Top.Mail.Ru
Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом

фото: фото автора / 02.12.2021
Автогидроподъемники прочно вошли во все производственные процессы, вытеснив лестницы, стремянки и строительные леса. Теперь отечественное машиностроение взялось за покорение высот…

Валентин Ожго

Начнем с терминологии. Классификация подъемников по базовому шасси, подъемному оборудованию и виду привода описана в ГОСТ 33649-2015. Это в теории, а на практике в данном секторе индустрии фактически отсутствует понятие четкой терминологии: каждый производитель при омологации нового изделия пользуется своими техническими условиями, исходя не только из рабочих параметров специальной надстройки, но и вариантов исполнения. Все это заставляет потребителя догадываться, что ПМС - это, в соответствии с аббревиатурой, подъемник монтажный стреловой, а ПСС — подъемник стреловой самоходный. Есть еще АПТ, т.е. автомобильный подъемник телескопический, ВС - вышка самоходная и, наконец, более распространенная аббревиатура АГП — автогидроподъемник. На самом деле все это одно и тоже – автовышка по уже устаревающему в технической литературе обозначению и автогидроподъемник в более современном толковании.

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом
Мачтовая автовышка серии ТВГ-15М на шасси ГАЗ-51А уже редкость.

В российский клуб маститых производителей таких установок пробиваются немногие. Сравнительно недавно в тот состав вошли Клинцовский, Галичский автокрановые и Челябинский механический заводы, которые начали делать АГП, а также стреловые краны и КМУ с люльками. Если Клинцовский автокрановый завод в изготовлении автогидроподъемников уже преуспел и считается признанным игроком российского рынка АГП в сегментах высотой подъема 18, 36 и даже 45 метров (АГП-45-5К), то Галичский автокрановый завод в тему вышек вошел своими со КМУ, укомплектованными грузопассажирскими рабочими платформами, т.е. люльками.

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом
Скромные габариты Hyundai HD 78 с вышкой не вносят дискомфорт гуляющим по тротуарным дорожкам горожанам и туристам.

Разумеется, стоит также упомянуть Санкт-Петербургский «Автогидроподъемник» - старейшее предприятие отрасли, которое совместно с компанией «МРО «Техинком» в 2018 году приступило к выпуску автовышек под брендом Mars. Модели, представленные в сегментах малой и средней высоты, отличаются передовыми конструкторскими и дизайнерскими решениями и призваны составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам. Сегодня линейка АГП Mars включает три исполнения высотой подъема 15, 18 и 23 м. Вышки комплектуются изолированной алюминиевой люлькой, что позволяет производить работы на линиях электропередачи и связи напряжением до 1000 В без отключения электроэнергии.

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом
Основное преимущество АГП Mars 15 заключается в его компактности, что особенно удобно при движении в городских условиях.
Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом

И все-таки, предприятий с полным технологическим циклом изготовления АГП, мощным производственным и сервисным потенциалом в РФ мало. В числе сильнейших многие называют «Рускомтранс», ВИПО, а также упомянутые выше КАЗ и ГАКЗ, входящие в холдинг «Кудесник». Маститых производителей по сборке автогидроподъемников из импортных машинокомплектов в России вообще мало.

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом
Едва ли не весь экспортный потенциал Витебских подъемников уходит в Россию, рейтинг спроса возглавляет модель ВИПО-18-01.

С РОДОСЛОВНОЙ MADE IN ….

На этом поле прекрасно себя чувствует подмосковный завод «Элефант Сервис», собирающий на своих мощностях в Люберцах автовышки корейской марки Horyong, но уже много привносящий своего. В паре с ним нужно упомянуть автомобильный завод «Чайка-Сервис» (Нижний Новгород), который на основе итальянских подъемников Socage создал шикарную номенклатуру автомобильных вышек коленчатого, телескопического и комбинированного коленчато-телескопического исполнения. Интересный факт: «Чайка-Сервис» изготавливает стрелы к подъемникам Socage на собственных мощностях, локализованы модели малой и средней высоты подъема. В мае завод показал на выставке bauma CTT RUSSIA 2021 автогидроподъёмник Чайка- T318 на базе шасси "Газель Next" и КМУ TM-ZE554 с люлькой на базе Scania.

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом
Модель АГП Чайка-Socage forSte 51 TJ с операционной высотой 51 м: благодаря серии TJ итальянцы стремятся покорить новые высоты.

Возвращаясь к уже упомянутому заводу «Элефант Сервис» отметим, что это, пожалуй, единственная российская производственная площадка, где изготавливаются автогидроподъемники со сверхвысокой операционной высотой. Ее филиал появился во Владивостоке: в Дальневосточном регионе из-за множества строящихся высотных объектов популяция вышек-великанов растет даже быстрее, чем в европейской части России.

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом
Автогидроподъемник ESKY.670.KR с маркировкой «Элефант Сервис» часто можно видеть на московских площадках

В настоящее время у люберецкого подъемника самая большая платформа имеет 75-метровый потолок подъема. Правда, в следующем году, завод выдаст на-гора автовышку, люлька которой будет подниматься к отметке 90 м. Редакции «Автопарка» стала не только первой, кому эта новость была озвучена руководителем компании «Элефант Сервис» по общим вопросам Станиславом Савченко, но и обладателем оригинального документа по готовящейся спецификации SKY900, с детальными рабочими чертежами. В качество базы для спецмашины рассматривается четырехосное шасси Volvo FM габаритной длиной 13,9 м. Полная масса ТС составит 39,7 тонны, что вписывается в дорожный норматив. Что касается телескопической стрелы, то она будет состоять из 11 секций. Еще один постулат привлекательности ожидается в рабочих характеристиках –  у вышки будет полноповоротная рабочая зона на все 3600 с 35-метровым операционным радиусом.

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом

Сверхвысокие вышки востребованы как государственными предприятиями, так и бизнесом – ремонтно-сервисные, строительно-монтажные работы постоянно тянутся вверх и здесь подъемники, способные работать за отметкой в полсотни метров, нынче в большой цене. К примеру, 75-метровые вышки с люберецкой маркировкой на шасси Scania работали на объектах компании «НИТЭК» в Санкт-Петербурге, где строился общественно-деловой комплекс «Лахта-Центр».

Летом техника с маркировкой «Элефант Сервис» засветилась в Москве на ВДНХ возле монумента «Рабочий и колхозница». Там четырехосный КАМАЗ с вышкой, рассчитанной на подъем до 67 м был задействован в помывке всего объекта, вызвав у москвичей вполне обоснованный интерес - корзина с мойщиком-высотником взлетела к самой макушке вначале рабочего, а потом колхозницы. С помощью мощных струй с моющими растворами, чистой воды и… швабры со щеткой на длинном шесте в руках «банщика» монумент впервые за многие годы прошел банную процедуру. Теперь символ труда советского народа снова засиял свежестью и красотой.

СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

Практика импорта машинокомплектов не нова, активно используется во всем мире. К примеру, напряженные украино-белорусские торговые отношения практически не повлияли на развитие машиностроительного бизнеса обоих стран. Пока руководство бывших союзных республик решает геополитические задачи, ведущее предприятие Республики Беларусь компания «Витебские подъемники» начало поставлять не готовые АГП, а машинокомплекты на Украину и там, у дилера собирать. Таким образом, предпринимателям обоих государств удалось уйти от драконовских таможенных пошлин, сохранив при этом партнерские отношение.

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом
Совет бывалого: летом в таком операторском кресле еще комфортно, а вот зимой приходится возить с собой сшитую подушку.

А вот ведущему украинскому предприятию «Гидромаш» из Мелитополя так сделать не получилось. Его попросту посадили в состояние банкрота, запретив экспорт популярных решетчатых вышек в Россию, которая являлась основным покупателем такой техники: автовышка с решетчатой телескопической стрелой – это, прежде всего, бюджетная версия.

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом
По мелитопольскому решетчатому автогидроподъемнику АП-18 поминки справлять еще рано: госпредприятие «Гидромаш» готовится к приватизации.

На постсоветском пространстве Мелитопольский завод на Украине и Завидовский завод в России (Тверская обл.) имели самые сильные позиции в изготовлении решетчатых автогидроподъемников. «Гидромаш» едва успевал выполнять заказы российских предприятий энергообеспечения, связи, коммунальной сферы. Его популярный автоподъемник АП-18М с улучшенными характеристиками очень высоко ценился у хозяйственников – простой, удобный, надежный и ремонтопригодный. Привлекательности добавляло то, что украинская надстройка монтировалась на российское шасси. Как правило, это было шасси ГАЗ-3309 с пятиместной кабиной.

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом
Переход подъемников Завидовского завода на более современное шасси «Газон Next» пошло только на пользу – заказчикам нравится.

Однако после вмешательства украинских политиков, запретивших торговые сношения с РФ, на предприятии что-то пошло не так. Вначале чиновники из Киева порадовались, когда завод в 2016-м презентовал новый телескопический автоподъемник АП-18-13 на шасси ТАТА: в Киеве и местной администрации загордились тем, что выехавшая за ворота красиво блестящая свежей краской машина, собрана полностью в Мелитополе, без российских компонентов.

Правда, то была единственная радость на все последующие годы, поскольку «Гидромаш» потерял на российском рынке огромнейшую емкость сбыта и практически стал банкротом. Летом 2018 года его имущество уже начали продавать за долги, начав с автохозяйства.

Редакция «Автопарка» единственная из российских и украинских СМИ решила узнать более детально о судьбе этого предприятия. Узнала, как говорится, из первых уст. Радостного мало: завод в долгах, как в шелках. Практически градообразующее предприятие, за автовышками которого выстраивались очереди хозяйственников, после запрета экспорта северным соседям, осталось с пустым портфелем заказов. Из-за долгов за электроэнергию завод обесточили, из-за недоимки по земельному налогу и другим обязательным платежам арестовали все счета.

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом
Цех завода "Гидромаш"

В разговоре с автором этих строк директор предприятия Ярослав Бевза, возглавивший завод только нынешним летом, разводит руками: подняться с колен государство не позволяет, все поступающие деньги тотчас уходят на погашение долгов перед бюджетом. За долгие годы простоя чудом удалость провести лишь несколько капитальных ремонтов автогидроподъемников и хоть частично дать людям зарплату: для ремонта не нужно участвовать в тендерных процедурах.

В обесточенном цехе горстка рабочих умудрилась качественно провести весь комплекс работ, обновить и протестировать машину. Правда, под честное слово одолжили генератор на 50 кВт. Такой мощности хватило на освещение, работу станочного парка, кран-балки, покрасочной машины и другого нужного оборудования.

Мелитопольская ниша в России долго не пустовала. Когда поставки из Украины начали падать, пример показал Завидовский экспериментально-механический завод, освоивший к тому моменту выпуск решетчатого автогидроподъемника ПСС-131.18Э на более современном шасси «Газон Next» (ГАЗ C42R31).

Здесь телескопический тип подъемника с такой же решетчатой 3-секционной стрелой операционной высотой 18 м, вылетом 13 м и грузоподъемностью 250 кг. С такими же рабочими характеристиками завод выпускает автовышку ПСС-131.18Э, но уже с телескопической трехсекционной коробчатой, а не решетчатой стрелой. Эта версия получилась выигрышней за счет более вместительной кабины «Газона Next». Она здесь тоже двухрядная, но уже не на пять, а на семь мест. Вот такое получилось импортозамещение...

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом

Денис Плешаков, компания «Витебские подъемники», г. Витебск

У нас ежегодно разрабатывается 3-5 опытных образцов новой техники. Например, в 2019 году разработали и создали самый высокий подъемник в странах СНГ – ВИПО-52 высотой подъема 52 м, а в 2020 году разработан, изготовлен также не имеющий аналогов среди производителей в странах СНГ автогидроподъемник ВИПО-45 с операционной высотой 45 м. Спрос на вышки всех размеров есть. Самая ходовые сегменты: мало- и средневысотный. Исполинов берут реже. К примеру, ВИПО-52 всего две-три за год делаем под конкретные заказы. Главный покупатель наших вышек в России, туда идет 80% экспортного объема. Еще 15 % делят между собой Казахстан, Украина и Молдова, а остальное берут страны Средней Азии - Киргизия, Армения, Грузия, Таджикистан.

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом

Ярослав Бевза, завод «Гидромаш», Мелитополь

В 2019 году «Гидромаш» выпустил крайний подъемник – АП-28 на шасси КрАЗ. Он же оказался и последним. Нас обесточили, счета заблокировали – сбыта-то не было. В прошлом году несколько машин отремонтировали, из имеющегося задела даже собрали одну машину. Электроснабжение взяли с дизельгенератора. Мы сейчас из-за того, что арестованы счета, не можем принимать участия в тендерах, получать авансовые платежи на изготовление заказов, поскольку деньги сразу блокируются и уходят в исполнительные службы. Вести хозяйственную деятельность невозможно – замкнутый круг. Получается, что государственное предприятие государству не нужно. И это уже печально.

Автовышки: кто их делает в России, и почему крупнейший украинский завод стал банкротом

Станислав Савченко, компания «Элефант Сервис», г. Люберцы

Из-за пандемии сбыт упал: сейчас больше стараются не приобретать, а ремонтировать. Мы ведь не только производим, но и несем гарантийные обязательства, ведем сервисное сопровождение машин. Даже на другой конец страны летаем, если нужна помощь. Радует то, что даже в условиях сурового северного климата наши вышки ведут себя достойно. Поломки - редкость. Примерно из трех десятков работающих в северных широтах вышек всего две машины встали, и то по халатности операторов. Те где-то недосмотрели, где-то не подтянули, не прикрыли, а в результате у кого-то гидравлика подмерзла, у кого-то электроника заблокировала работу из-за неправильной эксплуатации.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария

  1. Максим:

    Не самый удачный выбор для работы, есть с ним некоторые проблемки: Во-первых – двигатель не отличается повышенной надежностью, к 150 тыс км обязательно что-нибудь да вылезет, а то и раньше, у кого масло жрать начинает, у кого дымит как паровоз, у некоторых компрессия пропадает. Коробка до 60 тыс доживает, потом начинает выбивать передачи, ремонт дорогой и долгий, мне почти месяц ремонтировали. Кого не пугают такие проблемы – берите, но знайте, есть за эти же деньги варики лучше.

  2. Иван:

    Брал себе в фирму два фургона с рефрежераторами, занимаюсь дистрибьюцией продуктов питания, такие машины нужны были. Первое время никаких проблем не было, только водители жаловались на неудобные сидения. Спустя полгода у одного из автомобилей двигатель троить начал и мощность упала. Вскрытие показало глубокие задиры на цилиндрах, по гарантии отремонтировали, но появился масложор, от которого так и не удалось избавиться. У второго через год коробка запросилась на ремонт, пропала вторая передача и появилась сильная вибрация, тут уже за свой счет пришлось ремонтировать. После всего этого ремонтов было много, качеством разочарован.

Статьи по теме
Популярное