Top.Mail.Ru
Российский рынок комтранса: накануне пандемии

Российский рынок комтранса: накануне пандемии

фото: автора / 09.04.2020
Главной страшилкой минувшего года стало повышение ставок утилизационного сбора с 1 января 2020 года. Правда, эта новость пришла в декабре и существенного влияния на итоги продаж не оказала.

Александр Трохачёв

По данным аналитического агентства «Автостат», в 2019 году сбыт новых грузовых автомобилей в России составил 80,7 тыс. шт., что на 2 % меньше значений 2018‑го. Спрос на новые LCV остался на уровне предыдущего года: реализовано 112,2 тыс. шт. Продажи новых автобусов за 12 месяцев 2019 года достигли 13,8 тыс. шт., что на 6,3 % выше значений годичной давности.

Российский рынок комтранса: накануне пандемии

ГРУЗОВАЯ ЛИХОРАДКА

Рынок новых грузовиков на протяжении 12 месяцев 2019 года лихорадило. Сезонные взлёты и падения лишали экспертов возможности сделать точный прогноз единичных и  корпоративных продаж, и интрига сохранялась вплоть до конца декабря. По большому счёту мощные экономические стимулы для стабилизации и роста продаж грузовых автомобилей отсутствовали.

«Подножку» спросу поставил ряд внешних факторов, включая невысокий уровень мировых цен на нефть. Напрямую влияние оказали экономические санкции США и Евросоюза, косвенно — торговая война США и Китая. Ложку дёгтя внесли и внутренние факторы. Платёжеспособный спрос был «торпедирован» повышением НДС с 18 % до 20 %, повышением акцизов. Взлёт цен на топливо и энергоносители проходил на фоне отсутствия роста доходности предприятий и снижения платёжеспособности населения. Среднегодовая цена дизтоплива выросла на 6,4 % и достигла 46,8 руб. за литр.

За год среднегодовая численность рабочей силы в экономике РФ сократилась на 650 тыс. человек (-0,9 %). Количество малых предприятий уменьшилось на 26,6 тыс. (-10,6 %). Средних предприятий за год стало меньше на 1,8 тыс. (-9,6 %). Средний возраст грузового автопарка увеличился на 0,5 % и отмечен значением 20,7 лет.

Были и положительные моменты. Объём импорта-2019 вырос на 0,7 % и достиг 224,2 млрд USD. Годовой оборот розничной торговли увеличился на 1,6 % и составил 30 058 млрд руб. Грузооборот автотранспорта за это время прибавил 6,1 % и достиг значения 250,5 млрд т-км.

По данным агентства Russian Automotive Market Research, за 12 месяцев 2019 года ёмкость российского рынка новых грузовых автомобилей составила 497,8 млрд руб. (+6,2 % к 2018 году). Средневзвешенная цена на новую технику выросла на 8,2 % и составила 6 218 666 руб. Самый большой рост средней цены (более 15 %) был отмечен по технике брендов «Урал» и Isuzu.

Отгрузки новых тяжёлых грузовиков (>16 т) в январе-декабре 2019 года снизились по отношению к уровню 2018 года на 1 % и составили 61,1 тыс. шт. вместо 61,7 тыс. шт. годом ранее. Сбыт среднетоннажников просел на 5 % и зафиксирован на уровне 19,5 тыс. шт. (годом ранее — 20,6 тыс. шт.). На фоне роста продаж оте-чественных грузовиков заметно просел спрос на технику ведущих зарубежных брендов, и прежде всего — европейского производства. Пять из семи брендов EU7 по отношению к продажам 2018 года оказались в минусе. Плюс зафиксирован только у Iveco и Renault Trucks. Итальянских грузовиков продано на 63 шт. больше (+5 %), французских — на 257 шт. (+26,7 %). И это замыкающие списка! А в совокупном итоге европейские грузовики недобрали до уровня 2018 года 2227 шт. (-8 %). Падение оказалось бы куда значительнее, если бы не новость о введении повышенных ставок утильсбора. Импортёры бросились скупать и выгребать складские запасы в Европе, но не все успели ввезти автомобили через границу…

Лучший финансовый результат в отчётном периоде показал КАМАЗ. Доход от продаж грузовиков лидера рынка составил 151 млрд руб. Второе место по финансовым показателям у Scania: продажи автомобилей в денежном выражении вылились в 58,4 млрд руб. В первую тройку вошёл и Volvo Trucks с результатом 57,6 млрд руб. При этом по количественным показателям скандинавский бренд только на четвёртом месте, а «серебро» – у марки ГАЗ.

Российский рынок комтранса: накануне пандемии

Среди региональных рынков самые большие сборы за проданные новые грузовики отмечены в Московской области: 48,5 млрд руб. Столица РФ реализовала большегрузов и среднетоннажников почти на 42 млрд руб., а Республика Татарстан — на 32 млрд руб. Лидером роста по объёму продаж в топ-20 стала Тюменская область: +63,3 %.

ПЛЮС ТОПЛИВНЫЙ ФАКТОР

На сбыт новых LCV оказывали влияние те же факторы, что и на сбыт грузовиков. Были и другие. Так, стоимость бензина АИ-92 за 12 месяцев 2019 года поднялась на 2,2 % и зафиксирована на уровне 41,9 руб. за литр. Среднегодовой курс USD составил 64,7 руб. за доллар США, что эквивалентно 3 %‑ному росту. Европейская валюта претерпела понижающую корректировку: 72,5 руб./евро (-1,9 %). А вот среднегодовая цена нефти Brent упала на 9,1 %, до $65 за баррель.

В январе-декабре 2019 года средневзвешенная цена на новые LCV выросла по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 10,4 % и составила 1 554 347 руб. Ёмкость рынка увеличилась на 8,6 % и превысила 184,5 млрд руб. Лидером финансового роста стал ГАЗ: его дилеры продали новых LCV на 73,6 млрд руб. (+23 %). На втором месте Ford, продажи которого в денежном выражении составили 26,8 млрд руб. (+25,8 %). Первую тройку замкнул Volkswagen с финансовым результатом 21,4 млрд руб. (+3,3 %). За пределами топ-10 оказались Citroёn, Isuzu, Hyundai, Renault, ВИС и другие.

Максимальная финансовая ёмкость рынка новых LCV достигнута в Москве — 32,9 млрд руб. Второй результат у Московской области (16,0 млрд руб.), третий — у Санкт-Петербурга (11,7 млрд руб.).

По итогам продаж-2019 рынок LCV остался практически без изменений: реализовано 112,2 тыс. новых автомобилей против 112,1 тыс. шт. годом ранее. Формально рост на рынке РФ отмечен четвёртый год подряд, а фактически рост остановился. И до рекордного 2014‑го с объёмом в 140,8 тыс. шт. ещё далеко, как пешком до Луны. Пальма первенства по-прежнему досталась марке ГАЗ: 45 % от всех продаж. В штучном выражении это 50,7 тыс. автомобилей (+31  % к 2018 году). Несмотря на падение в 3,7 %, второе место сохранил УАЗ с показателем в 17,3 тыс. шт. «Бронзу» взял Ford с результатом 13 тыс. шт. (+13 %).

В первую пятёрку по итогам-2019 вошли Lada (11,1 тыс. шт.; +3,4 %) и Volkswagen (5,7 тыс. шт.; +3,5 %). В топ-10 самый высокий рост у Hyundai (+28,4 %). Снижение рынка зафиксировано у Citroen –1 %) и Mercedes-Benz –56,5 %). Рейтинг моделей возглавляет ГАЗель Next с показателем сбыта 29,3 тыс. шт. (+3,5 %). На неё пришлось более четверти всего рынка новых LCV в России (26 %). Пик популярности среди иностранных моделей пришёлся на Ford Transit: 12,6 тыс. шт. (+17,1 %). Следом идет ГАЗ-3302 (10,8 тыс. шт.; –1,8 %), затем — фургон Lada Largus VU (9,3 тыс. шт.; +3,5 %). Замыкает пятёрку лидеров УАЗ-3909 (8,2 тыс. шт.; –3,9  %). Таким образом, половина моделей в топ-10 имеет положительную рыночную динамику. Наибольший рост достигнут моделью ГАЗ-3221 (+34,9 %), а самое сильное падение отмечено у полноприводного УАЗ-2206 (–13,8 %).

Российский рынок комтранса: накануне пандемии

Ситуацию на рынке новых LCV частично проясняет и положение на рынке подержанной техники. За минувший год средневзвешенная цена на малотоннажники с пробегом выросла на 6,2 %, а ёмкость рынка подержанной техники приросла на 4,7 %. Впрочем, бэушки — это отдельная история.

АВТОБУСНЫЙ РОСТ

Данные источников по новой автобусной технике разнятся несильно. В количественном выражении это десятки единиц, а в процентном отношении — десятые доли процента. Согласно сведениям «Автостата», в январе-декабре 2019 года клиентам поставлено свыше 13,8 тыс. новых лайнеров, что выше значений годичной давности на 6,3 %. При этом отечественные бренды взяли безоговорочное лидерство над зарубежными в соотношении 3:1.

По сведениям аналитического агентства «Автостат», по состоянию на 1 июля 2019 года на территории РФ было зарегистрировано 408 тыс. автобусов. Почти половина (183 тыс. шт., или 45 %) из них — это ПАЗы. Велика прослойка пассажирской техники КАвЗ (50 тыс. шт., или каждый восьмой автобус в РФ). Третьим по массовости значится ЛиАЗ с парком в 36,3 тыс. шт. За ними следуют Hyundai (16,4 тыс. шт.) и НефАЗ (12,2 тыс. шт.). В топ-10 самых распространённых автобусов в России попадают: ЛАЗ (11,2 тыс. шт.), МАЗ (9,8 тыс. шт.), Mercedes-Benz (9,1 тыс. шт.), Ikarus (9,1 тыс. шт.) и Daewoo (4,9 тыс. шт.).

Сильны позиции заводов «Группы ГАЗ» и в удельном весе суммарных продаж. Так, по данным ООО «Эвитос-Информ», в январе-декабре 2019 года продажи автобусов ПАЗ составили 49,7 % от общего объёма (в 2018‑м было 41,6 %). На второй строчке рейтинга ЛиАЗ с долей 11,4 % (год назад — 18,9 %). КАвЗ довольствовался восьмым местом с показателем 3,3 % (годом ранее — 3,7 %). Третьим стал МАЗ, чья доля за год упала с 7,1 % в 2018 году до 4,1 % в 2019‑м. Четвёртое место за брендами MAN и Neoplan, набравшими жирок с 0,5 % в 2018‑м до 1,3 % по итогам 2019‑го. На пятом месте увеличивающий обороты НефАЗ: 10,8 % по итогам минувшего сезона против 8,5 % годом ранее.

Из тенденций отметим рост доли продаж у китайских брендов: KingLong — до 5,0 % (+1,3 %), Yu-tong — до 7,3 % (+1,6 %), Zhong Tong —
до 1,3 % (+0,3 %). Только марка Golden Dragon маленько сбавила обороты, до 0,8 % –0,5 %).

Сбыт пассажирской техники брендов европейской семёрки полной массой более 8 тонн за год выросли на 72,8 %, со 110 до 190 шт. И погоду здесь сделали удачные контракты ООО «МАН Трак энд Бас Рус» в количестве 100 шт. В итоге с января по декабрь 2019‑го доля MAN в сегменте лайнеров европейского производства выросла до 52 % против 44 % годом ранее. На семь процентных пунктов (до доли в 23 %) взлетели продажи Iveco Bus. А вот автобусов Mercedes-Benz и Setra реализовано меньше, в результате чего удельный вес в структуре продаж снизился с 16 % по итогам 2018 года до 10 % на финише 2019‑го. Cамые большие потери среди «европейцев» понесла Scania. Год назад её удельный вес в продажах европейских автобусов составлял 25 %, а теперь — только 15 %.

По большому счёту за прошедший год марочные и модельные предпочтения муниципальных парков и индивидуальных предпринимателей сильно не изменились. Не зря говорят: от добра добра не ищут. По маркам это ПАЗ, ЛиАЗ, НефАЗ, и всё чаще не в дизельном, а в газовом исполнении. По моделям тоже никаких сюрпризов: первые три строчки оккупированы изделиями Павловского автобусного завода. Правда, очень скоро тренд может смениться, ведь на повестку дня стремительно ворвались электробусы, и счёт им уже идёт на сотни. Заметим: это не опытные образцы, а серийная продукция.

Российский рынок комтранса: накануне пандемии

Лидером на рынке новых автобусов стала Москва. Из топ-20 продажи пассажирской техники в семи регионах сократились. И хотя автобусный парк в регионах нуждается в обновлении и пополнении, рост поставок не может быть бесконечным. А посему рынок будет претерпевать дальнейшие изменения. Их влияние на статистику мы обязательно увидим на финише 2020 года.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное