Top.Mail.Ru

Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России

Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России

фото: автора / 24.02.2021
Производственное объединение «Спецтехника пожаротушения» освоило новый вид продукции — пожарную автоцистерну АЦ 3,2‑40/4 на базе КАМАЗ-43253. В отличие от традиционной гаммы полноприводной спецтехники предприятия, новинка построена на шасси с колесной формулой 4х2.

Максим Приходько

Производство пожарных автомобилей в России набирает обороты. Даже такие сложные аппараты, как высотные лестницы и аэродромные пожарные автомобили, стоящие на вооружении подразделений МЧС, можно найти в каталогах отечественных компаний. Сказываются импортозамещение и локализация. Вслед за большой и узкоспециализированной техникой настал черед относительно компактных противопожарных автомобилей, сделанных для эксплуатации в городах.

ГОРОЖАНИН СРЕДНЕГО КЛАССА

В отраслевом обозначении АЦ 3,2‑40/4 скрываются основные технические характеристики автоцистерны: емкость водяного бака — 3200 литров, подача воды насосом высокого давления — 40 л/сек., нормального давления — 4 л/сек. Оригинальная надстройка разработана московской компанией «Спецтехника пожаротушения». Конструкторы специально спроектировали ее под шасси КАМАЗ-43253. Эта модель частый гость у отечественных кузовостроительных компаний и производителей различного спецоборудования. Камский двухосник приглянулся своей грузоподъемностью: шасси в состоянии нести надстройку массой почти до 10 тонн, этого для пожарной машины хватает с лихвой. А связки штатного 6,7‑литрового дизеля Cummins ISBe 210 (210 л. с., 773 Нм) и 6‑ступенчатой КП ZF для динамических характеристик вполне достаточно. Цистерну и остальное габаритное спецоборудование размещают в базе, что позволяет получить практически идеальную развесовку готового автомобиля. Мобильность АЦ 3,2‑40/4 в мегаполисе обеспечивают шины диаметром 20 дюймов и компактные размеры: колесная база — 4200 мм, длина — 7400 мм, а высота — 3500 мм.

Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России
В дверях второго ряда двойной кабины установлены дополнительные окна.

Подготовка к огнеборческой службе автоцистерны среднего класса начинается с тщательной проверки работоспособности шасси ОТК завода. В день посещения завода я увидел на одной машине список недочетов из 14 пунктов. В их числе были: некорректная протяжка жгутов КОМ, отсутствовала возвратная пружина на педали сцепления, коррозия болтов клемм АКБ, кронштейн реактивной тяги КП не соответствовал ТЗ и была зафиксирована утечка воздуха пневмокомпрессора. Мелкие недочеты устраняют на предприятии самостоятельно. Потребитель получит полностью исправный автомобиль со всех точек зрения.

Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России
Надстройка выполнена по алюминиево-клеевой технологии.

После с шасси демонтируется задняя стенка кабины, так как ее новая версия рассчитана на шестерых человек. Еще из изменений — расположение воздушного фильтра мотора. Это связано с иной конфигурацией кабины. Штатный топливный бак меняется на менее емкий: вместо 350‑литрового устанавливают бак на 260 литров. Для использования в городских условиях в большом запасе по топливу нет нужды. Дополнительно усиливается рама, ведь на ее лонжероны ложится основная объемная цистерна, а также 200‑литровый бак для пены, насос и другое оборудование. В заднем свесе ставят третий воздушный ресивер для питания клапанов и задвижек насосной установки. Работа пожарного насоса осуществляется через модернизированную КОМ — в отличие от штатной, у нее иные передаточные числа.

Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России
По обоим бортам машины расположены выдвижные отсеки для специального инструмента.

АВИАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Основное, что выделяет машины этого предприятия от целого ряда аналогичных по функционалу — корпус надстройки выполнен по алюминиево-клеевой технологии. Той, что применяется в авиации. Элементы каркаса свариваются, кузов образует моноблок. Листы обшивки соединяются с каркасом клеевым способом. Алюминий отлично поддается штамповке и окраске, а алюминиево-клеевая технология обеспечивает достаточную жесткость конструкции, вместе с тем кузов получается легким. Производство налажено на дочерней площадке объединения, а на московском заводе происходит финальная сборка. При монтаже цистерны на автомобиль применяется специально разработанная система крепления, которая противостоит крутящим нагрузкам рамы машины. Опять же, при таком креплении удается понизить центр тяжести автомобиля. Хотя максимальная скорость машины и ограничена лимитом в 90 км/ч, пониженный центр тяжести является дополнительным козырем.

Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России
Производство кузовов налажено на дочерней площадке объединения.

В сочетании со спецоборудованием и баком для воды, выполненным из специального пенопропилена, общая масса машины не выходит за рамки 15,5 тонн. В отличие от аналогичной по классу техники, такой, как пожарные цистерны компаний «СТ Авто», НПО «Пожспецмаш» и некоторых других, неметаллические емкости — один из главных козырей машины. Кстати, бак и пенобак отапливаются. Насосная установка оборудована защитным тепло-шумоизолирующим кожухом, благодаря чему вся противопожарная начинка не замерзает в холодное время года. В то же время специальный пластик и алюминиевая структура кузова выдерживают, по отзывам конструкторов, температуру до 700 °C. Стволом-распылителем высокого давления RN-25E, который расположен на крыше модуля АЦ 3,2‑40/4, как и пожарным насосом, можно управлять дистанционно. Лафет, установленный на крыше машины, подает воду на дальность до 70 метров. Такое решение в машине — базовая версия, у конкурентов этот узел встречается опционально. В штатном режиме управление выводится на сенсорную панель, расположенную в торце машины, рядом с насосом. Дополнительно она дублируется в кабине экипажа.

Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России
Для удобства расчета ступени и поручни кабины выдвигаются автоматически.

В ОТСЕКАХ

При проектировке пожарной машины заказчику может быть поставлена техника как с отечественным центробежным насосом, так и с импортным, в основном Rosenbauer. По мнению начальника производства «Спецтехника пожаротушения» Романа Феоктистова, импортные модели, такие как Rosenbauer NH-25, при своевременном обслуживании могут служить до 25 лет. Насос снабжен трехcторонней системой управления. Он может работать в автоматическом режиме, полуавтоматическом, его клапаны будут открываться сжатым воздухом, и полностью в ручном. Автоцистерна оборудована автоматической системой пеносмешения Fix-Mix. Катушка с 60‑метровыми рукавами высокого давления тоже размещена в обогреваемом отсеке.

Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России
Шасси КАМАЗ-43253 ждут своего часа на заводской территории.
Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России
В заднем свесе ставят воздушный ресивер для питания клапанов и задвижек насосной установки.

Машина рассчитана на условия эксплуатации в тесной жилой застройке, об этом говорят дополнительные окна, которые установлены в дверях второго ряда двойной кабины экипажа. Это, конечно, «утяжелило» общую стоимость машины, но комфорт в работе стоит того. Большинство придомовых территорий в российских городах заставлено личным автотранспортом. Да и для бойцов боевого расчета не лишним сразу оценить остановку «за бортом». Тем более когда за спиной пожарного закреплен штатный кислородный баллон. Для удобства расчета ступени и поручни кабины выдвигаются автоматически. Пожарный всегда знает: дверь открыта, ступени есть, вдобавок они фиксируются в открытом положении. Такой узел — отличительная особенность ПО «Спецтехника пожаротушения». Даже у одного из гигантов индустрии, компании «Варгашинский завод ППСО», выдвижные ступеньки не применяются на массовой продукции.

Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России
Лестница, ведущая на верх модуля, складывающаяся.
Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России
Колпаки из спецпластика делают на заводе применительно для каждой модели.

Другой необходимый инвентарь, который в меньшей степени подвержен температурным перепадам, зафиксирован на крыше боевого модуля. Там расположены пожарные лестницы и дополнительные всасывающие рукава. Чтобы их достать, применяется специальный ключ. С разрешения Романа Феоктистова попробовал — у меня получилось безо всякой подготовки, почти с первого раза. Еще из интересных нововведений — лестница, ведущая наверх модуля, складывающаяся. В транспортном положении она утоплена в кузов.

Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России
На крыше боевого модуля пожарные лестницы и дополнительные рукава. Чтобы их достать, применяется специальный ключ.

НЕ ТОЛЬКО НА ПОЖАР

Автоцистерна среднего класса может работать как самостоятельно, так и в составе целой группы техники. В этом случае машина эксплуатируется как насосная установка для работы, как говорят пожарные, «в перекачку». По обоим бортам расположены отсеки для специального инструмента: от банальных лопат, бензореза и огнетушителей и заканчивая пневматическими разжимами-кусачками и перекусывателями дверных петель. Чтобы ничего не забыть из носимого специнструмента, в кабине расположен еще один полезный прибор, который показывает, какой отсек машины не закрыт. Этот электронный сторож не даст запустить двигатель, пока все оборудование не будет собрано и установлено на место, а алюминиевые рольставни не будут опущены.

Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России
Насос снабжен трехсторонней системой управления. Он может работать в автоматическом режиме, полуавтоматическом и ручном.

Вообще, перечень специнструмента настолько широк, что предполагает выезд такого автомобиля не только на пожары, но и для ликвидации крупных ДТП или других чрезвычайных ситуаций.

Если штатного оборудования заказчику покажется маловато, автоцистерну можно дооснастить двухканальной пневматической пеногенерирующей установкой для высотного пожаротушения. Мощный компрессор в режиме работы насосной установки может генерировать пену любого вида: мокрую — для тушения огня, сухую — для защиты соседних объектов от возгорания, или высотную. В этом случает ее можно подать на высоту до 300 метров. Немаловажен и факт производительности пенной смеси. У АЦ 3,2‑40/4 она составляет до 300 л в минуту.

Съездил на завод «Спецтехника пожаротушения»: рассказываю, как делают пожарные машины в России
Катушка с 60‑метровыми рукавами высокого давления размещена в обогреваемом отсеке.

Учитывая, что в пожарной автоцистерне установлено достаточно сложное спецоборудование, встает вопрос о его качественном обслуживании. Не секрет, что силами пожарных расчетов на местах не всегда можно произвести ремонтные или регламентные работы. В связи с этим на заводе начали всерьез подумывать о том, чтобы построить отдельное производство по капремонту главных противопожарных узлов и агрегатов своих машин, чтобы продлить жизнь дорогостоящему оборудованию.

Технические характеристики АЦ 3,2-40/4

Колесная формула4х2
Габариты (длина/ширина/высота)7610/2500/3500 мм
Снаряженная масса10 000 кг
Полная масса15 500 кг
Емкость цистерны для воды3200 л
Емкость пенобака200 л
Объем топливного бака260 л
Двигательдиз., рядный 6-цилиндр. с турбонаддувом, 6700 см3, 210 л. с. при 2500 мин-1, 773 Нм при 1700 мин-1
Боевой расчет1+5
Коробка передачмеханическая, 6-ступ.
Тормозабарабанные
Шины10.00 R20
(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария

  1. Сергей:

    Этот электронный сторож не даст запустить двигатель пока все отсеки не закрыты ,а теперь вопрос : как работает насосная установка которая приводится в работу от двигателя на пожаре когда бойцы открывают отсеки с оборудованием? Если взялись писать статью про пожарные авто так пишите правильно.

  2. Алексей:

    Это та машина, которую в последние годы жизни, выпускали на ЗИЛе в Москве, теперь ЗИЛа нет.

Статьи по теме
Популярное