Top.Mail.Ru

Жизнь под санкциями: как российский и белорусский автопром будут выбираться из кризиса (подробный разбор)

Жизнь под санкциями: как российский и белорусский автопром будут выбираться из кризиса (подробный разбор)

04.04.2022
С конца февраля все чаще на слуху такие понятия, как «кризис» и «стагнация». Российских производителей коммерческого автотранспорта и иностранные сборочные мощности не по-детски лихорадит. Виной тому санкции Запада против России. Но, вопреки ожиданиям, производство автомобилей в РФ полностью не остановилось: предприятия начали искать выход из ситуации.

Александр Трохачев

Коллективный Запад уже ввел против России больше шести тысяч санкций, и, судя по всему, это далеко не конец «мер воздействия». Под ударом оказались абсолютно все, включая рядовых граждан, столкнувшихся с ростом цен на товары, услуги, продукты питания и лишившихся огромного перечня привычных сервисов. О приостановке работы в России заявили все западные автоконцерны, а японские и корейские заняли осторожную выжидательную позицию. Пока более-менее лояльны к потребителю и стрессоустойчивы китайские бренды: популярные Haval, Chery, Geely, и менее известные, вроде GAC. Хотя и они сталкиваются с трудностями.

Жизнь под санкциями: как российский и белорусский автопром будут выбираться из кризиса (подробный разбор)

Белоруссия - России

Так белорусский завод «БелДжи» (открыт в ноябре 2017 года) из-за перебоев с поставками комплектующих приостанавливал в марте выпуск автомобилей Geely, но сейчас предприятие функционирует в нормальном режиме. Санкции затронули МАЗ и БЕЛАЗ, чей годовой объем торговли со странами Евросоюза исчислялся значениями $4,1 илн и $3,3 млн соответственно. Однако зависимость от поставок комплектующих из Европы у белорусских машиностроителей не критичная. Минский автозавод получает китайские двигатели Weichai мощностью 190-460 л. с. от СП «МАЗ-Вейчай», открытого в индустриальном парке «Великий Камень» осенью 2019 года. Механические 6-, 9- и 12-ступенчатые коробки передач Fast Gear оттуда же, производства завода «Фаст-МАЗ». В 2021 году МАЗ поставил на экспорт порядка 12 тыс. грузовиков, и теперь отправки за рубеж могут заметно сократиться. А вот БЕЛАЗу катастрофа не грозит: в 2020 году он поставил зарубежным покупателям 163 карьерных самосвала на сумму свыше $144 млн. В списке заказчиков – предприятия Армении, Казахстана, Узбекистана, Индии и других государств. Так что даже полная потеря рынка ЕС погоду в продажах БЕЛАЗов не сделает.

Жизнь под санкциями: как российский и белорусский автопром будут выбираться из кризиса (подробный разбор)

Минский автозавод когда-то был одним из основных поставщиков магистральных тягачей на просторы РФ и СНГ. И сейчас, под гнетом санкций, он способен частично заменить грузовые иномарки европейских и азиатских брендов. Например, двухосный седельный тягач МАЗ-434085-525-013 с 270-сильным мотором Weichai и 9-ступенчатой механической коробкой передач Fast Gear в составе автопоезда легко справится с региональными грузоперевозками. Из той же категории тягач МАЗ-5440С5-8580-031 с 330-сильным дизелем ЯМЗ-53603.1 и 9-ступенчатой «механикой» модели 9JS135TA. По сути, они легко заменят одноклассников: DAF CF, MAN TGS, IVECO Stralis AD, Volvo FM. В этом же сегменте одиночный МАЗ-4371С0-532-000 (4х2) с двигателем ЯМЗ-53423 мощностью 170 л.с. и 6-ступенчатой МКПП Fast Gear 6J70T. Он способен заменить MAN TGM, DAF LF, IVECO Eurocargo, Hino 500 и другие иномарки.

Жизнь под санкциями: как российский и белорусский автопром будут выбираться из кризиса (подробный разбор)

Большой перечень моделей Минского автозавода с двигателями ЯМЗ и Weichai Power до настоящего времени оснащали коробками ZF. Теперь их использование невозможно, и единственная надежда – получать готовые агрегаты или нужные компоненты к ним из Ирана, Китая и других стран, не поддержавших санкции и ведущих лицензионный выпуск КПП ZF.

Санкции, как норма жизни

 «Группа ГАЗ» находится под санкциями со стороны США еще с 6 апреля 2018 года, и режим давления в 2022 году только усилился. Еще в январе американский Минфин сократил срок действия лицензии контрагентов США для российской компании с одного года до 90 дней. Причиной такого решения стала усилившаяся напряженность в отношениях России и Украины. К 27 апреля 2022 года все контрагенты и поставщики компонентов для коммерческого автотранспорта обязаны завершить сделки с «Группой ГАЗ». Теперь ясно, что срок действия лицензий не будет продлен. Подножку российскому бизнесу ставят и европейцы. В частности, еще осенью 2020 года шведская фирма Quintus Technologies AB отказалась поставлять запчасти для пресса, штампующего кузовные детали для опытных, мелкосерийных и специальных автомобилей на шасси «ГАЗель NEXT». Надуманным предлогом стал выпуск продукции военного и двойного назначения.

Жизнь под санкциями: как российский и белорусский автопром будут выбираться из кризиса (подробный разбор)

Теперь на повестке дня – замещение импортных комплектующих, которые присутствуют в конструкции нескольких моделей Горьковского автозавода. Здесь большая надежда на китайских и турецких производителей, а также поставки кружным путем через третьи страны. По словам Президента «Группы ГАЗ» Вадима Николаевича Сорокина, процесс это небыстрый и болезненный. Есть и проблемы, которые просто так не обойти. Например, еще в сентябре 2021 года из-за дефицита микрочипов «Группа ГАЗ» стала выпускать некомплектные автомобили. Их доукомплектовывали уже за пределами сборочного конвейера. Актуальным остается замена или полная локализация сборки американских дизельных двигателей Cummins, которыми широко комплектуются «ГАЗели». Пока же вся надежда на поставщиков лицензионных агрегатов из Китая.

Автозаводы впали в кому

На стыке календарной зимы и весны приостановили производство в России BMW, Hyundai, Kia, Nissan, Renault, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Skoda, Toyota, Volkswagen. Простаивает сборочный завод Sollers-Ford в Елабуге. А ведь там выпускали популярные малотоннажники Ford Transit. «АвтоВАЗ» отправил сотрудников двух своих заводов в Тольятти и Ижевске в корпоративный отпуск с 4 по 24 апреля. Расположенное в Калуге «ПСМА Рус», где собирают микроавтобусы и фургоны под марками Peugeot, Citroen и Opel, вынуждено перевести сотрудников на режим с сохранением 2/3 от зарплаты из-за дефицита контейнеров и невозможности доставить на завод нужное количество европейских комплектующих.

Жизнь под санкциями: как российский и белорусский автопром будут выбираться из кризиса (подробный разбор)

В конце февраля приостановил работу завод Volvo Trucks в Калуге – по решению руководства Volvo Group в Швеции поставки автокомпонентов и других деталей полностью прекращены. Другой скандинавский бренд  Scania прекратил импорт как готовых грузовиков, так и оригинальных комплектующих. Закрыто сборочное производство компании в промзоне Шушары под Санкт-Петербургом. MAN Truck & Bus пошел еще дальше, и заморозил даже поставки немецких грузовиков с пробегом. «До дальнейшего уведомления» на паузу встал и российский бизнес концерна Daimler Trucks, хотя сервисное обслуживание коммерческих автомобилей Mercedes-Benz и Fuso пока выполняется.

Негусто новостей от бренда Isuzu, располагающего сборочным производством грузовиков в Ульяновске. В торговой сети на территории РФ для заказа по-прежнему доступны легкие грузовики Elf, средние Forward и тяжелые Giga, а также пикапы D-Max и новейшие внедорожники MU-X. В настоящее время АО «Исузу Рус» адаптирует бизнес к изменившимся условиям и сохраняет техническую поддержку клиентов. В то же время, лента новостей на сайте компании с февраля текущего года не обновлялась.

Выбор меньше, цены - выше

Многих беспокоит ряд вопросов: европейские бренды ушли навсегда или еще вернутся, сохранят ли российские клиенты лояльность такому бренду или доверие подорвано окончательно и бесповоротно? Понятно, что прогнозы – дело неблагодарное, да и ситуация беспрецедентная. Тем не менее, аргументы аналитиков не беспочвенные. По экспертным оценкам, большинство фирм заинтересованы в сохранении бизнеса на территории России. Некоторые со временем вернутся, кто-то урежет сферу интересов, кому-то придется работать не напрямую, а через посредников.

Перевозчики тоже не склонны делать резких движений. Менять подвижной состав одного бренда на другой возможен только в долгосрочной перспективе. Переводить свой флот на китайские, российские и белорусские грузовики готовы далеко не все. Кто-то будет искать восстановленные детали, запчасти с грузовых разборок, альтернативные детали, а кто-то сохранит верность оригиналу, доставляемому через третьи страны.

Жизнь под санкциями: как российский и белорусский автопром будут выбираться из кризиса (подробный разбор)

По некоторым оценкам, в этом году продажи новых автомобилей в России могут упасть на 25% и более – как из-за роста цен, так и проблем с поставками. В сегменте LCV ожидается резкое снижение спроса на иностранные пикапы: бизнесменам возить на них особенно нечего, а для частников такой транспорт становится предметом роскоши. Категория среднетоннажников будет испытывать дефицит шасси под монтаж кузовных надстроек российского производства. Он был и в предыдущие два года, но сейчас имеет ярко выраженную тенденцию к усилению. Уход иномарок с рынка РФ способны частично компенсировать отечественные производители вкупе с МАЗом. При этом из-за ситуации на границе с Польшей и странами Балтии спрос на новые магистральные тягачи для международных перевозок вообще может сойти на нет.  

По итогам 2021 года средняя розничная стоимость нового грузового автомобиля в столичном регионе составила 5,45 млн руб. В Республике Татарстан это было 4,44 млн руб., в Северо-Западном федеральном округе (Санкт-Петербург и Ленинградская область) – 4,305 млн руб. На Кубани за грузовик без пробега приходилось отдавать 4,316 млн руб., в Челябинской области – 3,47 млн руб. Теперь об этих ценах можно забыть: они остались в прошлом. Так, после 24 февраля только за одну неделю цены на новые машины отечественных марок увеличились на 17,1%. Импортированные и выпущенные локально иномарки подорожали на 15,2%. И это речь про официальные прайс-листы, в реальности же машины подорожали на 40-60%, а в некоторых случаях и на все 100%. Почему - понятно. Складских запасов производителей и дилеров хватит не более, чем на два-три месяца, а когда будут новые поставки - никто не знает. Поэтому дилеры не торопятся отдавать новые машины по рекомендованным ценам, опасаясь, что скоро им будет нечем торговать.

Заграница нам не поможет

Сегодня чуть ли не ежедневно переписываются сценарии развития автобизнеса. Тем не менее, сейчас не время паниковать или предаваться унынию. Отечественные заводы уже приступили к поиску альтернативных поставщиков комплектующих. Например, КАМАЗ оказался под санкциями Евросоюза 28 февраля, и сразу начал корректировать модельный ряд, переходя на выпуск моделей с отечественными узлами и агрегатами. Они займут место двигателей Mercedes-Benz, коробок передач ZF Traxon, гипоидных мостов Daimler HL6 и т.д.

Жизнь под санкциями: как российский и белорусский автопром будут выбираться из кризиса (подробный разбор)

По словам первого заместителя генерального директора ПАО «КАМАЗ» Юрия Герасимова, темп сборки магистральных тягачей поколения К5 временно снизится в пользу машин поколения К3. Он, в частности, сказал: «В целом перспективы поставок комплектующих с учетом планов по локализации довольно стабильны. По линейке К4 текущий год должен стать последним согласно стратегии развития компании».

По данным Департамента управления производством ПАО «КАМАЗ», несмотря на все сложности, в марте планировалось изготовить 537 автомобилей нового модельного ряда, из них 315 ед. – поколения К4 и 222 ед. – поколения К5. План на апрель определен количеством 125 ед., включая флагманские тягачи КАМАЗ-54901, а в мае в Набережных Челнах намерены изготовить 214 грузовиков линейки К4. По словам генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Анатольевича Когогина, задача КАМАЗа – с января 2023 года приступить к сборке техники К5 без участия зарубежных партнеров. Начальный объем будет небольшим, но отказываться от перспективной линейки российский автогигант не планирует.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 04_dsc_3602-1024x655.jpg

Автомобили нового поколения состоят из 100 тыс. деталей, в то время как устаревшее поколение К3 – в среднем из 40 тыс. В целях удовлетворения клиентского спроса с апреля КАМАЗ намерен увеличить сборку глубоко локализованных грузовиков К3 с двигателями экологического класса Евро-2. Законодательно выполнить это для массовых поставок невозможно, но наверняка будут приняты соответствующие поправки – Госдума над этим работает. Сам же завод такую технику пока производит для поставок в страны Африки, Латинской Америки и для Вооруженных Сил. Например, в 2021 году из общего количества изготовленных КАМАЗов (44 136 ед.) до 1500 ед. составили машины Евро-2.

Сложности могут возникнуть с производством новой модели КАМАЗ-43089-002-F5 «Компас», чьи продажи стартовали 10 февраля. С донорской кабиной китайской фирмы JAC проблем нет, а вот с агрегатами силовой линии – есть. Речь о 166-сильном турбодизельном двигателе Cummins ISF3.8S5168 (или Cummins ISF3.8S5154 мощностью 154 л.с.) и 6-ступенчатой механической коробке передач ZF. Цена завода была установлена на уровне 5,65 млн руб. И если до недавних пор перспектива модели казалась безоблачной, то сейчас все с точностью до наоборот. Поисковый запрос на сайте производителя выдает ошибку 404 (страница не найдена). Тем не менее, известно, что КАМАЗ запустил программу локализации среднетоннажных «Компасов». В частности, приоритет может быть отдан коробкам передач JAC LC6T540B. С ней отпускная цена завода стартовала с отметки в 4,2 млн руб.

Жизнь под санкциями: как российский и белорусский автопром будут выбираться из кризиса (подробный разбор)

КАМАЗ оперативно сформировал заказ поставок вплоть до июня. Одновременно прорабатываются аспекты поставок и локализации комплектующих для каждого модельного ряда. С началом выпуска измененной продуктовой линейки Камского автозавода со второй половины марта темп сборки составил 180 грузовиков в сутки.

Вызовы могут носить долгосрочный, если не постоянный характер, и важно уметь рассчитывать на собственные силы. В частности, еще в начале года автомобильный завод «Урал» объявил о намерении отказаться от закупки китайских мостов HanDe и освоить производство собственных ведущих мостов и передних осей. Планируется производство 13 модификаций автомобильных мостов и 20 моделей для дорожно-строительной техники. Заодно в 2023 году будет пущена линия по обработке тормозных барабанов и ступиц колеса. Бюджет проекта составляет 2,9 млрд. руб. К 2025 году «Урал» намерен выпускать около 18,8 тыс. ведущих мостов и осей, а также 5 тыс. комплектующих для спецтехники.

Жизнь под санкциями: как российский и белорусский автопром будут выбираться из кризиса (подробный разбор)

Не спят в шапку и другие производители. Однако их усилий без сохранения логистических цепочек и стабильности в сфере грузоперевозок будет недостаточно. Эксперты в Минэкономразвития России считают, что на данном этапе, в первую очередь, важно наладить логистические связи, а уже затем браться за импортозамещение. Добрую службу здесь сослужит опыт, полученный в период дефолта 1998 года и финансового кризиса 2008 года. Опускать руки никто не собирается. Задача стоит перестроить и сохранить бизнес, а по возможности – и придать ему новый импульс развития. Как известно, дорогу осилит идущий.

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное