Top.Mail.Ru
Российский рынок автобусов: падение в пропасть

Российский рынок автобусов: падение в пропасть

фото: Группа ГАЗ и НЕФАЗ / 23.01.2015
В прошлом году рынок автобусов испытал самый резкий спад продаж среди всех секторов отечественного авторынка. В 2015 году ситуация может стать еще хуже, но мы выяснили, что может спасти от краха российских продавцов и производителей автобусной техники

Вячеслав Мамедов

Российский рынок автобусов: падение в пропасть

«Группа ГАЗ» изготовила для Олимпийских игр в Сочи 792 специальных модернизированных автобуса

Автотранспорт обеспечивает в экономике России до 60% объема пассажирских перевозок и 45% объема перевозок грузов. Так, если в 2013 году всеми видами пассажирского транспорта было перевезено 19,4 млрд пассажиров, то автобусным транспортом общего пользования — 11,3 млрд человек или 58,6% от общего объема перевозок. При этом число перевезенных пассажиров составило 91% к уровню 2012 года. В январе–июне 2014 года автобусным транспортом общего пользования было перевезено 5,7 млрд человек, что на 4% меньше, чем за тот же период 2013 года. Сокращение объема автобусных перевозок объясняется не только продолжающейся активной автомобилизацией населения, предпочитающего личный транспорт, но и крайней изношенностью автобусного парка страны, а также сокращением числа маршрутов в ряде районов страны.

Российский рынок автобусов: падение в пропасть

Первый российский электробус большого класса НефАЗ-52992

Общий парк автобусов категории М2 составляет в стране 511 тыс. ед., из них 142,2 тыс. ед. приходится на автобусы со сроком службы более 15 лет (27,8%), а 93,3 тыс. ед. — со сроком службы от 10 до 15 лет (18,3%). По категории автобусов М3 эти показатели выглядят следующим образом: при численности парка 376 тыс. ед. 113,6 тыс. ед. (30,2%) — автобусы старше 15 лет и 52,2 тыс. ед. (14%) — со сроком службы от 10 до 15 лет.

Учитывая актуальность замещения выбывающих из парка автобусов новыми транспортными средствами, правительство РФ приняло постановление от 15.04.2014 №328, в котором утверждена государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В подпрограмме «Автомобильная промышленность» поставлена задача по достижению к 2020 году уровня выбытия старых  автомобилей — 6% в год. Планируется, что ежегодно должно выводиться из эксплуатации около 30 тыс. автобусов категории М2 и 22 тыс. — категории М3. Ожидаемые результаты выполнения подпрограммы «Автомобильная промышленность» выглядят для предприятий отрасли оптимистично: к 2020 году годовой выпуск автобусов категории М2 должен составить 50 тыс. ед., а категории М3 — 35 тыс. ед. С учетом планируемого экспорта автомобильной техники до 12,5%, а также импорта до 20% от объема рынка, годовой объем продаж автобусов категорий М2 и М3 должен будет возрасти до 54 и 37 тыс. ед. соответственно. Именно эти объемы и должны способствовать обновлению парка автобусов и его росту. Специалисты считают, что необходимо законодательно установить предельный срок эксплуатации автобусов, ужесточить контроль технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации более 10 лет, а также установить в отношении юридических лиц дифференцированные ставки транспортного налога и ОСАГО в зависимости от экологического класса и возраста автотранспортных средств.

Российский рынок автобусов: падение в пропасть

Новый газовый автобус КАвЗ-4270 вместимостью 61–84 пассажира

Реальность же выглядит весьма пессимистично. По данным «АСМ-холдинг», российский рынок автобусов, включая микроавтобусы, испытал самый резкий спад продаж среди всех секторов автомобильного рынка. Продажи автобусов сократились на 24%, в годовом исчислении до 32,3 тыс. ед. Совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов (отечественных моделей и «российских иномарок») изменилась незначительно — с 86,9  до 87,8%. Продажи импортных автобусов снизились на 28,3%, а их доля уменьшилась с 12,7 до 12%.

Российский рынок автобусов: падение в пропасть

Новый автобус ЛиАЗ-529260 длиной 10,5 м

Ситуация для российского автопрома становится близка к критической, количественные риски снижения продаж уже переходят в качественные — реальностью выглядит приостановка реализации инвестиционных планов автопроизводителей и производителей автокомпонентов, сворачивание действующих производств, сокращение персонала и т. д. Эти цифры влияют и на обеспечение безопасности на транспорте — снижение динамики обновления парка, увеличение доли технически и экологически опасных транспортных средств и т. п.

Российский рынок автобусов: падение в пропасть

Партия из 44 городских автобусов НефАЗ-5299-30-42, изготовленная для Уфы и Нефтекамска

Факторов, оказывающих давление на авторынок, несколько. Первый и, пожалуй, главный из них — общее отсутствие роста экономики и сохраняющаяся потребительская неуверенность. Вторая больная тема для автомобильного рынка — девальвация. Третья — традиционно на рынок давят такие факторы, как высокие кредитные ставки. В России сегодня более половины новых машин приобретается в кредит. И если в прошлом году рынок поддержала льготная программа кредитования, то сейчас такой программы нет, и покупателю предлагается кредит под 14–17% годовых, а то и больше.

Прогноз Минпрома: в автобусостроении падение рынка и производства на уровне 38%. Вместе с тем надо признать, что правительство приняло ряд мер для остановки понижательного тренда в отрасли. Однако сама реализация этих мер не выглядит на «отлично». Что же это за меры?

Федеральным бюджетом на 2014 год было предусмотрено выделение средств субъектам РФ на субсидирование закупок муниципального транспорта, работающего на газомоторном топливе, на сумму 3,7 млрд руб. Данная мера позволила бы реализовать до 1500 автобусов, работающих на газомоторном топливе и произведенных на территории Единого экономического пространства. Но программа субсидирования закупок газомоторной техники буксует до сих пор! Хотя средства в федеральном бюджете были предусмотрены еще в весеннюю корректировку. Министерства и ведомства затянули согласование проекта постановления правительства, что и привело к ситуации, когда у регионов уже нет денег, а производители газомоторного топлива так и не начали свои программы по созданию инфраструктуры, так как не понимают потребности рынка.

Российский рынок автобусов: падение в пропасть

Низкопольный городской автобус ЛиАЗ-5292 вместимостью 112 человек

Еще одним средством, которое сможет в ближайшее время стимулировать продажи российских машин, является вступление в силу 1 января 2015 года технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), в соответствии с которым запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, используемых для перевозки пассажиров, вместимостью более восьми человек. Кроме этого, предлагаемая норма повысит безопасность пассажирских перевозок, особенно на регулярных маршрутах.

Установлен преференциальный режим для отечественных производителей в системе государственного и муниципального заказов.

Вместе с тем, указанных мер, особенно учитывая качество их реализации, явно недостаточно. В связи с этим от депутатского корпуса поступил ряд предложений.

Увеличить субсидирование закупок газомоторных автобусов до 6 млрд в год (предварительные заявки субъектов РФ только на текущий год составили более 5,5 млрд) с проведением программы последовательно не менее трех-четырех лет. Использовать механизм субсидирования ГМТ для замены дизельных автобусов.

Внедрить в крупных городах передовые технологии в сфере пассажирского транспорта — электробусы. В первую очередь, речь идет о городах-миллионниках. Так, по оценкам энергетического центра «Сколково», основной потенциал развития электромобилей в России сосредоточен в столичном регионе (Москва и область) благодаря возможности развивать плотную сеть зарядных станций, а также наличию спроса на такие виды автомобилей, в том числе ввиду экологического фактора и относительно более высокой платежной способности местного населения. Позже развитая сеть зарядных станций позволит использовать в сегменте пассажирских перевозок и электробусы (в том числе с оборудованием отечественного производства).

Ограничить использование легких коммерческих автомобилей на автобусных маршрутах, так как этот вид серого, а подчас и черного бизнеса активно вытесняет легальное использование автобусов высоких экологических и технических характеристик.

Распространить преференции отечественным производителям в системе закупок госкомпаний и компаний с госучастием. Провести трансформацию транспортного налога с целью стимулирования обновления парка.

Установить запрет на использование в коммерческих целях техники за предельными сроками эксплуатации.

В результате обсуждения участники конференции приняли в качестве предложения «Комплекс мер, необходимых для стабилизации в работе автобусостроения России», который содержит следующие пункты:

1. Продлить действие государственной программы закупки газомоторной техники: формирование с ее помощью значительных по численности парков газомоторных автобусов в самых разных городах страны подтолкнет создание в них инфраструктуры в виде газонаполнительных станций, тем самым открыв дорогу широкомасштабной газификации как индивидуального, так и коммерческого автотранспорта.

2. Возобновить программу утилизации автобусной техники и программу софинансирования ее приобретения.

3. Обеспечить выделение средств по программам, названным в п. 1, 2, не позднее I квартала 2015 года.

4. Разработать и принять программу по выводу из эксплуатации автобусов, эксплуатируемых более определенного срока, который целесообразно установить первоначально в 25 лет, а затем, с интервалом в два года, снизить сначала до 20, а затем — до 15 лет.

5. Повысить доступность приобретения автобусов по лизинговым схемам путем компенсации покупателям части процентной ставки.

6. С целью расширения возможностей пассажирских перевозчиков по обновлению подвижного состава, а также с целью повышения безопасности и эффективности работы общественного транспорта, в кратчайшие сроки разработать и принять федеральный закон «О требованиях к пассажирским перевозчикам и используемым ими транспортным средствам», в котором следует предусмотреть:

— единые требования к конструкции и оснащению подвижного  состава, используемого в пассажирских перевозках;

— единые требования к пассажирским перевозчикам;

— единый минимальный тариф на перевозку пассажиров;

— единые требования к процедуре выделения маршрутов перевозчикам (минимальный срок предоставления маршрута в 5 лет и т. д.).

ОАО «АСМ-холдинг» при участии Объединения автопроизводителей России и ведущих российских производителей автобусов готово принять участие в подготовке данного законопроекта.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное