Top.Mail.Ru
Проехал на двух самосвалах Iveco Trakker – один сделан в России, второй – в Испании. Рассказываю, как они показали себя в карьере

Проехал на двух самосвалах Iveco Trakker – один сделан в России, второй – в Испании. Рассказываю, как они показали себя в карьере

фото: автора / 16.10.2020
Самосвалы логичнее представлять в родной для них стихии, что и сделала компания Iveco, показав в подмосковном карьере сразу две машины: 60‑тонный Iveco-AMT 753910‑10 и 41‑тонный Iveco Trakker AD410T41.

Максим Приходько

Оба — самосвалы, оба четырехосные. Один с колесной формулой 8х8, другой — 8х4. Первый — новинка, второй уже хорошо известен. Роднит их количество осей и объем самосвальной платформы, а разделяет значение грузоподъемности и место рождения. Один с Урала, другой из Европы, но имя у них общее — Iveco Trakker.

Проехал на двух самосвалах Iveco Trakker – один сделан в России, второй – в Испании. Рассказываю, как они показали себя в карьере
Проехал на двух самосвалах Iveco Trakker – один сделан в России, второй – в Испании. Рассказываю, как они показали себя в карьере

С МЕСТА В КАРЬЕР

Начну с новинки, Iveco-AMT 753910‑10. Такой самосвал, будучи негруженым, может передвигаться и по дорогам общего пользования, и в этом его преимущество. Компания Iveco располагает в своей гамме такими машинами, например 40‑тонным Iveco Astra. Для нашей страны подобных богатырей делают на совместном предприятии «Ивеко-АМТ» в Миассе. Такие самосвалы строят хоть и с применением ивековской агрегатной базы, но вся силовая конструкция собственной, российской разработки. А еще самосвалы «Ивеко-АМТ» комплектуются мостами и трансмиссиями независимых производителей.

Украшением машины является ее самосвальная надстройка с переменной внутренней шириной для лучшей сходимости груза. Кузов собственного производства «Ивеко-АМТ», которое с 2006 года производит самосвальные платформы для своих машин. Платформа вмещает до 22 м3. Толщина ее бортов, они изготовлены из стали Hardox, составляет 5 мм; днища, подогреваемого отработавшими газами, — 8 мм. Для опрокидывания кузова используется гидрооборудование Hyva.

На правой стороне переднего борта крепится запасное колесо. Механизм его подъема — от компании Al-ko, их комплектующие применяются в европейском прицепостроении. Если самосвал был бы карьерным, вопрос, с какой стороны размещать запаску, не стоял бы. А так возникло недопонимание: складная лестница для того, чтобы закрепить над грузом тент, размещена по правому борту машины, а запаска по левому. Логичнее было бы поступить наоборот, водителю придется побегать вокруг габаритной машины.

Так как самосвал по массе ближе к карьерной технике, толщина лонжеронов рамы составляет 10 мм при высоте в 309 мм — это собственная разработка «Ивеко-АМТ». Для рамы стандартного четырехосного самосвала полной массой 40 тонн обычно тоже используют мощные 10‑миллиметровые лонжероны, однако их высота ниже. Под стать раме мосты, они усиленные, от Kessler. Передние имеют грузоподъемность 10 тонн, задние — 20 тонн. Передняя подвеска — на параболических рессорах с усиленными амортизаторами. Задняя — рессорно-балансирная, с V-образными реактивными тягами. Мосты снабжены стабилизаторами поперечной устойчивости. Такую мощь останавливают проверенные барабанные тормоза с ABS.

Машина оснащается 12,8‑литровым двигателем Cursor 13 F3B производства FTP Industrial. Он здесь в самой мощной версии: 500 л. с., 2200 Нм. Это хорошо себя зарекомендовавшая рядная «шестерка» с турбиной изменяемой геометрии. По правому борту машины расположены защищенный топливный 400‑литровый бак и емкость для реагента AdBlue. Модель комплектуется гидромеханической 6‑ступенчатой КП Allison 4500. Эта серия специально разработана для тяжелой техники. В данном случае агрегат совмещен с ретардером и механизмом коробки отбора мощности. С американским автоматом состыкована двухскоростная раздаточная коробка ZF VG2000/396.

На самосвале установлена дневная двухместная кабина, аналог тех, что ставят на Iveco Trakker в Европе. Это продукт локализации: «Ивеко-АМТ» делает ее по полному циклу, включая сварку и окраску.

На рабочем месте водителя комфортно — спасибо пневмоприводу регулировки рулевой колонки — его педаль расположена в полу. Необычным показалось место размещения крана опрокидывания самосвальной платформы — он под правой рукой. Обычно делают наоборот. Включив все имеющиеся блокировки — карьер глинистый, — я потихоньку повел машину вниз, к экскаватору, и сразу к нему пристроился — управление у этого монстра сродни легковому: от упора до упора всего 3,5 оборота рулевого колеса. Получив свою порцию песка в кузов, стал выезжать вверх, на разгрузку. В движении по грязи перевел селектор АКП в ручной режим и только на ровной прямой нажал заветную букву D. Частично груженый тяжеловес спокойно разогнался под моим руководством аж до пятой передачи. Сделав круг, решил еще больше ускориться, но инструктор напомнил, что машина товарная, имеет своего хозяина и сильно гонять ее не следует.

ДЕЛИМ НА ДВА

После могучей карьерной машины повторил аналогичный путь на ее младшем брате, стандартном четырехосном строительном самосвале с колесной формулой 8х4 — Iveco Trakker AD410T41 испанской сборки. Полная масса 20‑кубового самосвала — 41 тонна. Эта машина — типовой продукт компании в области строительной техники. Кузов несет на себе надпись Cantoni&Co. Однако это не итальянская самосвальная платформа в чистом виде: она сделана силами рязанского завода «ЦТТМ», который является эксклюзивным представителем Iveco: из Италии в Россию поставляют комплект, здесь его собирают, красят и устанавливают на шасси. Кстати, на этой платформе запаска и лесенка для развертывания тента расположены по левому, удобному для водителя борту кузова. Почему так не сделали на уральской машине — вопрос.

Передние оси выдерживают 9 тонн, задняя тележка — 26 тонн. Подвеска машины повторяет конфигурацию старшего брата с поправкой на меньшую грузоподъемность. В паре с 410‑сильным двигателем Cursor 13 работает 16‑ступенчатая КП Euro Tronic разработки ZF.

Самосвал был «обут» в не совсем подходящие шины для «карьерного роста», но что делать: переключив коробку в пониженный диапазон, аккуратно, почти что сполз, а не съехал к экскаватору — подъезд к нему к этому моменту уже был здорово раскатан коллегами. «Припарковаться» получилось не с первого раза. Спасибо зеркалам — смотрел по ним прямую трансляцию энергичных жестикуляций машиниста экскаватора, благодаря им и ориентировался. Груженая машина потребовала аккуратной работы педали газа при отъезде от экскаватора, но я не застрял и не создал пробки.

РАБОЧИЙ МОМЕНТ

Соединить строительный самосвал с карьерным — недавний тренд. Тяжелые машины до последнего больше соревновались между собой. Классические двухосные или трехосные модели, БелАЗ или HOVA, «бились» с сочлененными вариантами, как у Bell и Volvo. Однако у всех у них один минус — таким исполинам нельзя выезжать за пределы технологических дорог. Попытки отобрать хлеб у тяжеловесов уже есть. Одна из известных — Scania Hagen. Из сугубо отечественных моделей отмечу 60‑тонный КАМАЗ-65805 «Самсон». Теперь настал черед четырехосника из Миасса. Останавливает наплыв новых предложений одно — для работы такой техники требуется более ровная площадка, иначе можно опрокинуть машину набок. Важна и равномерная сходимость груза, иначе тоже можно отправить самосвал на «боковую». Кстати: у уральского Iveco козырек передней стенки кузова небольшой, а у настоящих карьерных самосвалов он накрывает кабину целиком. Значит, представленная машина является промежуточным звеном между автомобилем для перевозки инертного груза и тяжеловозом из карьера.

(4 оценок, среднее: 3,25 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное