Top.Mail.Ru

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ

фото: фото автора / 21.10.2022
Еще недавно БЕЛАЗ удерживал 25–30% мирового рынка карьерной техники. Причем до прихода санкций, которые обрушились на Беларусь еще в 2021 году, доля экспорта в страны дальнего зарубежья составляла почти 15 %. И речь шла не о единичных экземплярах, техника закупалась десятками – одна Индия взяла 77 единиц 130-тонников. В страны ближнего зарубежья поставлялось 15%, в Россию – 65%, а остальная продукция оставалась в самой РБ.

Андрей Филиппов

Естественно, в связи с текущей ситуацией география поставок изменилась. Вместо прежних европейских партнеров, отказавшихся от закупок БЕЛАЗов, появились новые. А одним из крупнейших потребителей стала Россия. Одно неизменно, одним из крупнейших потребителей так и остается Россия. В этом году к нам будет поставлено порядка 900 машин – рекордный показатель в современной истории. По итогам полугодия доля РФ в общем объеме экспорта составила 85 %, а рост поставок достиг 140 % – 439 единиц техники. Неудивительно, что в конце сентября завод БЕЛАЗ провел для российских горнодобытчиков и дилеров БЕЛАЗа конференцию, на которой представили ряд перспективных моделей.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ

ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИЯ

Наиболее интересной на самом предприятии считается тема электрификации карьерных самосвалов. Причем ведется она сразу по нескольким направлениям. Самыми впечатляющими в плане визуального восприятия являются троллейвозы. Гигантский карьерный самосвал с токоприемником выглядит внушительно. Дизель-троллейвоз БелАЗ–7530E оснащается двигателем мощностью 1668 кВт и рассчитан на грузоподъемность 220 тонн. Для его испытаний на территории предприятия построен полигон с контактной троллейной линией протяженностью более 400 м и тяговой подстанцией мощностью 1,8 МВт. Но не стоит заблуждаться по этому поводу – троллейвоз может прекрасно обходиться и без проводов. По проекту машина использует контактную сеть только на затяжных подъемах, экономя при этом до 80 % дизтоплива.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
Толлейкар БелАЗ-7530 грузоподъемностью 220 тонн.

Хотя испытания еще не завершены, интерес к машине уже проявил солнцевский угольный разрез в Углегорском районе Сахалинской области. Предполагается, что на его территории построят опытно-экспериментальный участок троллейной линии протяженностью 1,5 км, на котором будут работать 5–6 дизель-троллейвозов.

Впрочем, будущее проекта зависит от решения рада практических вопросов. Использование контактной сети при движении с грузом означает более быстрое появление "колейности", что требует более внимательного подхода к обустройству технологических дорог. За год заводских испытаний БЕЛАЗ-7530Е дал пищу для ума конструкторам. Так появились новые идеи. Следующей новинкой будет некое подобие электробусов с динамической подзарядкой, где троллейные линии будут использоваться для дозарядки тяговых батарей электротроллейвоза.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
Токоприемник сделан в виде широкого пантографа.

Гораздо более перспективным кажется использование на карьерных самосвалах гибридного привода. Такая модель грузоподъемностью 130 тонн была представлена летом этого года. БелАЗ-7513М использует в силовой схеме дизель-генератор уменьшенной мощности и блок тяговых аккумуляторов. Во время стоянки под загрузкой/разгрузкой самосвал способен заряжать сам себя, а батареи сделаны легкосъемными (разумеется, с поправкой на размеры). Также на машине установлена система рекуперации энергии, позволяющая тормозить электромотором без применения тормозных дисков, колодок и гидравлики. В комплексе все это позволяет снизить расход топлива на 30 %.

Гибрид оснащается мотором ЯМЗ-845, а система управления здесь полностью белорусского производства, включая программное управление и алгоритмы работы системы. Доля комплектующих из России и Беларуси составляет 62 и 38 % соответственно – т. е. по факту это полностью продукт Союзного государства.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
Гибридный БелАЗ-7513M грузоподъемностью 130 тонн.

Интересно, что в прошлом году на выставке в Лас-Вегасе компания Hitachi предложила подобный концепт, но… только на бумаге. БЕЛАЗ же уже озвучил в ближайших планах создать гибриды на базе 90- и 220-тонников. А первенец должен отправиться на опытную эксплуатацию в Кемеровской области.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
Электрический БелАЗ-7558E грузоподъемностью 90 тонн.

Полностью электрическим карьерным самосвалом без каких-либо оговорок является 90-тонник БелАЗ-7558Е, использующий в качестве силовой установки тяговые аккумуляторные батареи. Емкость батареи составит 675 кВт·ч, номинальная мощность силовой установки – 640 кВт, а силовой модуль для машины поставляет петербургская фирма «Энер Зэт». Можно рассчитывать, что запаса хода на одной зарядке хватит на 4 часа работы при полной загрузке 90 тонн и движении на подъем по уклону не более 10 %. В реальной работе после нескольких циклов «загрузка – транспортировка – разгрузка» необходима подзарядка в течение 20–25 минут от специальной зарядной станции.

На фоне повышенного внимания к использованию электричества как-то затерялось еще одно направление по улучшению экономических и экологических показателей – газодизельная и газовая техника.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
Газотурбинный БелАЗ-75588 грузоподъемностью 90 тонн.

Между тем завод БЕЛАЗ ведет работы довольно успешно и в этих направлениях. Так, в настоящее время в работе 60 битопливных самосвалов БЕЛАЗ-7513C грузоподъемностью 130 тонн с замещением дизтоплива газом на 30 %. А 30-тонник БЕЛАЗ-7540С с газопоршневым двигателем успел пробежать 28 500 км, показав расход метана 115 кг/100 км.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
Двигатель рассчитан на работу на сжиженном метане.

В популярном сегменте 90-тонников БелАЗ сейчас отрабатывает сразу два варианта газовых самосвалов. В июне был представлен БелАЗ-7558H с газопоршневым мотором, который на данный момент прошел более 23 000 км и перевез более 200 тыс. тонн породы. А совсем недавно был создан БелАЗ-75588 с газотурбинной силовой установкой. Использование в обоих случаях сжиженного природного газа позволяет говорить не только об экономии на топливе от 30%, но и о необходимом запасе хода без дозаправки.

В БЕЗЛЮДНЫХ КАРЬЕРАХ

Еще одной перспективной темой является создание роботизированного транспорта. В 2021 году БелАЗ при содействии РУПП «Гранит» развернул на месторождении «Ситницкое» (Микашевичи, Беларусь) испытательный полигон. На его территории совместно с компанией «Цифра Роботикс» была налажена опытная эксплуатация двух роботизированных самосвалов БелАЗ-7513R и роботизированного погрузчика БелАЗ-7825D. Для этих целей было проложено 4 км кабелей, установлено освещение, размещены 16 камер и обеспечено покрытие территории технологией 5G be Cloud, что позволило полностью контролировать маршрут протяженностью 1,5 км от зоны погрузки до зоны выгрузки.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
Роботизированный БелАЗ-7558R грузоподъемностью 90 тонн.

Роботизированные самосвалы и погрузчик по сути являются базовыми моделями, но дооснащенными комплексом оборудования для автономного вождения и дистанционного контроля и управления. Т. е. в штатном режиме техника работает согласно заданной программе, а оператор, сидящий в диспетчерском пункте, просто наблюдает за процессом со стороны. При этом в случае необходимости он может в любой момент взять управление на себя. На данный момент один оператор может отслеживать 4 машины, а в ближайшем будущем это количество будет увеличено до 8. Кроме того, в команде имеется механик, контролирующий технические параметры «роботов», которые в режиме реального времени выводятся на компьютер.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
Машина «по кругу» обвешана лидарами, радарами и камерами.

Интересно, что расстояние между самосвалами и постом управления не имеет значения – для демонстрации возможностей машинами периодически управляют из… Санкт-Петербургского горного университета.

Кроме «поднадзорной» эксплуатации на полигоне БелАЗ, «роботы» используются и на разрезе «Черногорский» в Хакасии. Там на перевозке вскрышной породы по маршруту протяженностью примерно 1,5 км задействованы два самосвала БелАЗ-7513R грузоподъемностью 130 тонн. Важным моментом является тот факт, что эти «роботы» работают хоть и на изолированном участке, но в одинаковых условиях с обычными самосвалами БелАЗ-7513, управляемыми людьми. За несколько лет эксплуатации удалось сделать определенные выводы об эффективности беспилотников в реальной жизни. Так, 9 роботизированных БелАЗ-7513R относительно 10 пилотируемых БелАЗ-7513 позволяют за счет сокращения на 15 % времени простоя увеличить годовую выработку на 0,185 млн тонн. Плюс 160 млн рублей экономии на покупке дополнительного самосвала. А полная окупаемость проекта – 2,5 года.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
Беспилотник сохранил полноценную работоспособную кабину.

Впрочем, несмотря на весь позитив пробной эксплуатации, сложностей еще много. И основной из них является человеческий фактор. Главный интерес горнодобытчики проявляли не столько к функциональным возможностям роботизированной техники, сколько к ее способности предотвратить аварию, наезд или форс-мажор. Т. е. по факту вопросы экономической выгоды отходят на второй план перед невозможностью добиться от работников дисциплины и соблюдения правил безопасности даже на закрытых объектах.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
Пост управления «роботами». Только руль выдает его назначение.

На этом фоне заявления о том, что скоро водители станут не нужны, потому как мы заполним дороги беспилотниками, кажутся несостоятельными. Это подтверждают и сами разработчики роботизированных систем. По их мнению, в ближайшие годы уверенная работа подобной техники возможна только при условии обеспечения «безлюдного пространства».

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
На мониторе информация, а «красная кнопка» – экстренное отключение.

СКРОМНЫЕ ГЕРОИ

Сейчас предприятие выпускает около 80 моделей карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 450 тонн и более 15 моделей специальной техники. Знаете, какие самые востребованные самосвалы БелАЗ? Отнюдь не «малыши», которые вроде как и проще, и дешевле. В лидерах модели грузоподъемностью 90–130 тонн – на них приходится около 40 % всех поставок. Однако завод работает по всей линейке, и интересные разработки есть не только в популярном сегменте.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
Роботизированный погрузчик БЕЛАЗ-7825D.

Флагманом модельного ряда на протяжении нескольких лет остается 450-тонник БЕЛАЗ-7571. Самосвал с полной массой 840,5 тонны и габаритами 20600х9750х8265 мм по праву считается гордостью предприятия. С приходом «новой реальности» машина прошла антисанкционную адаптацию: вместо трансмиссии Siemens ММТ500 на гиганта установили российский тяговый электропривод переменного тока КТЭ-450 от компании «Силовые машины», присвоив индекс БЕЛАЗ-75711. Приятно, что модель собрана в трех экземплярах, и один из них находится в эксплуатации на угольном разрезе «Черниговец» в Кемеровской области.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
Самый большой в мире БелАЗ-75711 грузоподъемностью 450 тонн.

В прошлом году был представлен самосвал-рудовоз на сжиженном природном газе БЕЛАЗ-75520. Несмотря на небольшие размеры, схожие с обычными грузовиками, машина рассчитана на перевозку 60 тонн породы. Интересно, что в качестве силовой установки здесь используется газовый двигатель WP13NG430E52. Судя по тому, что «карьерник» присутствовал на демонстрационном показе, от идеи продолжать его выпуск в Жодино не отказались.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
А кабина у гиганта самая обычная – такие ставят на все БЕЛАЗы.

В связи с определенным дефицитом карьерной техники в России воспрял и Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), который сейчас входит в «БЕЛАЗ-Холдинг». На мероприятии были представлены сразу четыре модели, две из которых предназначены для работы под землей. А в ближайших планах освоение подземного электропогрузчика МоАЗ-4057 грузоподъемностью 10 тонн и гибридного самосвала 22-тонника МоАЗ-75020. На обеих моделях предполагается использование мостов собственного производства.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
 Белорусско-китайский БЕЛАЗ-75520 грузоподъемностью 57 тонн.

В целом же БЕЛАЗ явно не стоит на месте. На конференции были представлены результаты перевооружения производства, наглядно подтверждающие новый вектор завода на экологичность, ресурсосбережение и цифровую трансформацию. Демонстрировались современные программы виртуального обучения проведению сервисных работ и демонстрации техники для дилеров. Горнодобытчикам показали интеллектуальную систему мониторинга и аналитики IMS BELAZ, позволяющую отслеживать необходимые параметры техники БелАЗ в автопарке.

Без водителя и на батарейках: будущее самосвалов БЕЛАЗ
Компактный МоАЗ-75050 грузоподъемностью всего 25 тонн.

В настоящий момент БелАЗ представлен в России 11 центрами техподдержки и 60 опорными пунктами техобслуживания для более 10 тысяч эксплуатирующихся в стране самосвалов. С помощью не менее 81 бригады полевого сервиса предприятию удается поддерживать исполнение 140 сервисных контрактов, обеспечивая КТГ по парку техники порядка 0,94. Для специалиста этих цифр будет достаточно.

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное