Тест-драйв автобуса Lotos 105. Поддайте газу!

текст: Максим Сергеев / фото: автора / 12.09.2019
В России появился новый автобусный бренд. И новый автобусный производитель: компания «РариТЭК» приступила к серийному выпуску городских и пригородных Lotos в газовой и дизельной версиях. Газовый «Лотос» уже эксплуатируется на регулярных линиях Подмосковья.

Автобус Lotos 105 — плод сотрудничества ГК «РариТЭК», одного из крупнейших в России разработчиков и производителей газовых версий коммерческой техники, и компании Foton Motors. Премьера новинки состоялась на выставке Busworld Russia осенью прошлого года. Тогда «Лотос» вызвал бурную реакцию у гостей выставки: первый российский автобус, собранный из китайских комплектующих, самый передовой, технологичный и экологичный. Последнее подчеркивается соответствующим выбором имени бренда.

Кнопочное управление АКП Allison слева от руля.

Смесь при­вычных пиктограмм и иероглифов потребует привыкания.

К эргономике рабочего места водителя претензий нет, все на своих местах.

Выпуском газомоторных версий автобусов «РариТЭК» начал заниматься недавно. В конце 2017 года принадлежащее объединению предприятие «РМЗ РариТЭК» наладило в Набережных Челнах сборку модели МАЗ-206 с газовым мотором Yuchai. Но досборка (комплектация салона) и ремоторизация минских машин — одно дело, а реальное производство автобусов — совсем другое. Поэтому «РариТЭК» привлек зарубежного партнера. Причем китайский Foton выступил и в качестве разработчика, и в качестве поставщика комплектующих.

Вход и выход пассажиров контролируются через видеокамеры.

Строго говоря, Lotos 105 выпускается как в городской, так и в пригородной модификациях, с газовым или с дизельным двигателем. Причем газовое исполнение тоже имеет два варианта: в одном двигатель работает на компримированном природном газе (CNG), а в другом — на сжиженном (LNG).

Водитель отделен от пассажиров стеклянной перегородкой.

Мы имеем дело с городским Lotos 105 CNG. 10,5‑метровый автобус полунизкопольной конструкции эксплуатируется на маршруте, обслуживаемом Химкинским филиалом АО «Мострансавто». Ежедневный пробег на линии составляет 160–170 км.

Выбраться с заднего ряда салона в час пик весьма проблематично.

Снаружи машина выглядит эффектно, свою лепту здесь вносит и яркая раскраска с рекламным слоганом «Цветок городских джунглей», и алюминиевые диски колес, более привычные нам на дорогих версиях магистральных грузовиков, но никак не на муниципальных автобусах. Диски выглядят замечательно, но они дороже обычных стальных, и что-то мне подсказывает, перевозчики откажутся от этой опции.

USB-порты для зарядки гаджетов пассажиров.

Самое пристальное внимание — силовой установке и топливной системе. На крыше под пластиковым обтекателем расположены восемь баллонов по 123 л: суммарный объем 984 л компримированного (сжатого) природного газа. Заявленный расход топлива — 30 куб. м/100 км, а запас хода — 600 км. Вполне достаточно на дневную смену.

В заднем свесе расположен шестицилиндровый двигатель Yuchai YC6G260N-50 с турбонаддувом и интеркулером, работающий по циклу Отто. По заявлениям конструкторов, этот мотор рассчитан на работу только на природном газе. Примечательно, что степень сжатия не такая высокая, как можно было бы ожидать, всего 11,1:1. Рабочий объем двигателя 7800 куб. см и выдает он 260 л. с. при 2200 об/мин и 1000 Нм при 1200–1800 мин-1. Здесь стоит отметить, что газовый двигатель (на это обращают внимание водители и механики) гораздо менее шумный и вибронагруженный, чем дизель.

Для того, чтобы забраться на задний ряд пассажирам придется преодолеть пять высоких ступеней.

Моторный отсек скомпонован грамотно, с учетом максимального облегчения ежедневного осмотра и планового ТО. В паре с двигателем может работать либо механическая 6‑ступенчатая коробка Qijiang, либо, как в нашем случае, — полноценная автоматическая КП с гидротрансформатором Allison T280R. В городских условиях преимущества АКП неоспоримы. Коробка передает крутящий момент на обычный ведущий мост с гипоидной главной передачей. Понятно, что такое решение связано с нежеланием конструкторов связываться с дорогим и сложным портальным мостом. Однако из-за этого внутренняя планировка получилась не самой оптимальной.

Рундук над аркой колеса служит сейфом для аптечки.

Большие двухстворчатые двери в передней и средней части салона открывают вход в салон на уровне бордюра. В средних дверях есть рампа для въезда инвалидного кресла, имеются и откидные сиденья на накопительной площадке, и четыре стационарных кресла для людей с ограниченными возможностями… А вот 21 место для обычных пассажиров расположены в задней части салона, и, чтобы подняться на самый задний, пятый ряд приходится преодолевать пять высоких ступеней и сгибаться, как в старых маршрутках. Такое решение было бы оправдано в пригородных перевозках, а вот в городе, в условиях коротких поездок и частых остановок, пользоваться пассажирскими местами будет неудобно.

Накопитель­ная площадка оборудована откидывающимися сиденьями.

Низкий пол передней части салона обуславливает неоптимальное использование внутреннего пространства: колесные арки крадут место в салоне. Их можно использовать только как площадки для багажа или, как в нашем случае, для закрепления рундука с огнетушителем и аптечкой.

Разумеется, есть и положительные моменты. Lotos 105 — новый городской автобус и в нем есть такие передовые решения, как USB-коннекторы. Сами пассажирские сиденья — пластиковые, с тканевыми вставками — выполненные по антивандальной технологии. Одно из главных достоинств — дешевизна и простота монтажа, при повреждении сиденья его можно легко заменить. Поручни сделаны из нержавеющей стали и в местах хвата снабжены резиновыми манжетами. Забавно, но именно на кронштейнах поручней в салоне можно разглядеть фирменные логотипы Foton.

С обзорностью проблем нет, правое наружное зеркало вынесено на кронштейне.

Отдельного упоминания заслуживает работа кондиционера. Наш тест пришелся на самое жаркое время в Москве, за бортом было +32 градуса, в салоне поддерживалась комфортная температура +22–23 градуса.

Рабочее место водителя отделено от салона прозрачной перегородкой, и водитель может контролировать происходящее в салоне не только по обычным зеркалам, но и на мониторе, на который выводится изображение с четырех видеокамер. Эргономика рабочего места без сюрпризов, само кресло с тканевой отделкой, на пневмоподвеске, со всеми необходимыми регулировками. Руль регулируется по вылету. Рукоятка стояночного тормоза на панели слева от водителя, там же традиционное для Allison кнопочное управление режимами АКП. С обзорностью проблем нет, большие наружные зеркала на привычных местах, а при движении задним ходом на монитор выводится изображение с видеокамеры. Маневрирование на тесной парковке при наличии малейших навыков не доставляет трудностей. Пневматические тормоза работают привычно и прогнозируемо. Показалось, что автобус жестковато проходит «лежачих полицейских», но, возможно, это особенности субъективного восприятия.

Блок заправочной аппаратуры позволяет контролировать процесс заправки газом.

Выезд в город показал, что мощности двигателя хватает во всех режимах, более того, никакой разницы с дизельными машинами этого класса отыскать не удалось. И в этом огромное преимущество — не надо переучивать водителей.

Резюмируя, можно сказать, что автобус получился, я бы не стал прогнозировать его успех на городских маршрутах именно из-за не самой оптимальной компоновки салона. Но вот на пригородных маршрутах он может показать все свои лучшие стороны: экономичность, экологичность и несравненно более низкую стоимость (как первоначальную, так и эксплуатации) в сравнении с электробусами.

При перегорании предохранителя на приборной панели загорается контрольная лампа.

Ранее сообщалось, что по предварительным заказам «РариТЭК» рассчитывает до конца 2019 года изготовить три сотни газовых Lotos 105. А впоследствии, исходя из создаваемых производственных мощностей, их годовой выпуск может вырасти до шести сотен. Компания-производитель готова предложить потребителю контракт «жизненного цикла», взяв на себя обязательства технического сопровождения транспорта в течение пяти лет.

Газовый двигатель YC6G260N-50 работает тише и менее вибронагружен, чем дизель.

  • Большой запас хода, хорошая климатическая система, экономичный двигатель.
  • Частично низкополная компоновка салона — неудачное решение для городского автобуса.

Технические характеристики Lotos 105

Габариты (длина/ширина/высота) 10 500/2500/3200 мм
Пассажировместимость 72 чел.
Количество мест для сидения 27 + 1
Полная масса 17 500 кг
Колесная база 4270 мм
Двигатель Yuchai YC6G260N-50, Евро-5, газовый, рядный, 6‑цилиндр., 7800 см3, 260 л. с. при 2100 мин-1, 1000 Нм при 1200–1800 мин-1
Запас газа на борту 984 л
Подвеска зависимая, пневматическая
Тормоза барабанные
Размер шин 275/70R22,5
Заводская гарантия 2 года без ограничения пробега
Межсервисный пробег 20 000 км
Конкуренты КАВЗ-4270 CNG, Volgabus 5270GH, МАЗ-103

 

Статьи по теме
Популярное