Top.Mail.Ru
«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят  полностью импортозамещеные экскаваторы

«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят полностью импортозамещеные экскаваторы

фото: автора / 18.07.2022
В Твери запустили в производство обновленные модели колесных экскаваторов. Особенность машин, созданных на основе ранее выпускавшихся образцов — максимальная импортонезависимость.

Михаил Ожерельев

Среди российских производителей спецтехники неясность и тревога. Условия мировой экономической блокады, навязанные нам «недружественными» странами, преодолеваются разными путями. В одном случае активизируется поиск новых логистических схем с привлечением механизмов параллельного импорта, в другом — делается акцент на увеличение собственных переделов и расширение локальной панели поставщиков. Последнее зачастую связано с возвратом к «архивным» моделям. Например, КАМАЗ в марте 2022 года объявил о переходе на выпуск глубоко локализованных грузовиков поколения КЗ с классическим вариантом кабины, а завод «Урал» недавно сообщил своим дилерам о готовности к выпуску грузовиков стандарта «Евро-2».

«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят  полностью импортозамещеные экскаваторы

Впрочем, речь, как правило, идет не просто о возвращении ранее остановленных проектов, а об их улучшении. В этой связи история с Тверским экскаваторным заводом (ТВЭКС), который в будущем году отметит свое 80‑летие, особенно примечательна. После того как в феврале 2020 года ТВЭКС официально стал частью группы ОМГ СДМ (входит в холдинг «Объединенная машиностроительная группа»), была произведена корректировка модельного ряда. В производстве остались только новые модели экскаваторов, созданные в период сотрудничества с компанией Terex, а также линейка машин UMG, ранее выпускавшаяся на заводе «Эксмаш», который тоже входит в ОМГ СДМ. Все устаревшие модели марки ТВЭКС (колесные ЕК и гусеничные ЕТ) были сняты с производства. Особенностью абсолютно всего актуального на тот момент модельного ряда экскаваторов был значительный процент импортной комплектации из западных стран — двигатели, гидравлика, мосты, трансмиссии и т. д. Впрочем, завод продолжал производить свои компоненты, но в основном на запчасти, их доля в поставках на конвейер постоянно уменьшалась.

Теперь настало время оптимизировать модельный ряд и расширить собственное производство компонентной базы. Только в нынешних реалиях придется все это сделать оперативно и с учетом имеющихся возможностей.

«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят  полностью импортозамещеные экскаваторы

Гусеничные и колесные модели собираются на одном конвейере.
«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят  полностью импортозамещеные экскаваторы

«Вы знаете, что ситуация серьезно изменилась за последние несколько месяцев, — комментирует генеральный директор ООО "ОМГ СДМ" Игорь Кульган. — Проанализировав то, что происходит в нашей стране, мы пришли к выводу о необходимости кардинально пересмотреть наш модельный ряд. И выдать на рынок тот продукт, который может производиться независимо от внешних условий».

Начали с малого — достали с пыльных полок документацию на колесные экскаваторы ТВЭКС. Извлекли из запасников технологическую оснастку… и запустили в работу.

«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят  полностью импортозамещеные экскаваторы

Большой обрабатывающий центр стоимостью более 1 млн евро — пример уже реализованных инвестиций.

Первой импортозамещающей продукцией завода «Тверской экскаватор» стали две модели колесных машин: UMG E145W эксплуатационной массой 13,6 тонны и UMG E185W массой 17 тонн. За новыми индексами кроются хорошо известные модели ЕК-14 и ЕК-18. Эти компактные машины, в июне поступившие в дилерскую сеть, предназначены для работы в коммунальных и ремонтных службах, прокладки коммуникаций. Каких-то принципиальных изменений в конструкцию экскаваторов решили не вносить. Но по части всего, что надо и можно было улучшить, отработали, как говорится, по максимуму.

На обеих машинах устанавливаются минские дизели Д-245С мощностью 104 л. с. Гидромоторы механизма поворота, привода хода и насосный агрегат имеют клеймо компании «Пневмо-строймашина», электрооборудование — «Итэлма». Свои, ТВЭКСовские, — гидроцилиндры, передний и задний мосты, опорно-поворотное устройство, коробка передач, гидрораспределитель, планетарный редуктор механизма поворота, центральный коллектор, ну и, само собой разумеется, все металлоконструкции экскаваторов. Из импортных компонентов остался только радиоприемник, предлагаемый опционально.

«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят  полностью импортозамещеные экскаваторы

Ежемесячно из сборочного цеха выходят более 40 экскаваторов.

ТВЕРЬ БЕЗ ИМПОРТА

Сборка экскаватора начинается с комплектации двигателя, который поставляется с моторного завода без навесного оборудования. В параллельном потоке идет оборудование кабин, подготовка топливной и гидравлической систем, монтаж насосов, гидрораспределителей, двигателей хода.

Для сборки ходовой части (мостов, карданных валов и раздаточной коробки) раму устанавливают на кантователь. Здесь же монтируется опорно-поворотное устройство. Собранная ходовая рама перемещается на участок накрытия. Здесь на нее устанавливается поворотная платформа с кабиной и выполняются все необходимые соединения. По завершении монтажа поворотной платформы на машину устанавливается рабочее оборудование. Затем следует заправка рабочими жидкостями и производится первый запуск двигателя.

«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят  полностью импортозамещеные экскаваторы

Одной из первостепенных задач является модернизация производства гидроцилиндров.

После первичных испытаний в цеху машина перемещается на участок сдачи, где она поступает в распоряжение службы качества. По результатам прохождения комплексной проверки выписывается паспорт изделия, и оно перемещается на площадку готовой продукции. Дополнительная проверка производится непосредственно перед сдачей машины заказчику.

Гусеничные и колесные модели собираются на одном конвейере. Правда, в отличие от автомобильного завода, здешний конвейер весьма условный — нет четкого понятия цикла и такта. Причина в том, что продукция изготавливается с учетом индивидуальных требований клиента. На заводе считают это плюсом. «Благодаря этому мы очень гибкие на рынке», — комментирует директор «Тверского экскаватора» Андрей Хомич.

«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят  полностью импортозамещеные экскаваторы

2. Маржинальность собственного производства гидроцилиндров составляет минимум 20 %.

Сборочный цех работает в одну смену, а смежные цеха и участки — в две смены. Все потому, что их изделия поступают не только на конвейер, но и на свободный рынок: сейчас в проект made and sale включены гидроцилиндры, распределители и центральные коллекторы. Сегодня на предприятии работает 661 человек.

Какие будут объемы выпуска в новых условиях? Ежемесячно из сборочного цеха выходят более 40 экскаваторов. Всего за 2022 год планируется выпустить 1080 единиц техники, рост составит 120 % год к году. Предполагается, что предприятие займет доминирующую позицию на рынке по колесным экскаваторам эксплуатационной массой от 14 до 20 тонн.

«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят  полностью импортозамещеные экскаваторы

Через три года «Тверской экскаватор» намерен нарастить выпуск с 15 до 100 тыс. гидроцилиндров в год.

Но завод модернизирует производство, закупает новые станки. В конце прошлого года запустили большой обрабатывающий центр стоимостью более 1 млн евро. В ближайшее время будут введены в работу еще несколько новых станков с ЧПУ. Завод поступательно движется в сторону увеличения автоматизации и роботизации сварки, ранее это было одним из узких мест, где человеческий фактор сказывался на качестве изделий. Более автоматизированными будут процессы гибки при производстве гидравлики.

Одной из первостепенных задач является модернизация производства гидроцилиндров. На заводе трезво оценивают ситуацию с качеством этих изделий. И в ближайшее время уровень качества должен возрасти кратно, как и объемы выпуска.

«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят  полностью импортозамещеные экскаваторы

На загрузку трехосного самосвала КАМАЗ экскаватору UMG E185W требуется не более 5 мин.

«Тверской экскаватор» производит 256 видов гидроцилиндров. Среди них как установочные, применяемые в аутригерах, так и циклические, которыми оборудуют рабочие органы экскаваторов.

Первый этап программы модернизации производства гидроцилиндров осуществляется в рамках существующих мощностей. Для этого заменяются некоторые технологические переделы с целью повышения качества продукции. В частности, будет внедрено оборудование для автоматической сварки, расточки и раскатки гидроцилиндров. Кроме того, установят современную линию гальванического покрытия (хромирования), а также новые станки с ЧПУ. Все это благоприятно скажется на качестве гидроцилиндров.

«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят  полностью импортозамещеные экскаваторы

Элементы электрооборудования поставляет российская компания «Итэлма».

Начиная со следующего года будет реализовываться второй этап модернизации. В его рамках будут созданы дополнительные мощности для многократного наращивания объемов производства высококачественных гидроцилиндров, предназначенных для различной строительной, лесозаготовительной и прочей специальной техники, в том числе для машин сторонних производителей.

Через три года «Тверской экскаватор» намерен нарастить выпуск с 15 до 100 тыс. гидроцилиндров в год. Для справки: в минувшем году в Россию было импортировано порядка 4 млн гидроцилиндров. Теперь этот колоссальный объем потребуется импортозаместить, в том числе на находящемся в эксплуатации парке техники зарубежного производства.

«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят  полностью импортозамещеные экскаваторы

Управление гидравликой — джойстиковое.

Еще одно перспективное направление — восстановление машин. Причем речь идет не только о технике, выпущенной на «Тверском экскаваторе», но и об изделиях сторонних изготовителей, включая иностранных. Кризис — не только проблемы, но еще и возможности. Главное, выбрать ориентир, говорят на предприятии.

КОПАЙ ГЛУБЖЕ

Возможности 17‑тонной модели были продемонстрированы на заводском полигоне. Машина имеет классическую для современного колесного экскаватора компоновку: спереди бульдозерный отвал, сзади две опорные лапы. Эти элементы обеспечивают устойчивость во время копания. Интересно, что у колесного экскаватора опорный контур всегда больше, чем у гусеничного в одинаковой весовой категории. Скорость поворота платформы — 6 мин-1. В базовом исполнении экскаватор оснащается кубовым ковшом, усилие копания на ковше — более 12 тонн. Гидравлическая система — двухпоточная, позволяет выполнять две операции одновременно.

«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят  полностью импортозамещеные экскаваторы

ТВЭКС разработал собственную линейку ведущих мостов грузоподъемностью до 14 тонн.

Цикл работы экскаватора составляет 18 секунд. Таким образом, при кубовом ковше машина за минуту извлекает 3 м3 грунта, за час — около 200 м3. Это достаточно неплохой показатель для машины такого класса.

В базовом оснащении машина имеет глубину копания порядка 6 м, радиус копания 9 м и высоту выгрузки свыше 6 м. Опционально предлагаются удлиненные рукояти, благодаря которым глубина копания увеличивается до 7 м, а радиус копания — до 10 м. Правда, при этом уменьшается объем ковша — до 0,65 м3. Для разработки сильно уплотненных мерзлых грунтов машина оснащается гидромолотом.

Собственным ходом полноприводная машина может передвигаться со скоростью 20 км/ч, но у колесных экскаваторов ТВЭКС есть одна очень важная особенность — возможность буксировки при помощи тягача. Скорость такой буксировки — до 45 км/ч. В этом случае эксплуатирующая организация может сэкономить на заказе низкорамного трала.

Как удалось убедиться, экскаватор Е185В — машина производительная, мобильная, легко ремонтопригодная. Тем более что производитель обещает бесперебойное снабжение запчастями.

А в ближайших планах «Тверского экскаватора» — возобновление производства импортозамещенных гусеничных экскаваторов на общей компонентной базе с колесными. «На заводе сейчас открыты порядка 16 проектов, которые нацелены на формирование нового модельного ряда и организацию производства тех критических компонентов, без которых экскаватор невозможен», — отметил Игорь Кульган.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария

  1. Игорь:

    Не знаю, как раньше, но сейчас путевую технику выпускают. Покупал у них гусеничный экскаватор Е225с. Эксплуатационная масса 23 т., двигатель мощный, безотказный. Самая лучшая цена за экскаватор среди других производителей. Обслуживание не очень дорого выходит.

  2. Сергей:

    Был опыт работы на колесном экскаваторе е145. Впечатления остались только позитивные. Во-первых, к нам его привозили нульцевого, с завода. Во-вторых, кроме того, что с работой он справлялся отлично, для оператора находится в кабине комфортно.

Статьи по теме
Популярное