Top.Mail.Ru
Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

14.09.2017
Полученные от наших партнеров — Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ) и аналитического агентства «Автостат» — данные по коммерческому транспорту за первое полугодие 2017-го позволяют оценивать ситуацию на рынке как весьма позитивную. Теперь самое главное не потерять взятый темп и развить его, используя имеющиеся инструменты поддержки

Сергей Жуков

ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ

Результаты уже не только по полугодию, но и за 7 месяцев текущего года показывают, что рынок коммерческого транспорта потихоньку восстанавливается. Темпы восстановления различны по сегментам, но при этом все показывают положительную динамику.

Ключевыми моментами роста по-прежнему являются позитивная ситуация в экономике (наблюдается хоть и небольшой, но все же дальнейший рост ВВП), более или менее стабильные курс валют и стоимость нефтяного барреля, а также зависшая на отметке 4 % инфляция.

Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

Все это способствовало «распаковке» отложенного спроса со стороны коммерсантов, поскольку стремительно стареющий парк не способен обеспечивать потребности встающей на ноги экономики. Самые высокие показатели регистраций нового коммерческого транспорта наблюдались на стыке февраля-марта. Затем темпы немного замедлились. Произошло первичное насыщение, ну и, конечно, закончились «свободные» деньги на приобретение нового подвижного состава. Наверное, к этому времени можно отнести появление сообщений о том, что программы поддержки приобретения коммерческого транспорта со стороны правительства будут продолжены. Вслед за этим заявили о своей готовности «подтянуться» финансовые институты и, разумеется, производители коммерческого транспорта.

Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

Напомним, что в свое время Минпромторг разработал обширную программу поддержки отечественных автопроизводителей — в частности, программу льготного лизинга. Это своеобразный механизм воздействия на оживленность потребительского спроса, в том числе при покупке транспортного средства в лизинг.

Поскольку реализация этой программы оказала положительный эффект на экономику страны и развитие отечественного автопрома, в 2017 году было решено ее возобновить, дополнив новыми условиями.

Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

В рамках реализации программы льготного лизинга и программ «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело» для отдельных категорий лизингополучателей предоставляемая скидка увеличивается с 10 до 12,5 % от стоимости транспортного средства — предмета лизинга, но не более 625 тыс. руб. на одно транспортное средство. Эти программы предоставят более выгодные условия получения транспортных средств в лизинг и позволят привлечь на рынок покупателей, ранее не имевших возможность взять в лизинг новое транспортное средство.

Программа государственной поддержки автолизинга была впервые принята Правительством России в 2015 году и впоследствии продлена, зарекомендовав себя как простой и прозрачный механизм стимулирования продаж автотранспорта. В 2017 году размер субсидий был увеличен вдвое — до 10 млрд руб., дополнительный бюджет выделен в рамках новых программ. По результатам 2016 года в рамках программы льготного лизинга было передано в лизинг свыше 27,9 тыс. единиц техники. Ожидаемый результат в 2017 году — не менее 41,5 тыс. ед., еще 27,3 тыс. автомобилей добавит реализация новых мер «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело».

ГРУЗОВИКИ

Сектор грузовиков по-прежнему показывает самую высокую динамику роста среди коммерческого транспорта — 44,5 %. Причем основной прирост приходится на сегмент тяжелых грузовиков. Именно с его помощью проходит восстановление экономики страны.

Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

Естественно, львиная доля всех регистраций приходится на новые машины производителей из СНГ. Однако стоит заметить, что как только в экономике намечается устойчивая тенденция улучшения, потребитель тут же начинает переориентироваться на куда более надежную и эффективную технику зарубежного производства. В первом полугодии производители из СНГ в среднетоннажном секторе уступили долю в 3,7 %, в секторе тяжелых грузовиков — 17 %.

Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

Главными возмутителями спокойствия в среднетоннажном секторе стали японские производители (Isuzu, Fuso, Hino) с ростом доли на 5,5 %. В сегменте тяжелых грузовиков — западноевропейские производители подвижного состава — плюс 18,1 %.

Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

LCV

Сегмент легкого коммерческого транспорта показывал разнонаправленную динамику регистраций нового подвижного состава. Тем не менее рост в сегменте LCV составил 24,9 %.

Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

Наличие в сегменте достаточно конкурентоспособных по цене, да теперь уже и по качеству, отечественных продуктов серьезно усложняет жизнь импортерам зарубежной техники. По итогам полугодия доля рынка отечественных LCV составила 75,2 % (прирост 3 %). Практически на такую же величину просели зарубежные производители.

Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

АВТОБУСЫ

Самый монополизированный сегмент отечественного рынка коммерческого транспорта — автобусы — показывает и самые невероятные тренды. Рост в сегменте 32 %. При этом тренд на достаточно сильное снижение динамики с 78,6 % в начале года до озвученных 32.

Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

Понятно, что автобусники — это «церковные мыши», у которых деньги появляются только после выделения их из федерального бюджета. Деньги закончились, закончилась и поставка техники.

Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

В свое время были суждения о том, что нужно отказаться от малых машин в пользу больших городских автобусов. По всей вероятности, это осталось на словах. Статистика говорит об обратном: в приоритете малые машины. Регистрация новых городских автобусов отметилась снижением на 5,1 %.

Вместе с тем нельзя не отметить, что там, где дело касается туристов или футбольных клубов, картина совершенно иная. Начнем с того, что туристов на абы чем не повезешь. При этом парк туристических автобусов достаточно сильно изношен, это уже может сказаться на репутации перевозчика. Поэтому скрепя сердце изыскиваются внутренние резервы на покупку импортных машин. Своих как не было, так и нет. И статистика регистраций это подтверждает. А то, что заявляется таковыми, в лучшем случае пригодно для междугородных перевозок. Тут как нельзя кстати вновь оказались китайские автобусы.

Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

Их рост в сегменте — сразу на 41,5 % при росте самого сегмента всего на 4,4 %. Кстати, кто побогаче, приобретают западноевропейские автобусы. Рост небольшой (5,4 %), но тем не менее.

И напоследок: автобусный сегмент единственный превзошел показатели 2014 года.

СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Положение на рынке строительной техники Андрей Комов, председатель комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), генеральный директор Volvo CE Russia, комментирует так:

Удержаться на достигнутом: итоги продаж коммерческого транспорта в России

«Рынок во втором квартале показал логичное продолжение трендов, которые уже наблюдались в первом квартале. Эффект отложенного спроса продолжает двигать рынок вверх. Компании вынуждены обновлять устаревший и вышедший из эксплуатации парк техники, несмотря на высокие ставки по кредитам и очень высокий утилизационный сбор.

Стоит отметить, что до полного восстановления рынка еще очень далеко: чтобы достичь докризисного уровня, рынок должен вырасти еще минимум на 100 % в 2018 году.

Если в течение следующих 18 месяцев не будет оказано негативное регуляторное воздействие на отрасль, то можно надеяться, что рост сохранится».

Напомним, комитет производителей дорожностроительной и спецтехники начал свою работу в рамках Ассоциации европейского бизнеса в феврале 2008 г. На данный момент доля рынка компаний, представленных в комитете, составляет около 80 % всего рынка дорожно-строительной и спецтехники.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное