Тест-драйв нового Mercedes-Benz Actros: едем с автопилотом и без зеркал!

текст: Михаил Ожерельев / фото: автора и Mercedes-Benz / 11.07.2019
Этой весной отделение Merce­des-Benz Trucks пригласило в Испанию, чтобы на скоростных дорогах и горных серпантинах протестировать новейшие тягачи Actros. Флагманскую модель, впервые среди серийных грузовиков получившую систему полуавтоматического управления и камеры вместо зеркал заднего вида. Отправная точка маршрута — Барселона.

Mercedes-Benz Actros MY2019 Полная масса: 22 т Начало продаж в Европе: осень 2018 г.

В моих руках пластиковая карта под номером 9, ищу такую же цифру на табличке под ветровым стеклом. Этот автопоезд расположился ближе к середине «звездной» колонны, готовой к отправке в 114‑километровый рейс. Пять ступенек наверх, и вот я в кабине BigSpace. Водитель-инструктор Маркус начинает подробный инструктаж и одобрительно кивает, поняв, что его подопечный в курсе дела: нюансы оснащения и «внутренние ценности» обновленного Actros мне удалось изучить еще во время статической презентации в Берлине.

Сегодня мы имеем дело с системой Multimedia Cockpit, где вместо привычной панели приборов установлен опциональный 12‑дюймовый дисплей. Пару ему составляет сенсорный экран, разместившийся по правую руку от водителя — здесь сосредоточено управление климатической установкой, освещением, навигация, плюс выбор систем помощи водителю. Система многоязычная, после считывания карты тахографа появился русский текст. Осталось проверить маршрут в навигаторе и в путь.

Система Multimedia Cockpit: вместо привычной панели приборов установлен опциональный 12‑дюймовый дисплей.

Дисплеи имеет две секции — основную и нижнюю широкоугольную.

Селектор управления автоматом КП объединен с переключателем ретардера.

Белоснежный седельный тягач Mercedes-Benz Actros 1848 LS оснащен 12,8‑литровым турбодизелем ОМ 471 в 476 л. с. и 12‑ступенчатой автоматической трансмиссией PowerShift 3. Кабина спальная со средней по высоте крышей.

Внешне новый Actros легко узнать по светодиодным «ресничкам» ходовых огней в блок-фарах, а также более изогнутому спойлеру позади кабины. А вот самое главное отличие — отсутствие привычных «лопухов» зеркал заднего вида. Вместо них установлены небольшие «рожки» с камерами. Внешние камеры передают изображение на два 15‑дюймовых дисплея, расположенных на передних стойках. Новый Mercedes-Benz Actros стал первым серийным грузовиком, оснащенным системой MirrorCam вместо наружных зеркал. Для европейского рынка это уже базовое оснащение. Дисплеи разбиты на две секции, как и привычные всем зеркала — основную и нижнюю широкоугольную. При крутом повороте можно нажать кнопку на двери, и основная секция дисплея существенно увеличит угол обзора, что поможет водителю безопасно завершить маневр. Приятный бонус: водитель получает хорошую видимость по бокам, а любое расширение обзорности — это повышенная безопасность.

Камеры расположены выше, чем обычные зеркала, нечаянно повредить их сложнее.

На дисплеях отчетливо прорисованы желтые пунктирные линии, которые позволяют точнее оценить расстояние до приближающихся транспортных средств. При движении задним ходом габаритная линия помогает контролировать положение осей и конца полуприцепа. А при обгоне система показывает на экране момент, после которого можно безопасно вернутся на свою полосу. Отметим важный нюанс: по умолчанию разметка рассчитана на автопоезд стандартной длины. При сцепке с удлиненными или укороченными полуприцепами будьте готовы произвести дополнительную настройку. Для этого потребуется выполнить всего две вещи: во-первых, уложить на дорожное полотно хорошо видимый предмет на уровне заднего края полуприцепа, во-вторых, нажатием клавиш совместить пунктирную линию на мониторе с упомянутым предметом. Следует учесть, что режим настройки включается автоматически при каждом отсоединении кабеля полуприцепа. Камеры высокого разрешения способны отчетливо передавать изображения в темное время суток и плохую погоду (туман и др.). Возникает справедливый вопрос: а что будет зимой? То же, что и летом, ведь в камеры интегрирована система подогрева, объясняют инженеры Daimler. Кстати, яркость экранов можно регулировать вручную.

Радиоуправление работает независимо от направленности, поэтому брелоком не нужно «целиться» в автомобиль.

Заслуживает внимания система Sideguard Assist, которая сканирует мертвые зоны вокруг автопоезда и при опасности подает водителю сигналы — звуковой и световой. Такой опасностью может быть, например, мотоциклист или велосипедист. Интересно, что функции MirrorCam и Sideguard Assist в обновленном Actros работают совместно — вся необходимая информация группируется в одном месте, на боковых дисплеях. Это предотвращает информационную перегрузку водителя.

Система подогрева позволяет MirrorCam работать в любую погоду.

При движении по автомагистрали тягач способен взять управление на себя, об этом оповестит синяя пиктограмма на приборной панели. Водитель может кратковременно (на 15 секунд) снять руки с рулевого колеса, тягач сам скорректирует траекторию движения. При этом, в зависимости от заданной команды, автомобиль будет держать курс по правому, левому краю или по центру занимаемой полосы. Необходимое условие: ширина полосы должна быть от 3,2 до 4 м. Функция работает в составе новой рулевой системы с электрогидравлическим управлением. Впрочем, подобные решения в автомобильной сфере уже не новость. Схожий функционал можно встретить как опцию на фургоне Volkswagen Crafter. Но если говорить о сегменте тяжелых грузовиков, новый Mercedes-Benz Actros стал первым серийным автомобилем, получившим систему полуавтоматического управления ADA (Active Drive Assist).

Электронный стояночный тормоз автоматически активируется при выключенном двигателе или при переводе селектора КП в режим Parking.

Работая на любой скорости, данная система задействует не только рулевое управление и тормоза (включая гидравлический ретардер), но также и акселератор. В плотном трафике поможет функция Stop-and-Go, которая при кратковременных остановках (не дольше 2 секунд) позволяет автоматически набирать скорость, не касаясь педали акселератора. Флагман марки Mercedes-Benz Trucks также получил электронный стояночный тормоз, который автоматически активируется при выключенном двигателе или при переводе селектора автоматизированой КП в режим Parking. Его можно задействовать и принудительно, потянув алюминиевую скобу вверх.

Новый Mercedes-Benz Actros стал существенно экономичнее: расход топлива при движении по трассе сократился на 3%, а на местных дорогах еще больше — на 5%. В этом заслуга и улучшенной аэродинамики (нет выступающих зеркал заднего вида, оптимизирован спойлер позади кабины), и нового передаточного числа главной пары ведущего моста (2.412 вместо 2.533 на автомобиле-предшественнике).

Новое передаточное число заднего моста способствует экономии топлива.

Важную лепту вносит модернизированная система PPC (Predictive Powertrain Control), одно из ее новшеств заключается в том, что ее можно использовать при дальних междугородних перевозках (раньше этого не позволяли делать карты). Система подстраивает работу автоматической трансмиссии под топографию конкретной местности. Более того, она тесно взаимодействует с системой поддержки безопасной дистанции Proximity Control Assist, что позволяет учитывать реальную дорожную обстановку.

Predictive Cruise Control с помощью нового режима Economy+ в автоматизированной коробке передач PowerShift 3 позволяет добиться более экономичного стиля движения. При этом режимы как Standart, Eco и Power по-прежнему остаются доступны.

Отметим, что все вышеперечисленные ноу-хау есть и на грузовых автомобилях для тяжелых условий работы — Mercedes-Benz Arocs.

Новый Mercedes-Benz Actros получил систему помощи при экстренном торможении Active Brake Assist 5 — то есть, пятого поколения. Напомним, что система первой генерации появилась на серийных Mercedes-Benz Actros еще в 2006 году и с того времени была установлена более чем на 230 тыс. грузовиков штутгартской марки.

Active Brake Assist 5 с помощью камеры и радаров распознает препятствие на дороге. Это может быть либо пешеход, либо автомобиль, дистанция до которого резко сокращается. Система оповещает водителя в три этапа. Сначала с помощью световых и звуковых сигналов. Если реакции не последовало, происходит торможение с замедлением 3 м/с, то есть 50% от максимальной тормозной мощности. Если и в этом случае водитель «спит», то тормоза система задействует по полной, вплоть до полной остановки.

Кто бы мог подумать, что многие ноу-хау показанного четыре года назад футуристического тягача Mercedes-Benz Concept Truck 2025 пойдут в производство не в 2025 году, а уже сегодня. Обновленный Actros c инновационными опциями — прочная основа для дальнейшей работы над перспективными вопросами в области создания грузовиков, говорят в компании Daimler. Один из таких вопросов — сетевое взаимодействие. Приложения помогают водителю четче, быстрее и безопаснее выполнять свои транспортные задачи. Мониторинг грузовика в режиме реального времени через Fleetboard и Mercedes-Benz Uptime приносит добавленную стоимость для владельца бизнеса.

Технические характеристики Mercedes-Benz Actros 1848 LS

Габариты 6256х2500х3641 мм
Колесная формула 4х2
Снаряженная масса 7150 кг
Полная масса до 20 000 кг
Объем топливного бака 700 л
Двигатель дизельный, рядный, 6-цилиндр., Евро-6, 12 800 см3, 476/3800  л. с./мин-1, 210/1050–1590 Нм/мин-1
Коробка передач роботизированная, 12-ступенчатая
Подвеска (передняя/задняя) зависимая рессорная, со стабилизатором поперечной устойчивости / зависимая пневматическая
Тормоза (передние/задние) дисковые
Размер шин 315/70R22.5
Межсервисный пробег 90 000 км
Конкуренты MAN TGS, Scania NTG, Volvo FН
  • Улучшенная обзорность, полный спектр электронных помощников водителя.
  • Система MirrorCam требует привыкания.

Статьи по теме
Популярное