, что это технический вопрос, который вполне решаем», — добавил Аристов.

Однако проблема так просто не решается, возразил на это Старовойтов. Он отметил, что зарплата сотрудников Ространснадзора составляет приблизительно 12 тысяч рублей, их количество на дороге сокращалось с каждым годом, так что «бойцов» реально не хватает. К тому же оформить протокол нарушения труда и отдыха водителя проблематично — это занимает час, и сотрудники Ространснадзора, по словам депутата, предпочитают с этой темой не связываться. Поэтому необходимо упростить систему протоколирования данного вида правонарушений. Кроме того, надо решить вопрос дороговизны тахографа, цена которого вместе с установкой на практике может доходить до 60–70 тыс. рублей, добавил Старовойтов. Он также предложил обязать автопроизводителей в процессе производства оснащать транспортные средства тахографами.

Простое ужесточение ответственности не сработает, отметил депутат. «Мы можем поднимать штрафы сколько угодно: те, кто поставили тахограф, получается, они будут законопослушными, они будут нести дополнительную нагрузку, пуская в рейс двух водителей, а те, кто незаконопослушные, будут работать как работали, с одним, и штраф в 3 тысячи их не напугает», — предсказал он.

И ПЛЮСЫ, И МИНУСЫ

Действительно, сработает ли закон так, как надо? Эксперты поделились разными мнениями на этот счет.

Штраф, введенный в отношении юридических лиц, станет стимулом для компаний-перевозчиков повышать уровень безопасности, считает руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров. Он отметил, что за последнее время выросло количество ДТП по вине водителей автобусов и грузовых автомобилей, а с переутомлением связано более половины всех дорожных происшествий. «Первые признаки переутомления появляются через 4–5 часов вождения, в полной мере оно ощущается на 6–8‑м часу, а к концу 9‑го часа, проведенного за рулем, водителю требуется серьезное волевое усилие, чтобы поддерживать движение на безопасном уровне», — назвал приведшие к ужесточению ответственности факторы эксперт.

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов также одобряет идею ужесточения наказания: по его словам, повышение штрафов, с одной стороны, сделает менее прибыльной схему работы некоторых компаний, которые вынуждают водителей проводить по 12 и более часов за рулем. С другой стороны, ужесточение ответственности заставит и добросовестные компании закладывать их в себестоимость перевозки как потенциальный риск, добавил он.

Эксперт объяснил, что в структуре цены грузоперевозки зарплата водителей и сопутствующие им взносы составляют от 29 до 40% — в зависимости от направления и грузоподъемности. «По этой причине многие транспортные компании, желая получить максимум от работы одного водителя, вынуждают его работать сверх нормативного времени», — отметил Миронов.

Гендиректор компании «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев основную концепцию закона одобряет, но все же находит ряд конкретных недостатков в тексте документа. «Закон хороший с точки зрения безопасности в сфере пассажирских перевозок, — считает он. — Усиление контроля необходимо в сфере маршрутного пассажирского транспорта и такси, поскольку здесь слишком высока цена ошибки водителя». При этом глава «Авто-ПЭК» отметил, что закон не учитывает некоторых специфических особенностей сферы грузоперевозок.

Во-первых, при разработке подобных норм эксперт рекомендовал оценивать особенности дорожной инфраструктуры в нашей стране. А именно большие расстояния между населенными пунктами, дорожное покрытие низкого качества, отсутствие оборудованных мест для стоянки большегрузных автомобилей и отдыха водителей.

Еще один важный момент, который, по словам Иевлева, необходимо учесть, — грузоперевозчик не всегда имеет возможность контролировать водителя в пути. «Именно поэтому ответственность за несоблюдение режима труда и отдыха лежала, прежде всего, на водителе, — уточнил глава «Авто-ПЭК».

Скептично настроенные эксперты говорят о правовой неопределенности, которая может стать следствием вступления закона в силу. Так, существующие статьи КоАП уже устанавливают серьезные штрафы, например за нарушение трудового законодательства.

Руководитель смоленского подразделения группы компаний AsstrA Сергей Козлов, в частности, отметил, что компанию могут оштрафовать и сейчас. Изначально на незначительную сумму штрафуют самих водителей, а материалы направляются в УГАДН (Управление государственного автодорожного надзора) того региона, где зарегистрировано транспортное средство. Далее созывается комиссия, которая определяет меру наказания — предупреждение или штраф.

Путь ужесточения ответственности он считает неправильным — это ситуацию не изменит, это приведет лишь к тому, что у перевозчиков появятся дополнительные расходы, считает Козлов.

Ряд критиков заметили, что новый закон не будет работать до тех пор, пока штрафы не приблизят к стоимости тахографов, а до тех пор нарушать будет все равно выгоднее.

В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН

Таким образом, ужесточение наказания не-обязательно заставит компании и самих водителей соблюдать режим труда и отдыха — для этого правительству необходимо решить другие, гораздо более глобальные проблемы. Кроме социальных вопросов, о чем речь шла выше, остается вопрос усиления контроля за соблюдением прописанных в законе норм на дорогах. Прогресс в этой сфере есть.

«Если еще несколько лет назад водители на внутрироссийских перевозках удивлялись «шайбам», вставляемым к тахограф, и с интересом наблюдали редкие случаи проверки этих носителей информации, то сейчас карточкой СКЗИ не удивишь ни одного профессионального водителя большегрузного транспорта, — считает Эдуард Миронов (FM Logistic). — Улучшились и схемы проверки правильности использования карт».

Эксперт считает, что дальнейшая эволюция процесса в беспроводную передачу данных с тахографа в единый центр обработки информации, по его словам, позволит коренным образом изменить контроль за отдыхом водителя.

Власти, стоит отметить, и не собираются останавливаться только на усилении ответственности и задумались как раз над совершенствованием контроля. В правительство внесены касающиеся тахографов поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Они предусматривают создание государственной автоматизированной информационной системы по учету сведений, регистрируемых этими приборами. По сути, это организация массовой онлайн-тахографии. Планируется, что в режиме реального времени можно будет отследить информацию о любой машине, оборудованной тахографом.

Напомним, что юрлица и ИП, занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов, обязаны проводить предрейсовый контроль автобусов и грузовиков. В 2018 году Минтранс своим приказом утвердил порядок этих проверок: контролер (механик предприятия) проверяет тормоза, рулевое управление, стеклоомыватели, звуковой сигнал, состояние колес, шин, фар и т. д. Данные о предрейсовых осмотрах транспортных средств как раз и нужно будет передавать в новую информационную систему, следует из законопроекта Минтранса.

Предполагается, что, осмотрев машину, контролер запишет данные на карту тахографа. В частности, это координаты и время проведения осмотра, показания одометра машины и результат проверки. Затем прибор передаст все данные через спутник в единую базу, доступ к которой будут иметь сотрудники МВД и Ространснадзора. Правда, для этого требуется, чтобы прибор сам передавал информацию. Над этим сейчас как раз работают власти.

Минтранс предлагает использовать для работы данной схемы систему «ЭРА-ГЛОНАСС» (ею оборудовано более 3,7 млн транспортных средств, включая легковые) и систему взимания платы «Платон» (зарегистрировано 1,16 млн грузовиков). Сопутствующий законопроект вносит поправки в КоАП. В случае его принятия данные, переданные тахографом, можно будет использовать в качестве доказательства по административному делу.

Как пояснил исполнительный директор «МониторингАвто» Сергей Скнарин, пока что перевозчик не должен передавать данные по тахографам в контролирующие органы. Он должен считывать данные с тахографа раз в 90 дней и данные с карты водителя раз в 28 дней и хранить эту информацию на компьютере в течение одного года. В целом предложение он оценил как хорошее, ведь предрейсовые осмотры на большинстве предприятий не выполняются или выполняются «для проформы». Однако инициатива при этом очень затратна и, во-вторых, довольно сложна для реализации в плане создания именно инфраструктуры, добавил эксперт. Он предположил, что, скорее всего, данные о предрейсовых осмотрах ТС будут также записываться и храниться в блоке НКМ (навигационно-криптографический модуль). «Данные, записываемые в блок НКМ, шифруются по определенному алгоритму. А значит, есть возможность дешифрования этих данных после передачи их в информационную систему, — отметил представитель «МониторингАвто». — Поэтому нужно позаботиться и о целостности передаваемой информации. Кто будет отслеживать и контролировать эти данные — этот вопрос пока тоже остается открытым».

Сергей Скнарин также напомнил, что многие тахографы имеют в своей комплектации GSM-модем для удаленной передачи данных, поэтому передачу данных можно будет реализовать через него. «Но такой тахограф стоит дороже, поэтому большинство владельцев при установке выбирали вариант без модема, который дешевле», — констатировал эксперт. Он предположил, что для реализации данного проекта потребуется вносить какие-то изменения или в сам тахограф, или в блок НКМ. «Соответственно, многие перевозчики будут вынуждены менять установленное ранее оборудование. Также для передачи данных понадобится сим-карта с интернет-трафиком, оплачивать который тоже придется владельцу», — отметил Скнарин.

Говоря о следствиях внедрения законопроекта, он назвал весьма вероятным, что в результате сократится и количество недобросовестных перевозчиков, и случаев, когда в рейс выпускают уставших или заболевших водителей. В целом, это положительно скажется на безопасности дорожного движения, однако некоторые наверняка найдут способы обмануть систему, считает эксперт.

ВСЕ ЛИ ПОТЯНУТ?

Исполнительный директор Omnicomm Александр Селиванов также видит и плюсы, и минусы во внедрении глобальной онлайн-тахографии. Если новый законопроект на эту тему будет одобрен и вступит в силу, государство сможет в большей степени контролировать безопасность на дорогах и сократить количество ДТП, возникающих из-за неисправного транспорта, считает Селиванов. С другой стороны, резко вырастет фискальная нагрузка на бизнес и усилится консолидация рынка, отметил он.

«Крупные компании, у которых хватит ресурсов на оснащение тахографами с функцией передачи данных предрейсового осмотра или дооснащение по новым стандартам, обязательно переложат все расходы в стоимость перевозок или пересмотрят свои планы по оснащению системами мониторинга транспорта, — пояснил эксперт. — А малый бизнес, который балансирует на грани рентабельности, просто уйдет с рынка, так как не сможет инвестировать несколько десятков тысяч рублей в оснащение каждого транспортного средства».

По его словам, новая информационная система полностью поменяет правила игры, обязав все транспортные компании передавать данные предрейсовых осмотров. Но при этом она будет дублировать функционал существующих сервисов, ведь в России уже существуют коммерческие сервисы формата «Безопасное вождение», которые позволяют не только контролировать скоростной режим, штрафы и нарушения правил ДТП, но и ежедневно оценивать техническое состояние транспортных средств, а также своевременно планировать ТО.

«Более того, пользователи коммерческих сервисов помимо контроля транспорта получают инструмент для повышения мотивации водителей, статистику для обучения персонала нормам безопасного и экономичного вождения, что позитивно влияет на ситуацию на дорогах. Будет ли заложен похожий функционал в новую информационную систему? Для нас этот вопрос пока остается открытым», — сомневается представитель Omnicomm.

Статьи по теме
Популярное