Top.Mail.Ru
Русификация автопрома: проблемы и решения

Русификация автопрома: проблемы и решения

06.06.2014
Государство хочет, чтобы произведенные в России иностранные автомобили на 75% состояли из отечественных комплектующих. Но насколько такая цель достижима?

Ирина Зверева

Российский авторынок в прошлом году понес большие потери. Зампред комитета Владимир Гутенев отметил, что, несмотря на различные меры по его стимулированию, принимаемые государством с 2009 года, спрос на новые машины в стране падает. И это касается в равной мере как отечественных брендов, так и зарубежных. Поэтому стоит задача закончить 2014 год хотя бы с «нулевым приростом».

Масштаб падения продаж подробно обрисовал директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов. Особенно сильно в прошлом году пострадал сегмент новых грузовых автомобилей и автобусов: продажи новых грузовиков за тот же период снизились на 13,3%, а новых автобусов — на 8,8%. А вот продажи новых легковых автомобилей в стране упали меньше — на 5,4%.

Провал в грузовом сегменте Морозов позже объяснил, отвечая на вопрос «Автопарка»: «Сильно увеличился импорт китайской техники — не соответствующей требованиям по безопасности и экологическому классу».

Отрицательная динамика, по словам чиновника, сохраняется и в этом году. Спад продаж в данном секторе рынка составил 13,6% в первые три месяца нынешнего года.

Похожая ситуация и с производством. Если в секторе легковых автомобилей оно упало за прошлый год на 1,9%, то для грузовиков снижение составило 6%, а для автобусов — 14%.

Причем в первом квартале 2014 года общее снижение не просто продолжилось: теперь производство автомобилей по темпам спада значительно обогнало продажи. Так, общее падение продаж автомобилей в 1 квартале 2014 г. составило 2,8%, а падение производства — уже 4,1%. Это в целом, а конкретно производство грузовиков в первом квартале упало на 9,1%, автобусов — на 36,1%.

Только в этом году спад докатился и до производства легких коммерческих автомобилей (еще в прошлом году оно продолжало понемногу расти), составив сразу 38,7%!

Что будет с рынком в перспективе?

Главные факторы, влияющие на развитие российской автопромышленности, в Минпромторге разделили на две группы. Первая из них — факторы, формирующие платежеспособный спрос со стороны основных групп потребителей. К первым можно отнести цену на нефть, ВВП, реальные располагаемые доходы населения, оборот розничной торговли.

Вторая группа — факторы, определяющие себестоимость производства. Это, в частности, рост стоимости иностранной валюты. Под влиянием этого фактора производители автомобилей, в которых доля российских материалов, компонентов, узлов  и агрегатов сегодня уже достаточно велика, получат дополнительные финансовые преимущества перед компаниями, продукция которых прямо импортируется в РФ.

Оттолкнувшись от этих факторов, Минпромторг составил три варианта прогноза. По оптимистичному варианту, в целом продажи сократятся на 0,7% — до 2,89 млн единиц автотехники. При этом рынок легковых автомобилей может сократиться на 6,5%, легких коммерческих автомобилей — на 9%, грузовиков и автобусов — по 5%.

По базовому сценарию продажи ожидает сокращение уже на 2,8%, — до 2,83 млн единиц. Сегмент легковушек при этом ожидает спад на 9%, легких коммерческих автомобилей — на 15%, грузовиков — на 9,5% и автобусов — на 18%.

Пессимистичный сценарий в министерстве ожидают, если ВВП страны упадет на 1,5%. В таком случае продажи сократятся на 6,5% — до 2,72 млн единиц. Если рассматривать по сегментам, то рынок легковых автомобилей ожидает падение на 10,1%, легких коммерческих автомобилей и автобусов — на 30%, грузовиков — на 14%.

НАРУШИТЕЛИ ОКАЖУТСЯ В «НОЖНИЦАХ»

В принципе, падение рынка при росте продаж чиновников даже устраивает. Ведь это, по словам Александра Морозова, подталкивает производителей к повышению уровня локализации. По задумке Минпромторга, зарубежные автоконцерны обязаны к 2018 году локализовать свое производство в России до уровня в 75%. Сегодня в среднем по отрасли этот показатель составляет всего 45%.

Самый «нерусский» автомобиль — Toyota: уровень локализации — всего 10%, а по ряду моделей — и вовсе ноль. К примеру, Toyota Land Cruiser Prado.

В лидерах же находится ОАО «Автофрамос», которое принадлежит французскому Renault. Концерн уже достиг искомого министерством уровня локализации — 75%. Следом за ним идут GM-АвтоВАЗ с 51% и Volkswagen с 42%.

«Те, кто занимается локализацией, смогут активнее управлять себестоимостью, — объяснил выгоду для производителей чиновник. — Компании, которые поставляют комплектующие из-за рубежа, оказываются в ножницах валютного курса. Чем меньше локализация, тем меньше прибыль».

Однако правительство создаст и дополнительные стимулы переходить на российское: 1 июня уже этого года вступит в силу запрет на приобретение служебной автотехники, у которой локализация ниже 40%. Данный режим будет распространяться не только на легковые автомобили, но и на фургоны, бульдозеры, экскаваторы, автобусы, грузовые автомобили, сельскохозяйственную, коммунальную, дорожную и железнодорожную технику. Те производители, которые не смогут перейти на отечественные комплектующие, не смогут участвовать в тендерах на государственные закупки. Не попадут на конкурсы и те компании, которые не подписали соглашения о промышленной сборке на территории России, Беларуси или Казахстана.

Русификация автопрома: проблемы и решения

А с 2015 года национальный режим при госзакупках фактически перейдет на весь спектр техники.

Депутат Госдумы, глава Экспертного совета Госдумы по развитию автомобильной промышленности Альфия Когогина предложила распространить это правило не толь ко на государственные и муниципальные учреждения, но и на госкомпании, РЖД, «Газпром» и другие.

ЧИНОВНИКИ ПЕРЕКЛЮЧАТ ВНИМАНИЕ НА ГРУЗОВИКИ

Для поддержки отечественного автопрома и смежных отраслей Минпромторг готовит и другие стимулы. Причем особенно ведомство хочет сосредоточиться на помощи коммерческому сектору, который, по словам Александра Морозова, является самым чувствительным в настоящий момент: «Сектор легковых автомобилей уже поддержали, пора сконцентрироваться на грузовиках и автобусах».

Одна из актуальных программ поддержки — субсидирование автопроизводителей на техническое перевооружение. На нее за 2013 год уже было потрачено 3,52 млрд руб., модернизировано было 30 российских предприятий. Дополнительный пакет мер в этом году — 5,3 млрд руб. При этом субсидии на часть производственных затрат автопрома — 84 млрд руб. Производство автобусов и техники для ЖКХ отдельно субсидируют на 5 млрд руб. (для производства 1300 автобусов и 1900 автомобилей для ЖКХ).

Будет продолжен и пилотный проект по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы. В рамках этого проекта уже реконструирована техническая база ФГУП «НАМИ» и даже созданы ходовые макеты линейки автомобилей.

Депутат Владимир Гутенев в контексте стимуляции увеличения потребительского спроса упомянул также утилизационный сбор, введенный в сентябре 2009 года. Александр Морозов прибавил, что нужен более масштабный проект: «На данный момент в России зарегистрировано более 45 млн единиц техники. Один только средний возраст грузового автопарка составляет 19 лет. Необходимо разработать принцип создания экономического интереса потенциальных инвесторов».

Также Александр Николаевич отметил, что на данный момент чиновники работают над преобразованием транспортного налога в экологический. Высчитываться он будет из расчета года выпуска автомобиля, объема двигателя и его экологического класса, а не из мощности агрегата, как сейчас. Это также должно способствовать повышению спроса на новые автомобили в сегментах как легкового транспорта, так и коммерческого. «Сместив акцент, мы стимулируем технический прогресс и защитим окружающую среду», — надеется Морозов.

Как позже прокомментировал чиновник «Автопарку», налог  предполагается ввести в 2016 году. Однако Владимир Гутенев отметил, что на данный момент вся загвоздка в Минфине: в Госдуме же реформой транспортного налога, по его словам, занимаются уже десять лет.

Русификация автопрома: проблемы и решения

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

В России из тысячи вузов инженеров готовят около 400 высших учебных заведениях, напомнил ректор МАМИ Андрей Николаенко.

Проблем в количестве нет, а вот качество, по его словам, хромает. Большие сложности — во взаимоотношениях бизнеса и образования. «Пришло время новой философии подготовки современных кадров», — считает глава университета.

Николаенко хочет начать со своей вотчины: он объявил о пересмотре программы подготовки всех инженерных специальностей в  следующем учебном году. Компании-партнеры вуза смогут следить за успехами учащихся на его сайте и приглашать наиболее успешных кандидатов на практику и возможное трудоустройство. Со следующего года ректор предлагает, в числе прочего, ввести систему заказов на студенческие работы. Таким образом, удастся целевым образом подготовить студентов для работы на конкретных предприятиях.

Представитель Минпромторга Александр Морозов согласился, что подготовка кадров — один из важнейших элементов развития автомобильной промышленности. «Одно рабочее место в автопроме равно по своей значимости двенадцати в смежных областях. Именно поэтому мы будем принимать отличившихся студентов на проект по созданию автомобиля для первых лиц государства».

Как напомнил член Общественной палаты РФ Игорь Коровкин, стандарты для получения разрядов по 21 специальности в сфере автомобилестроения разработаны. Однако Министерство образования в течение уже двух лет не дает ответа по итогам рассмотрения документа. Два года, прошедшие с момента разработки автопромом профстандартов, — нарушение поручения президента РФ Владимира Путина, отметила Альфия Когонина. «Хорошее  инженерное образование — это залог успешного будущего российского автопрома», — сказала в заключительном слове депутат.

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное