Top.Mail.Ru
Самые страшные аварии Формулы-1

Самые страшные аварии Формулы-1

13.07.2016
Формула-1 – это не только захватывающие баталии на запредельных скоростях и брызги шампанского на подиуме. В истории «Королевских автогонок» было немало трагических моментов

Алексей Юрцов

Гран-при Монако 1955 г.

Альберто Аскари, Lancia

Двукратный чемпион мира Альберто Аскари - первый пилот, которому удалось выиграть два мировых чемпионата гонок Гран-при. 

Самые страшные аварии Формулы-1

После пары победных сезонов, в 1954-1955 гг. Аскари прибывал в глубокой тени пилотов Mercedes. «Серебряные стрелы» Фанхио и Мосса имели столь же подавляющее преимущество, как сегодня Хэмилтон и Росберг. Лишь изредка Альберто и его коллегам по «итальянскому легиону» удавалось навязать им борьбу. В Монако-55 был как раз такой случай. В квалификации Аскари удалось показать одно время с выигравшим поул Фанхио.

Самые страшные аварии Формулы-1

В гонке, правда, он оказался бессилен перед скоростью болидов Mercedes. Зато когда оба их пилота сошли, Альберто возглавил пелотон. Но лидерство его не продлилось и круга. В шикане на набережной, которая тогда была куда более скоростной, чем сегодня, Lancia D50 Аскари пробила отбойник и рухнула в море.

Самые страшные аварии Формулы-1

Автомобиль тут же затонул (со дна его достали только вечером с помощью крана), сам Альберто благополучно выплыл, отделавшись лишь переломом носа, но сокрушался, что утопил свой счастливый шлем...

Самые страшные аварии Формулы-1

Шлем видимо и правда был счастливым. Через четыре дня после купания в Монако, впервые сев за руль в другом шлеме, Альберто Аскари погиб на банальных тестах в итальянской Монце.

Самые страшные аварии Формулы-1

Зрелищная же авария итальянца с купанием в порту Монако 11 лет спустя была воссоздана американским режиссером Джоном Франкенхеймером в эпизоде знаменитого художественного фильма «Гран-при» с Джеймсом Гарднером и Ивом Монтаном в главных ролях.

 

Гран-при Италии 1961 г., Монца

Вольфганг фон Трипс, Ferrari

Еще в детстве, гуляя по парку своего графского замка Хеммербах, маленький Вольфганг встретил цыганку, которая напугала мальчика, нагадав ему страшную смерть в ужасной катастрофе. Вот и не верь после этого в судьбу…

Самые страшные аварии Формулы-1

Трагедия, разыгравшаяся в Монце 10 сентября 1961 г., стала самой страшной в истории гонок чемпионатов мира Формулы-1. В тот день в Королевском парке немецкий граф Вольфганг Берге фон Трипс вполне мог досрочно, за этап до окончания чемпионата, стать первым немецким чемпионом мира. Десятки тысяч итальянских тиффози с нетерпением ждали победы пилота Ferrari. Однако вместо радости триумфа красная Ferrari фон Трипса принесла на трибуны смерть...

Самые страшные аварии Формулы-1

Самые страшные аварии Формулы-1

На втором круге гонки после контакта на задней прямой перед «Параболикой» с Lotus Джима Кларка, Ferrari немца вылетела с трассы прямо в толпу зрителей. Эта авария унесла жизни 14 болельщиков и самого Трипса.

Самые страшные аварии Формулы-1

 

Гран-при Германиии 1976 г., Нюрбургринг

Ники Лауда, Ferrari

Как и монакское купание Альберто Аскари в 1955-м, знаменитая авария Ники Лауды на «Северной петле» Нюрбургринга позднее была воссоздана в художественном фильме Rush («Гонка») о противостоянии австрийца с Джеймсом Хантом. Пусть и с некоторыми оговорками, но этот фильм достаточно точно отражает события 1976 года и воссоздает картину аварии, сыгравшую значительную роль не только в жизни самого Лауды, но и в истории всей Формулы-1.

Самые страшные аварии Формулы-1

Пять побед в девяти первых гонках сезона-76 сделали Лауду без пяти минут двукратным чемпионом мира. Однако вылет с еще мокрой от недавнего дождя трассы в скоростном повороте, разделили жизнь Лауды на «до» и «после». Ударившись об отбойник Ferrari австрийца вспыхнула.

Самые страшные аварии Формулы-1

Выбраться из машины самостоятельно Лауда не мог. А маршалов на длинном 22-километровом кольце «зеленого ада» в то время было немного, им было не успеть к полыхавшей словно факел машине. Ники так и сгорел бы в своей Ferrari, как сгорел в 1967-м в алом автомобиле в Монако Лоренцо Бандини, если бы не проворство Артуро Мерцарио и Бретта Лангера, вытащивших Лауду из огня, навсегда оставившего ужасные следы не только на лице, но и на душе австрийца.

Самые страшные аварии Формулы-1

Самые страшные аварии Формулы-1

Едва не сгорев в Нюрбурге, всего через месяц с небольшим Лауда вернулся за руль в Монце, чтобы продолжить борьбу за тутул с Хантом, а затем добровольно отказался от нее на последнем этапе в Японии. У подножия Фудзиямы Ники остановил машину в боксах Ferrari, посчитав, что гоняться под проливным дождем смертельно опасно.

Самые страшные аварии Формулы-1

И хотя через год Лауда все же  выиграл свой второй титул в Ferrari, Коммендаторе Энцо так и не простил ему этого японского малодушия, стоившего Scuderia победы в чемпионате мира 1976 г.

Фото автора и Алексея Заболотнова

Чебоксарский завод «Промтрактор» вызывает, с одной стороны, ностальгию по временам, когда машиностроение в нашей стране было в особом почете, и с другой — гордость за то, что и сейчас в России, несмотря ни на что, умеют делать первоклассные бульдозеры, которые охотно берут и у нас и во многих странах мира.

Пресс-тур, организованный осенью этого года, предусматривал знакомство с историей ОАО «Промтрактор», особенностями производства бульдозерной техники, а также с последними разработками завода в этом направлении. История одного из крупнейших тракторостроительных предприятий Советского Союза началась в 1971 году, когда Правительство СССР приняло решение об организации отечественного производства мощных промышленных тракторов на Волге в связи с освоением природных ресурсов Сибири и Казахстана, ростом мелиоративных работ и развитием топливно-энергетической и горнодобывающей отраслей.

Самые страшные аварии Формулы-1

Бульдозер ЧЕТРА Т11 02СП — новинка 2013 года

Строительство Чебоксарского завода промышленных тракторов (ЧЗПТ) началось 12 января 1972 года, а его первый корпус вступил в строй 30 декабря 1974 года. 25 октября 1975 года из ворот завода-гиганта, рассчитанного на выпуск более 2 тыс. тракторов, вышел первенец — 330-сильный трактор Т-330, разработанный инженерами Челябинского тракторного завода. Именно этот день стал отмечаться как день рождения предприятия. Трактор с порядковым номером 1000 ЧЗПТ собран 1 сентября 1982 года.

Самые страшные аварии Формулы-1

На этот трактор установлен дизель Ярославского моторного завода

В 1992 году завод был приватизирован путем его преобразования в акционерное общество открытого типа, названное «Промтрактор». В 1996 году пакет акций ОАО «Промтрактор» был приобретен Михаилом Болотиным, и это послужило первым шагом к созданию машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы» (Machinery @ Industrual Group N.V.), сегодня одного из крупнейших российских холдингов, в управлении которым находится более 20 предприятий, расположенных в 10 субъектах Российской Федерации (Москве, Алтайском, Красноярском краях, Волгоградской, Владимирской, Курганской, Липецкой областях, Чувашской, Карельской и Мордовской Республиках), а также в Дании, ФРЕ, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине.

Продукция ОАО «Промтрактор» реализуется через специализированную торговую компанию ОАО «ЧЕТРА — Промышленные машины», бренд «ЧЕТРА» зарегистрирован в качестве торговой марки российской техники промышленного, дорожно-строительного и лесозаготовительного назначения.

Самые страшные аварии Формулы-1

Главный конвейер — место рождения различной техники

ОАО «Промтрактор» — единственный в России и странах СНГ завод, входящий в четверку мировых предприятий — лидеров по производству тяжелой бульдозерно-рыхлительной и трубоукладочной техники. В состав завода входят механосборочное, прессово-сварочное, механообрабатывающее, инструментальные и литейное производства, а также опытно-механический завод.

Ряд выпускаемых по заказу покупателей машин чрезвычайно широк и насчитывает 40 базовых моделей и свыше 500 модификаций. Вся техника сертифицирована на соответствие европейским стандартам организацией TUV Rheinland InterCert. При изготовлении тракторов применяются комплектующие ведущих западных фирм: Cummins (США), Ebershpeher (ФРГ), AKG (ФРГ), Bosch (ФРГ), Saurer-Danfoss (ФРГ-Дания). В сотрудничестве с ведущими машиностроительными компаниями, такими как Yamazaki Mazak Corp., ведется активное обновление основных производственных фондов.

Самые страшные аварии Формулы-1

Главной целью посещения Чебоксарского тракторного гиганта (его площадь составляет 16 га) было ознакомление с процессом производства бульдозеров и последними новинками завода в этой сфере.

Кстати, слово «бульдозер» в конце 19 века означало револьвер большого калибра. Позднее «бульдозером» стали называть любую серьезную силу, способную что-либо протолкнуть, и только в 20-х годах прошлого века это обозначение стали связывать со строительными гусеничными машинами и то, скорее, в виду их больших размеров и производимого шума. Причем, это название было ничем иным, как прозвищем.

Сегодня без бульдозеров с маркой «ЧЕТРА» не обходится ни одно строительство крупных объектов современности. Примеров тому много. Это и прокладка трубопроводов на трассе Восточная Сибирь — Тихий Океан, и освоение нефтяного промысла «Сахалин-2», создание трубопроводных магистралей «Голубой поток», «Ванкор-Пурпе», «Починки-Грязовец» и др. Можно по праву гордиться тем обстоятельством, что российская техника «ЧЕТРА» широко востребована и за рубежом: в Австралии, Египте, Индонезии, Мозамбике, Сирии, Южной Корее.

О том, что бульдозеры в настоящее время являются главной составляющей в производственной программе предприятия, наглядно говорит статистика. За 9 месяцев 2013 года среди 342 единиц техники, покинувших заводские ворота, бульдозеров было 303, трубоукладчиков — 20, экскаваторов — 18, погрузчиков — 1. Всего в этом году планируется выпустить свыше 500 ед. строительной техники, из которых 432 будут бульдозеры разных типов. Еще недавно годовой объем продукции завода достигал 1 тыс. ед., но сегодня ситуация иная.

Самые страшные аварии Формулы-1

В этом году ОАО «Промтрактор» начал выпускать экскаваторы

Сборочное производство с главным конвейером, пожалуй, самый интересный объект на пути нашей экскурсии. На одной металлической ленте собирают и бульдозеры всех основных моделей и трубоукладчики. Когда заказов много, она медленно двигается от поста к посту. В день посещения завода конвейер не работал, и сборка машин велась по стапельному способу, просто передвижение тяжелой длинной ленты требует немалых энергозатрат, и когда можно их экономят.

Первый шаг к готовому трактору — установка на спецкронштейны рамы весом 1,5 т с двумя мощными лонжеронами, соединенными между собой в задней части корпусом трансмиссии. Далее устанавливают опоры и шарниры трактора, к которым затем прикрепляют гусеничные тележки трактора. Шарнир снабжается смазкой на весь срок службы машины. Для защиты оператора в случае, если произойдет опрокидывание трактора, на раме закрепляют мощный защитный кронштейн.

Самые страшные аварии Формулы-1

Установка бортовой передачи бульдозера

На тракторы устанавливают дизели отечественного (ЯМЗ) или зарубежного производства (Cummins), унифицированную в пределах семейства бульдозеров кабину, элементы гидравлической системы, органы управления. Для обеспечения сборочного процесса сборочные единицы максимально укрупнены и подсобраны на отдельных участках.

Все сборочные единицы поступают на конвейер окрашенными. Мы познакомились с работой окрасочного комплекса, применяющего самую современную технологию порошкового нанесения покрытия. Для строительной техники качество покраски имеет особое значение, в течение многих лет она работает порой в экстремальных природно-климатических условиях. Особое значение качественная покраска имеет и с точки зрения конкурентоспособности машин на внешнем рынке.

Оставила серьезное впечатление чистота в цехе окраски. Очистка фильтрационных систем в нем происходит каждые три часа. Перед покраской все детали проходят промывку в парогенераторах, а затем подвергаются дробеструйной очистки литой дробью. Покраску порошком с помощью распылителей производят вручную в специальной камере, после чего детали перемещают в электрическую печь, где краска подвергается спеканию при температуре 200 °С, образуя прочную антикоррозионную защиту поверхности металла. Остывшие детали отправляют на сборку машины.

Самые страшные аварии Формулы-1

Ответственные операции доверяют опытным сборщикам

Сборка трансмиссии включает установку коробки передач, бортовых редукторов и гидротрансформатора. Собранный агрегат поступает на главный конвейер после цикла испытаний и окраски.

Собирать на одном конвейере десятки моделей тракторов и сотни их исполнений помогает высокая степень унификации конструкций и наличие быстропереналаживаемого производственного оборудования. Ввиду значительной массы большинства деталей перемещают их в механообрабатывающем цехе на специальных электрических тележках — робокарах, внедренных в производственный процесс еще в советские времена. Они передвигаются от станка к станку без участия человека, в задачу которого входит перемещение детали по направляющим к станку и снятие ее со станка после окончания обработки.

Силовой агрегат также подсобирают отдельно, вне главного конвейера. Вначале на двигатель закрепляют упругую муфту, передающую крутящий момент от коленчатого вала блоку трансмиссии, затем силовой агрегат комплектуют некоторым навесным оборудованием.

Самые страшные аварии Формулы-1

Робокар в автоматическом режиме перевозит деталь от одного станка к другому

Особое внимание на конвейере уделяют качественному закреплению кабины на гидроопорах. Кабина поступает на сборку дополненная стеклопакетами, с шумоизоляцией и установкой кондиционирования воздуха. Часто в кабине устанавливается холодильник, магнитола, сиденье оператора соответствует жестким требованиям, предъявляемым покупателями к комплектующим, отвечающим за комфортные условия работы оператора.

После заправки эксплуатационными жидкостями на тракторы надевают гусеницы, здесь важнейшим инструментом рабочего становится тяжелая кувалда. Навесное оборудование (бульдозерный отвал, рыхлитель) устанавливают уже на собранном тракторе, на отдельном участке.

После завершения экскурсии по заводу у журналистов появилась возможность познакомиться с последними разработками заводских конструкторов. Остановимся подробнее на двух из них.

Самые страшные аварии Формулы-1

Перегрузка детали с робокара на станок — операция, которая производится рабочим вручную

Бульдозер ЧЕТРА Т11 02СП, впервые показанный специалистам в 2013 году, бесспорно самая технически совершенная модель в гамме чебоксарских бульдозеров. Главные особенности машины — применение на ней системы нивелирования Leica Power Grade и гидрофицированного поворотного отвала. Бульдозер, укомплектованный гидростатической трансмиссией с системой нивелирования, имеет большую производительность и снижает эксплуатационные затраты при любых земляных работах. В особенности весомый эффект достигается при строительстве дорожного полотна и при работах по поддержанию магистралей в хорошем состоянии. Новый бульдозер, как показала практика, вполне может теперь работать как грейдер.

В состав системы нивелирования Leica входят устройства, способные по сигналам, полученным со спутников GPS/ГЛОНАСС и от базовой станции, определить положение бульдозера и кромки  его отвала относительно проектного задания. В автоматическом режиме компьютер корректирует положение отвала в соответствии с заданием на проведение работ. Точность корректировки по сигналам  GPS/ГЛОНАСС достигает 2-3 см по высоте и 1-2 см в плане. Она достоверно подтверждается многими интересными экспериментами. В частности, отвал раскалывает куриное яйцо, находящееся в рюмке, не повреждая саму хрустальную рюмку.

Реализация преимуществ системы нивелирования была бы невозможна без достаточно высокой курсовой устойчивости бульдозера. Модернизированный трактор Т11 СП этим качеством обладает. Благодаря удлинению рамы и всей ходовой системы, оснащению широкими гусеницами, позволившими существенно снизить удельное давление на почву, а также установке гидростатической трансмиссии машина прекрасно показала себя при испытаниях на сыпучих и влажных грунтах, а также на крутых  подъемах и спусках, обеспечивая большую скорость и точность выполнения бульдозерных работ. Скоро начнутся приемочные испытания нового бульдозера.

Самые страшные аварии Формулы-1

Один из самых крупных бульдозеров завода — ЧЕТРА Т35

Появление другой интересной новинки у завода неслучайно. Можно сказать, что разработать подобный бульдозер, получивший обозначение Т-6, просили заводских инженеров сами эксплуатационники. Им очень хотелось иметь достаточно мощную, 100-сильную и при этом легкую, компактную и доступную по цене современную машину, аналогичную тем, что уже присутствуют на рынках США и Японии.

Демонстрация трактора Т-6 (пока — концептуального) показала, что машина получилась удачной и может с успехом пополнить модельный ряд ЧЕТРА. Она снабжена 100-сильным надежным дизелем Л-41СИ-03 Алтайского тракторного завода, уже хорошо зарекомендовавшим себя в различных климатических зонах России. Работает дизель вместе с гидростатической трансмиссией производства завода «Пневмостроймашина». Управление трансмиссией осуществляется от компьютера с программным обеспечением. Как и большинство комплектующих этого трактора, система управления также российского производства и хорошо показала себя на испытаниях. Имеет новинка и оригинальную особенность: прямой поворотный гидрофицированный отвал, складывающийся по бокам. Благодаря этому бульдозер легко помещается в кузов самосвала Камского автозавода модели 65117, и его можно перемещать в пределах города, не прибегая к помощи автопоезда.

Самые страшные аварии Формулы-1

Уникальное оборудование обрабатывает крупные детали с высоким качеством и требует высокой культуры производства

Другая особенность отвала — возможность его поворота вправо или влево, что превращает бульдозер в планировщик. Эксплуатационная масса Т-6 — 9,4 т. Емкость отвала — 2,54 м3. Скорость движения вперед/назад — 10 км/ч. Удельное давление на грунт — 0,41 кгс/см2. Габариты: 5072х2990х2610 мм.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное