В минувшем году доля зарегистрированных электрических автобусов составила в Европе 11,6 % в общем объеме сбыта автобусов. Электрификация сегмента городских машин идет ускоренным темпом.
Андрей Карасёв
Власти европейских городов стремятся увеличить долю общественного транспорта с низким уровнем выбросов, повсеместно заменяя дизельный парк экологичными альтернативами — электробусами.
Если в 2015 году в Европе в общей сложности был зарегистрирован 101 аккумуляторный автобус, то за четыре последующих года их количество взлетело до 1687 штук — более чем 15‑кратный взлет! В последние два года также можно заметить устойчивый восходящий тренд: в 2018‑м доля рынка электробусов составила 4,6 %, а в 2019‑м общее количество впервые зарегистрированных городских автобусов увеличилось почти до 14 500, при этом их доля перешла к двухзначным числам, составив внушительные 11,6 %.
К слову, растущий интерес к «зеленому» транспорту также заметен и в других сегментах с низким уровнем выбросов. В 2019 году было зарегистрировано почти 2000 гибридных и метановых (CNG) автобусов. Более того, появились интересные комбинации, где газовый двигатель сочетается с гибридной силовой установкой. В качестве примера стоит упомянуть сочлененный MAN Lion`s 18 G с газовым мотором E18 и системой MAN EfficientHybrid с мотор-генератором, включенным в состав силовой линии по параллельной схеме.
Что же касается классических дизельных автобусов для городских перевозок, их доля постепенно снижается: в прошлом году показатель составил 61 % в общем объеме новых регистраций, против 72 % годом ранее.
Несколько слов о том, что показывают другие сегменты «электромобильного» рынка. За прошлый год спрос на новые электрические фургоны вырос на 22,9 %, составив 26 107 единиц. В целом в 2019 году 92,8 % всех новых легких коммерческих автомобилей, зарегистрированных в Европейском союзе, работали на дизельном топливе, в то время как на бензиновые приходилось 4,4 % регистраций фургонов. На электрические автомобили (ECV) пришлось 1,2 % общего объема продаж новых фургонов по всему региону, а все автомобили с альтернативным приводом (APV) вместе занимали в прошлом году долю рынка в 2,8 %.
В 2019 году 97,9 % всех новых средних и тяжелых грузовых автомобилей (более 3,5 тонн), зарегистрированных в Европейском союзе, работали на дизельном топливе, в то время как на бензине работали только на 0,1 %. На ECV пришлось 0,2 % общего объема продаж новых грузовых автомобилей в регионе, в то время как все автомобили APV вместе составляли 2 % рынка ЕС. В целом, в 2019 году спрос на новые электрические грузовики значительно вырос (+109,2 %). Регистрация новых ECV увеличилась с 357 грузовиков в 2018 году до 747 в 2019‑м.
Согласно данным Bloomberg NEF, доля проданных аккумуляторных автобусов в Европе достигнет 70 % уже в 2030 году. А что в России? По данным Russian Automotive Market Research, в нашей стране к 2024 году доля продаж электробусов будет составлять 2,5 %. В количественном выражении — около 300 единиц. Основной потребитель инновационного транспорта — Москва, где полным ходом создается соответствующая инфраструктура. В общем, так или иначе, но электрические автобусы становятся частью нашей повседневной жизни.
Автобусные торги Европы ушли в минус
Российский рынок автобусов по итогам первого квартала оказался более стойким к COVID-19, чем европейский: парк новых пассажирских машин у нас пошел в рост на 29,9 %, а в странах Евросоюза он обвалился на 10,3 %.
В количественном выражении торговая площадка России отправила потребителям почти половину того, что реализовали все, вместе взятые, страны ЕС. У нас за упомянутый период, как подсчитал «АСМ-холдинг», продажи составили 3448 единиц (+29,9 %). В ЕС, по данным Ассоциации автопроизводителей Евросоюза, они достигли 7637 единиц — 10,3 %. Там сбыт формировали Германия, Франция и Италия, доля которых в емкости продаж составила 54,3 %. Они и еще шесть рынков вышли в плюс.
Если сравнивать трехмесячные результаты в лидирующей Германии, которая продала своим перевозчикам 1608 автобусов, то это меньше, чем продал за такой же период один наш Павловский автобусный завод, записавший в зачет 1670 единиц техники. Он формировал продажи, в основном, за счет моделей ПАЗ-3205, -3204 и -4234, на долю которых пришлось 904, 424 и 240 соответственно проданных машин.
По итогам квартала не вошла в статистику ЕС Великобритания, но и она результат не улучшила бы, поскольку продажи автобусов там обвалились на 35,2 % и составили 942 автобуса. Трехмесячный результат британцев практически совпал с месячным результатом продаж автобусов в России, которая только за март продала своим перевозчикам 945 пассажирских машин, из них всего 99 имели зарубежную маркировку.
Валентин Ожго
Подписка на рассылку материалов Автопарка
А в России закрыли Тролзу, которая готовила и почти сертифицировала новый Электробус, тендер на который вероятно и перебил КАМаз. А продолжат ли ПК ТС дело Тролзы вопрос не однозначный. Они получили хорошую базу. Но видоизмененный дизайн мягко сказать на любителя, а масштаб амбиций оставляет желать лучшего. Это не критика, разумеется — субъективное мнение, за год работы, по реорганизации предприятия, и несколько собранных машин, сложно судить о дальнейшей судьбе завода. История которого, действитльно заслуживает уважения. И была так бездарно расстрачена «ошибками менджмента верхнего звена»…
Вот честно достало это — как вся подобная техника заряд будет держать особенно в мороз и при влажности если даже мобильник и ф/а разряжаются очень сильно
Батарейки греют, охлаждают..