
Опытный сервисный специалист подтвердит: к зимней эксплуатации нужно готовить любой автомобиль, даже совершенно новый. И если вы не сделали этого раньше, не поздно наверстать упущенное даже в феврале.
Александр Трохачев
Люди не рождаются с багажом знаний на все случаи жизни, а приобретают их постепенно. Так и в случае с автомобилями: можно владеть транспортным средством много лет, и постоянно узнавать что-то новое и полезное.
Самая большая головная боль автомобилиста – пуск холодного двигателя в сильные морозы. Кто-то использует для этого «пускач» или бустер, кто-то «прикуривает» от аккумулятора другого автомобиля или пробует оживить мотор с толкача. Все это крайние меры, ничего хорошего для АКБ не сулящие. Самый правильный вариант – эксплуатировать хорошо заряженный источник питания и не допускать его глубокой разрядки. Если автомобиль стоит какое-то время без движения, нужно периодически его заводить и прогревать на холостом ходу. Генератор при этом задействован, и процесс зарядки идет, независимо от того, стоит автомобиль или едет. По-хорошему, капитально севший аккумулятор нужно снимать и ставить на медленную зарядку на ночь, а то и на сутки в теплом, хорошо проветриваемом помещении. А иначе самое время вспомнить слова главного героя художественного фильма «Берегись автомобиля» : «Со старым аккумулятором – это не жизнь».

Бывает и так, что возрастная АКБ не держит заряд и быстро «выдыхается». Здесь периодическая подзарядка – все равно, что мертвому припарки. Скупиться не нужно, есть смысл потратиться на новую батарею, которая послужит вам верой и правдой в течение трех-пяти лет. Но даже и работающую АКБ нужно беречь: держать клеммы сухими и чистыми, не допускать попадания влаги на верхнюю часть, не вымораживать батарею долгим простоем. Во время прогрева и движения важно не использовать одновременно много потребителей электроэнергии – генератор может не выдержать нагрузки. Опытный автомобилист никогда не будет задействовать одновременно «джентльменский набор» в виде «противотуманок», «музыки», подогрева сидений и руля, обогрева заднего стекла и мощного обдува ветровика, а также дополнительных устройств через тройник в гнезде прикуривателя: холодильника, кофеварки, зарядки смартфона или планшета.
К слову, пуск двигателя зимой станет легче, если владелец использует сезонное моторное масло, рекомендованное производителем. На период холодов следует заливать менее вязкое моторное масло, не забыв при этом сменить масляный фильтр. Скажем, если летом ваш авто работал на масле с маркировкой 15W40 или 10W40, то в холода целесообразнее выбрать продукт с вязкостью на пять единиц меньше: 10W40 или 5W40, а если есть допуск завода-изготовителя – то и 0W40.

Про качественное топливо распространяться не буду: заправляться лучше всего только на проверенных АЗС, и хорошо бы воздержаться от использования канистр, металлических бочек и других кустарных емкостей. Если подошло очередное ТО со сменой топливных фильтров, экономить на данной операции ни в коем случае нельзя – в итоге выйдет себе дороже. Никогда не поздно провести осмотр свечей зажигания и при необходимости удалить нагар металлической щеткой. Не поленитесь проверить бортовую электропроводку, сконцентрировав внимание на контактах и соединениях – там не должно быть грязи, масла, окислов и налета. При их наличии лишние образования нужно удалить и обработать проблемные места влагоотталкивающими составами в баллончиках.
На зимний период можно покрывать фары специальной защитной пленкой, которую по весне не составит труда снять. Дверные замки и замок капота, петли, уплотнители следует обработать специальными составами, тогда и проблем в холода не возникнет. Морозы могут доставить неприятности с внешними световыми приборами, а это важная составляющая безопасности. В связи с этим бывалые автомобилисты предпочитают возить с собой про запас несколько разных лампочек. Это в городе или пригороде можно найти лампы в магазине запчастей. А где их взять в загородном поселке, на лесной дороге, вдали от оживленных шоссе?

Еще один неотъемлемый компонент безопасности – автомобильная «обувь». Для холодного времени года мало использовать зимнюю резину нужной размерности, важно еще подобрать ее с учетом доминирующих условий эксплуатации. Допустим, для больших городов с преимущественно ровным рельефом сгодятся и всесезонные «липучки», а для загородных трасс без шипов на зимней резине – никуда. Специалисты напоминают, что при использовании шин All Season остаточная глубина протектора должна быть не меньше 80% от исходного. В противном случае по факту вы получите худшее сцепление шин с дорожным полотном, увеличенный тормозной путь, повышенный риск заноса и потери управляемости даже при прямолинейном движении. Для коммерческого автотранспорта на ведущей оси желательно использовать шины с блочным рисунком протектора, а в запасе – иметь цепи противоскольжения. С ними можно не только преодолеть участок глубокого снега, но и взобраться в горку, когда под ведущими колесами настоящий «каток». Полезно хотя бы иногда проверять давление воздуха в шинах, поскольку в морозы оно может упасть ниже нормы. Зимой на раме и ходовой части грузовика намерзает огромное количество льда и снега. На одиночном автомобиле излишек может весить до 500 кг и больше, а на автопоезде – до двух тонн! А связи с этим важно не перегружать транспортное средство: во-первых, можно получить штраф на весовом контроле. А, во-вторых, конструкция осей и подвеска могут не выдержать и сломаться.

Какой бы «зубастой» и «шипастой» ни была резина, очень важно двигаться со скоростью, адекватной погоде и состоянию дорожного покрытия. И, конечно, по умолчанию и в населенных пунктах, и на трассе важно держать безопасную дистанцию и интервал. Парковаться тоже нужно с умом, рассчитывая покинуть место стоянки без посторонней помощи. А если приходится ожидать кого-то в машине с работающим двигателем, нужно следить за тем, чтобы выхлопные газы не попадали в салон. При игнорировании этого правила можно получить отравление угарным газом со всеми вытекающими последствиями.
Зима 2022 года выдалась такой снежной, что в ряде областных и районных центров не проехать даже во дворах. Снег банально не убирают, а под ним, как правило, голый лед. Опять же опасно ставить машину у зданий, с крыш и карнизов которых может сойти снег или упасть ледяная глыба.
Если вы не слили воду в бачке стеклоомывателя и не заменили ее «незамерзайкой», обязательно проведите эту процедуру. В противном случае вам не видать чистого стекла и всего, что за ним происходит снаружи. Для этого необязательно ожидать наступления оттепели – достаточно заехать на мойку или в теплый бокс на СТО. И жидкость берите на спиртовой основе не абы какую «придорожную», а фирменную, с гарантией качества. Бодяжить ее даже с заверением высокого порога морозостойкости (если это только не концентрат), не рекомендуется. Реалии таковы, что заявленные большинством поставщиков «серой» продукции градусы никогда не соответствуют реальности. Скажу на своем примере: купил «незамерзайку» с порогом до –30 ˚С, а она капитулировала уже при –10 ˚С. Приобретать жидкость с гарантией не замерзания на уровне –15–20 ˚С вообще нет никакого смысла: по сути, в российских реалиях это выброшенные на воздух деньги. Ради чистоты ветрового стекла разумно поставить новые щетки стеклоочистителей. Вообще-то их рекомендуется менять раз в полгода или хотя бы по мере износа.

Хозяевам грузовиков не лишне проверить работоспособность автономного отопителя, без которого зимой вообще не жизнь. В северных районах страны на коммерческом транспорте нелишне утеплить заднюю стенку кабины, а на легковых – использовать утеплитель на решётке радиатора. Кусок картона в таком случае – далеко не лучший выход: этот материал держится плохо, быстро намокает и не всегда эффективно отсекает набегающий поток воздуха. Лучшее решение – использовать чехол из кожзама с открываемыми секциями на ремнях или липучке. К слову, бытует заблуждение относительно того, что зимой нельзя включать кондиционер. Как раз наоборот: периодически это нужно делать, в противном случае в системе скопится много бактерий.
Умный автомобилист не станет эксплуатировать зимой автомобиль с изношенными тормозными дисками и стертыми чуть ли не до заклепок колодками. Бравурная фраза «тормоза придумали трусы» в данном случае неуместна: с безопасностью не шутят. По-хорошему, для эксплуатации в зимний период важно самостоятельно или с помощью специалистов сервисного центра проинспектировать состояние антифриза и жидкости ГУР. Владельцам среднетоннажных и крупнотоннажных коммерческих автомобилей опытные сервисмены рекомендуют чаще сливать конденсат из ресиверов и очищать фильтры-влагоотделители. Перед началом затяжных холодов не поздно залить в пневмосистему 50 граммов тосола, а на технике с большим пробегом такую операцию до наступления тепла можно повторить: лишней такая процедура не будет.
И еще один пунктик из советов бывалых, не имеющий отношения непосредственно к технике. Зимой можно на неопределенное время застрять на безлюдной дороге, на несколько часов встать в пробку или надолго остаться вдали от цивилизации. На этот «пожарный случай» важно возить с собой продукты питания с большим сроком хранения и иметь под рукой питьевую воду. Идеальный НЗ включает в себя печенье, шоколад, сухари, мюсли, сухофрукты, орехи. На время поездки можно брать с собой вымытые фрукты, вафли, конфеты. А еще важно иметь сухое горючее и «всепогодные» охотничьи спички – обычно такие продают отдельно, но есть они и в сухпайках. Это, кстати, вообще идеальный вариант на непредвиденный случай.
Подписка на рассылку материалов Автопарка
Редакция рекомендует:

Это похоже подросток сочинял.
На счет «незамерзайки» улыбнуло. Ни разу не столкнулся с обманом при покупки ее на обочине. А вот при покупке дорогой в магазине постоянно замерзает намного раньше указанной температуры и имеет запах такой, что глаза слезятся.