string(65) "https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2019/11/shut_1062083486.jpg"

Как обманывают на АЗС в России. Недолив и качество топлива

текст: Михаил Ожерельев / фото: автора и Omnicomm / 27.11.2019
На АЗС Московской области проводятся исследования по затратам транспортного бизнеса. В пресс-службе компании Omnicomm поделились результатами двух этапов, выявивших факты некорректного учета нефтепродуктов.

На первом этапе в сотрудничестве с Федерацией автовладельцев России были проверены на недолив и качество топлива 63 автозаправочных станции 26 федеральных (ВИНКи) и региональных сетей. Эксперты проверили бензин (АИ-92, АИ-95) и дизельное топливо. На втором этапе компания Omnicomm проанализировала данные по автоподстройке датчиков уровня топлива под качественные характеристики горючего, которые могут быть причиной некорректного учета на АЗС. По итогам исследования было выявлено, что только на АЗС Московской области транспортный бизнес ежегодно теряет 2,8 млрд рублей.

Тарированный мерник обязан быть на всех без исключения АЗС страны и предоставляться клиенту по первому требованию.

В ходе рейда по АЗС Федерация автовладельцев России проверила недолив на АЗС в режиме «тайного покупателя» с помощью объемно-массового метода, одобренного ВНИИМС при Росстандарте в рамках погрешности 1 %.

Эксперты выяснили, что на более чем трети АЗС недоливают от 3 % до 5 % топлива, на 30 % АЗС — от 5 % до 10 %, а в 11 % случаев — свыше 10 %. В результате в среднем на трети АЗС Московского региона автовладельцы переплачивают за топливо от 5 до 10 %. Федерация автовладельцев России также проверила качественные характеристики топлива, которые существенно отличаются при заправках на АЗС различных брендов. Речь идет о типе сырья, методах переработки, использования присадок, примесей.

Разница в качественных характеристиках топлива также была выявлена в рамках второго этапа исследования Omnicomm. Компания проанализировала данные, полученные с 1000 грузовых автомобилей, оснащенных датчиками уровня топлива LLS 5 с технологией автоподстройки под тип топлива. IT-разработчик выяснил, что качественные характеристики нефтепродукта, которые могут влиять на точность показаний уровня топлива при заправке (вязкость, плотность и т. п.), меняются до 12–15 раз в месяц.

Датчик уровня топлива LLS 5 с технологией автоподстройки под тип топлива.

При этом в случае смены бренда АЗС погрешность обычных емкостных датчиков достигает 3 %, в отдельных случаях расхождение показаний в учетных системах с заправленным объемом топлива составляет от 11 до 30 %. В результате транспортный бизнес не получает точную информацию об объеме заправок, так как «не замечает» существующий недолив.

«Для владельцев легковых автомобилей недолив 3–5 % может быть незаметным, но для транспортного бизнеса даже переплата на 5 % становится существенной за счет объемов заправки», — подчеркивает Сергей Канаев, глава Федерации автовладельцев России.

По оценке агентства «Автостат», в России более 3,8 млн грузовых автомобилей, из которых около 150 тыс. транспортных средств зарегистрировано в Московской области. В среднем, издержки на топливо составляют до 40 % в структуре затрат транспортных компаний. Для оценки расходов бизнеса Omnicomm проанализировала объем заправок на АЗС грузовых автомобилей с подмосковными номерами, подключенных к телематической платформе Omnicomm Online. В выборку вошли грузовики с объемом топливного бака от 350 литров. Средний объем заправки одного автомобиля составляет 2500 л, или около 11 500 руб. в месяц, в год — 1,35 млн руб. при стоимости дизельного топлива 45 руб./л. Таким образом, в результате недолива и 5 %‑ной переплаты на трети АЗС транспортный бизнес только в Московском регионе ежегодно переплачивает более 2,8 млрд руб.

«Существующая на рынке технология емкостных датчиков уровня топлива имеет погрешность до 3 %, так как датчик «настроен» на топливо с заданными характеристиками при установке. В борьбе за точность важна технология автоподстройки под тип топлива, которая нивелирует эффект качественных характеристик и более точно определяет уровень топлива в баке. Даже из-за минимальной переплаты и недоучета топлива — 3–5 % — компания, которая владеет парком из 50 грузовиков, за год «оставит» на АЗС КАМАЗ за 3 млн рублей», — подчеркивает Борис Паньков, генеральный директор Omnicomm.

Станислав Емельянов,
управляющий партнер компании Montrans

На АЗС Shell заправили полный бак. В мобильном приложении пришли данные — залито 80 л. А деньги взяли только за 48 л. В сервисе проверили оборудование автомобиля и даже слили топливо. Сбоев в работе электроники не обнаружено. Автомобилист написал письмо в АЗС Shell. В ответе сообщили, что произошла ошибка. Оператор нажал не на ту кнопку. Деньги с топливной карты досписали. Однако можно утверждать, что на один такой случай перелива топлива приходятся сотни недоливов в других заправочных сетях. На некоторых российских АЗС средний недолив топлива составляет 3 %. Автопарки несут миллионные убытки. Контролировать ситуацию позволят только современные технологии.

Обсуждение закрыто.

Статьи по теме
Популярное