Top.Mail.Ru
Обслуживание пневмосистемы грузовика и автобуса: за чем нужно следить в первую очередь

Обслуживание пневмосистемы грузовика и автобуса: за чем нужно следить в первую очередь

фото: автора / 05.11.2021
Сжатый воздух является основным источником энергии для тормозной системы грузовиков и автобусов. Чем сложнее пневмосистема, тем более бережного ухода она требует. И важной частью такого ухода является периодическая смена картриджа осушителя. Сегодня рынок предлагает большое разнообразие этих фильтрующих элементов.

Михаил Ожерельев

Атмосферный воздух содержит водяной пар. Причем его количество сильно зависит от региона, времени года, окружающей температуры и даже времени суток: только за день в пневмосистеме с компрессором средней производительности из воздуха может образоваться до 6–12 л конденсата.

Очень важно, чтобы перед поступлением в систему сжатый воздух был специально обработан. За эту миссию отвечает блок осушителя воздуха со сменным элементом — картриджем, которому отведена ключевая роль в удалении влаги из воздуха.

Обслуживание пневмосистемы грузовика и автобуса: за чем нужно следить в первую очередь
Необходимость во внеплановой замене осушителя определяется наличием конденсата в ресивере.

Приобретая новый картридж или осушитель в сборе (в случае выхода его из строя) стоит обратить внимание на код запчасти и ее производителя. Все современные тяжелые грузовики, большие и средние автобусы оснащаются приборами производства WABCO и Knorr-Bremse. По мнению сервисных инженеров, именно этим маркам и стоит отдать предпочтение, чтобы не получить более серьезных проблем в дальнейшем. При этом следует учитывать, что при внешнем сходстве разные модели картриджей, даже в рамках одного производителя, могут отличаться не только формой, креплением, но и внутренней конструкцией. И об этом стоит поговорить подробнее.

Обслуживание пневмосистемы грузовика и автобуса: за чем нужно следить в первую очередь


БЕЛЫЙ, CЕРЕБРИСТЫЙ, ПОЗОЛОЧЕННЫЙ

Самый популярный картридж WABCO, носящий название Essential (англ. «существенный»), можно отличить по белому цвету. Бюджетное исполнение предусматривает в своем составе гранулированный адсорбент и фильтрующий элемент из волокнистого материала — этот набор надежно защищает тормозную систему только от попадания влаги.

Обслуживание пневмосистемы грузовика и автобуса: за чем нужно следить в первую очередь
«Золотой» картридж WABCO оснащен дополнительными фильтрами для улавливания мельчайших частиц масла.

Также WABCO предлагает картридж серебристого цвета. В его внутренности добавлен маслоотделительный фильтр, который служит дополнительным рубежом для масляных аэрозолей, присутствующих в зоне нагнетания компрессора. В серебристом картридже маслоотделительный фильтр установлен на выходе из системы. Это важный технический нюанс: воздух сначала проходит очистку от влаги, и лишь затем удаляется масло. Способ достаточно эффективный, в установленном автопроизводителем сервисном интервале картридж успешно справляется со своей задачей, а далее осушающие свойства быстро теряются, поскольку в гранулят отправляется воздух с масляными аэрозолями.

Обслуживание пневмосистемы грузовика и автобуса: за чем нужно следить в первую очередь
Самый популярный белый картридж WABCO надежно защищает тормозную систему только от попадания влаги.

Еще есть картридж Air System Protector Plus, который из-за характерного цвета в обиходе называют «золотым». Что в нем такого особенного? В корпусе системы размещен дополнительный фильтр на входе. Он отделяет масляные частицы или даже капли перед тем как воздух из компрессора попадает в гранулят. Это позволяет значительно увеличить ресурс всех компонентов многоступенчатого фильтра. Для сравнения: при нормальных условиях эксплуатации картридж белого цвета рассчитан на 1 год работы, ресурс серебристого составляет 2 года, а позолоченного — 3 года. Заметим, что приведенные данные носят справочный характер. В каждом конкретном случае важно сверяться с инструкцией по эксплуатации автомобиля.

Обслуживание пневмосистемы грузовика и автобуса: за чем нужно следить в первую очередь
Интеграция осушителя в блок с регулятором давления и 4‑контурным защитным клапаном улучшает быстродействие системы.

Дополнитель-ный фильтр на входе — существенная, но не единственная особенность решения ASP Plus. На рынке другие производители также предлагают картриджи с масляным фильтром, расположенным на входе. И зачастую они дешевле, чем фильтры WABCO. Многие ошибочно считают, что они идентичны «золотому» картриджу WABCO. Похожи, но не одинаковы! Поскольку в картридж был дополнительно установлен масляный фильтр на входе, а габаритные размеры картриджа не изменились, то в свою очередь это повлекло за собой уменьшение объема гранулята, что негативно сказывается на осушающих свойствах, то есть картридж при тех же размерах сможет через себя пропустить и осушить меньшее количество воздуха. В «золотом» картридже WABCO принято следующее решение: у картриджа есть купольная часть, где располагается прижимная пружина, у белого, серебристого и картриджей других производителей она пустая, у «золотого» картриджа WABCO она заполнена гранулятом, и тем самым в нем увеличен общий объем гранулята. Кроме того, WABCO применяет гранулят двух фракций — крупной и мелкой, что позволяет лучше впитывать влагу и работать с большим количеством воздуха; соответственно, осушающие свойства его намного выше, чем у всех аналогов.

Обслуживание пневмосистемы грузовика и автобуса: за чем нужно следить в первую очередь
Регулятор давления задает периодичность регенерации осушителя.

Стоит добавить, что «золотой» картридж способен защитить тормозную систему даже при сверхнормативных выбросах масла. Эксплуатировать транспортное средство в таких условиях нельзя, но это может дать время водителю доехать до сервиса и поставить машину на ремонт.

КАК ЗАМЕНИТЬ КАРТРИДЖ

Замена фильтрующего элемента осуществляется достаточно просто. Сначала необходимо вывернуть патрон (обычно достаточно усилия рук) и удалить старую прокладку. Далее нужно внимательно осмотреть отработавший картридж на предмет наличия в нем масла и твердых частиц — все это укажет на необходимость ремонта компрессора или блока подготовки. Если ремонт не произвести, новый картридж прослужит совсем недолго. Также при обслуживании стоит сразу проверить работоспособность нагревательного элемента осушителя. В российских условиях он зачастую выходит из строя по причине окисления контактов термодатчика и подводящей электропроводки.

Обслуживание пневмосистемы грузовика и автобуса: за чем нужно следить в первую очередь

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное