Top.Mail.Ru
Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

13.08.2014
Для первого тест-драйва своих тяжеловозов в Mercedes-Benz решили выбрать не дороги общего пользования, а бывший военный полигон. И это вполне понятно - ведь общая масса тестируемого автопоезда около 170 тонн!

Михаил Ожерельев

Для первого тест-драйва своих тяжеловозов в Mercedes-Benz решили выбрать не дороги общего пользования, а бывший военный полигон. И это вполне понятно - ведь  общая масса тестируемого автопоезда около 170 тонн! 

Mercedes-Benz Actros SLT и Arocs SLT. Полная масса: до 48 т. Начало продаж: февраль 2014 г. (в Западной Европе)

Фото автора и Daimler AG

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

Знакомиться с новыми тягачами Mercedes-Benz, предназначенными для самых сложных задач транспортировки, нас пригласили на полигон в Мюнзингене. Здесь же нам представилась возможность вникнуть во все детали связки 16-ступенчатой автоматизированной КП PowerShift и турбосцепления VIAB, а заодно познакомиться с модификацией строительного самосвала Mercedes-Benz Arocs 4145 8х4 TRK, оснащенного этой опцией.

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

Имитация заезда на бордюр

Расположенный в живописном горном массиве Швабский Альб полигон по своей площади, вероятно, уступает Дмитровскому автополигону, но если принимать во внимание особенности рельефа, то по этому показателю Мюнзинген намного интереснее. Раньше на здешних дорогах проводились испытания военной техники, а сейчас по многокилометровой бетонке с затяжными спусками и подъемами наматывают круги новехонькие грузовики SLT с общей массой автопоезда около 170 тонн.

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

Mercedes-Benz Actros SLT имеет полностью пневматическую подвеску

Нам подготовили для пробы три сцепки в составе седельных тягачей Mercedes-Benz SLT (Actros SLT 8х4, Arocs SLT 8x4) и многоосных низкорамных тралов, груженных балластом. О конструктивных особенностях моделей Actros SLT и Arocs SLT мы рассказывали в первом номере «Автопарка» за этот год, не будем повторяться. Напомним только, что Actros SLT с пневмоподвеской и просторной кабиной GigaSpace высотой до 2,13 м позиционируется как вершина модельного ряда. А Arocs SLT с подвеской на стальных рессорах (кроме второго моста), который построен на базе особо надежного Arocs Grounder с кабиной BigSpace внутренней высотой 1,99 м, создан в основном для решения транспортных задач в строительном секторе.

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

Для объезда препятствий понадобилась помощь второго водителя, он управлял поворотом осей прицепа

Все представленные на тест тягачи были оснащены 16-супенчатой КП PowerShift 3 и турбосцеплением VIAB фирмы Voith. Выбор данной технологической связки — это ответ на запросы рынка. Он позволяет, с одной стороны, решить задачу плавного трогания автомобиля с места (особенно при предельной нагрузке), а с другой — использовать весь потенциал 16-ступенчатой КП. Последнее дает возможность составить конкуренцию широко используемым для тяжелых тягачей 6- и 7-ступенчатым гидромеханическим трансмиссиям (Allison 4700; ZF Ecomat). Интересно, что в системе VIAB гидромуфта и обычное фрикционное сцепление работают параллельно. При внезапной поломке одного или другого компонента всегда можно использовать запасной вариант. Ко всему прочему, гидромуфта VIAB легче и надежнее классического гидротрансформатора (в ней меньше подвижных деталей). Обратная сторона медали — неизбежный, пусть и кратковременный, разрыв потока мощности при переключении передач.

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

В силовой башне за кабиной смонтирован отдельный гидравлический контур для работы с прицепом

При массе автопоезда до 250 т во многих ситуациях на дороге мощность торможения имеет большее значение, чем чистая мощность двигателя. В таком случае размещение тормоза-замедлителя перед КП позволяет отдавать максимальную тормозную мощность в более широком диапазоне скоростей.

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

Первый прототип, который испытывали месте с клиентами

Впервые систему VIAB фирма Voith представила на салоне коммерческого транспорта IAA-2008 в Ганновере. Позже VIAB стала серийно устанавливаться на седельный тягач Mercedes-Benz Actros 4165 8x4. Из этого вывод: данное техническое решение сегодня скорее не новация, а уже зарекомендовавшее себя на практике решение.

В новом Mercedes-Benz SLT применяется второе поколение турбосцепления VIAB. Оно отличается улучшенными характеристиками и новыми настройками. В частности, существенное сокращение времени блокировки гидромуфты позволило получить более динамичное ускорение машины под нагрузкой. В чем, собственно, мы и убедились в ходе тест-драйва.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ВЕДУЩИЙ

Итак, для выполнения первого упражнения — движения по бетонке под названием «танковое кольцо» — мы выбрали сцепку в составе Меrcedes-Benz Actros 4163 SLT 8х4 с 625-сильным двигателем и 10-осный полуприцеп, груженный балластом. Полная масса этого автопоезда почти в 4 раза превышает обычный 40-тонник. Заняв место в кабине, сразу отмечаю хорошо организованное рабочее место водителя с легко читаемыми показаниями приборов, информативным цветным дисплеем и многофункциональным рулем. Инструктор обращает мое внимание на пиктограмму, которая отображает режим работы VIAB, а также на клавишу, которой можно включить специальный режим маневрирования.

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

Для начала движения водителю необходимо перевести селектор КП в положение D, отпустить стояночный тормоз и нажать на педаль акселератора. После незначительной задержки, вызванной минимальным временем заполнения турбосцепления, 170-тонный колосс начинает движение. Что интересно, зеленый индикатор VIAB светится лишь кратковременно, затем эстафету по передаче  крутящего момента принимает на себя сухое однодисковое сцепление. Коробка передач плавно переключается с третьей на пятую, а затем на седьмую ступень. Водитель может менять последовательность переключения, выбрав одну из двух программ — Power или Heavy (моменты переключения смещены вверх по числу оборотов). Или выбирать передачи вручную, в режиме Manuell.

Первый затяжной спуск ожидает нас через несколько сотен метров после старта. Инструктор советует снизить скорость до 20 км/ч. Переводим селектор ретардера в первое положение. Включение режима торможения сопровождается гулом мощного вентилятора теплообменника позади кабины. Далее включение второго и третьего положения подрулевого переключателя — в работу вступает моторный тормоз, мощность торможения увеличивается до 750 кВт, и сцепка уже ощутимо сбавляет ход. Для поддержания постоянного замедления включаем темпомат. Движение под гору cопровождается автоматическим регулированием замедления в режиме 1500 мин-1.

В самой нижней точке спуска ограничитель отключается, и автопоезд тотчас начинает набирать ход. Инструктор советует нажать полный газ, поскольку впереди все наоборот: подъем, который так же сложен, как уже преодоленный спуск. Кажется, что управление силой тяги уже предугадывает новое препятствие. И вот сцепка уже стабильно движется на 4 передаче, поддерживая номинальное число оборотов при максимальной мощности.

Теперь остановимся для оценки работы VIAB на уклоне. Отпускаем стояночный тормоз, машина начинает движение назад. Наши дальнейшие действия? Просто нажимаем на педаль акселератора, и Actros 4163 SLT снова ползет вперед. Коробка PowerShift 3 последовательно переключает вверх передачу за передачей едва заметными толчками. После достижения следующего ровного участка дорого дизель снова рокочет в режиме 1100 мин-1 при 60 км/ч.

Следующее упражнение — фигурное вождение — выполнялось на ровной площадке с препятствиями, имитирующими городскую среду. На этом этапе потребовалась помощь второго водителя, который дистанционно управлял поворотом задних осей полуприцепа. Понятно, что в таких условиях очень многое зависит и от конструкции ведомого звена сцепки, однако и от находящегося за рулем также требуется максимальная точность в работе. В этом водителю помогает электрогидравлическая система рулевого управления Servotvin, где предусмотрены активный обратный ход рулевого колеса и режим блокировки поворота колес второй оси. Последнее очень удобно, например, при движении впритирку к бордюру.

VIAB ДЛЯ САМОСВАЛА

Рядом с «танковым кольцом», на котором наматывали круги тяжелые автопоезда, нас ждали три полностью груженых строительных самосвала Mercedes-Benz Arocs 4145 8х4 TRK. И как несложно было догадаться, эти машины тоже были оснащены системой VIAB. Отличия самосвального исполнения турбосцепления от  магистрального несущественные, разница в системе охлаждения — на самосвале нет дополнительного теплообменника. По словам специалистов Daimler AG, штатная система охлаждения вполне способна нейтрализовать нагрев рабочей жидкости даже при затяжном торможении 41-тонного самосвала. По части функционала ничего не изменилось, так же эффективно работают функции трогания с места, длительного замедления на спуске и режим маневрирования.

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

Обратим внимание на функцию старта на подъеме. Именно этот режим является наиболее критичным для сухого фрикционного сцепления. Инструктор просит остановить автомобиль на уклоне 27% и активировать программу Off-Road. Включается вторая передача. Стояночный тормоз совсем не приводится в действие, поскольку кратковременной остановкой на крутом склоне руководит устройство HillStart. При переходе с педали тормоза на педаль газа почти одновременно индикатор турбосцепления сигнализирует о начале его заполнения маслом. Машина трогается без отката назад на необычно крутом подъеме. Вот так — ни одного лишнего движения…

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

На подрулевом переключателе сосредоточены все режимы управления трансмиссией

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

ДВОЙНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Система VIAB, рассчитанная на момент 3000 Нм, по сути является усовершенствованным вариантом гидромуфты, предложенной еще в 1970-х годах для использования в грузовиках, которые, по сегодняшним меркам, имели относительно маломощные силовые агрегаты. Подобно классической гидромуфте, VIAB имеет ведущую и ведомую части — насос и турбину, крутящий момент к которой передается посредством рабочей жидкости. Чем быстрее вращается насосное кольцо, тем больший крутящий момент может передать гидромуфта. Впрочем, характеристику гидродинамической передачи можно плавно подстроить и за счет изменения объема рабочей жидкости. Заполнение системы происходит с помощью пневматики, осушение — под действием центробежной силы.

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

В гидромуфте VIAB помимо гидравлической связи предусмотрена возможность жесткого соединения двигателя и трансмиссии. Эту миссию выполняет фрикционное сцепление. Кстати, механическое замыкание силовой цепи за счет силы трения используется и при работе узла в качестве замедлителя. При переводе устройства в режим торможения в работу вступает фрикцион, жестко соединяющий турбинное колесо с корпусом: теперь турбина становится статором, а насос — ротором.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

ЕСТЬ ВЫБОР. Гидромуфту VIAB можно отключить клавишей, тогда грузовик будет трогаться на обычном фрикционном сцеплении.

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

НАДЕЖНО. Пневмобаллоны подвески кабины, находящиеся рядом с выпускной системой, получили дополнительную защиту.

Тяжелые тягачи Mercedes-Benz. Рюкзак в 170 тонн

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Колесная формула 8х4
Полная масса, кг свыше 41 000
Полная масса автопоезда, кг до 250 000
Габариты (длина/ширина/высота), мм 7280/2550/3230
Колесная база, мм 4000
Дорожный просвет, мм 360
Нагрузка на ССУ, кг 27 000
Объем топливного бака, л 900
Двигатель
тип дизельный, рядный, 6-цилиндровый, Евро-6
рабочий объем, л 15,6
мощность, л. с. при мин-1 625 при 1600
крутящий момент, Нм при мин-1 3000 при 1100
Коробка передач мех., 16-ступ.
Подвеска пневматическая
Тормоза дисковые
Шины 315/80R22,5

КОНКУРЕНТЫ

MAN TGX 41.640, Volvo FH16.750, Scania R730, Iveco-Astra Trakker

Плюсы

16-ступенчатая КП, легкое трогание с места на подъеме, мощная система не изнашивающихся тормозов.

Минусы

Повышенные требования к качеству топлива.

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное