Автопарк

Главная  /  Автопарк  /  Продлим тепло: автономные отопители

Продлим тепло:
автономные отопители

Большинство сходящих с конвейера дизельных микроавтобусов оснащаются догревателем, поддерживающим оптимальный температурный режим мотора в холода. Но штатный догреватель работает только при запущенном двигателе, что существенно ограничивает его возможности. Разберемся, как обеспечить салон теплом и во время стоянки

Чем дизельный двигатель отличается от бензинового с точки зрения теплового баланса? КПД современного дизеля высок, однако избыточного тепла, отводимого системой охлаждения, не так уж и много. Дизель дольше прогревается, а при езде зимой по трассе, особенно при морозном встречном ветре, в салоне может быть прохладно, даже если штатная печка работает на максимуме.

Между тем, оставить автовладельца один на один с этой проблемой производитель не может — четкие требования касательно отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в салоне задаются Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств». А в некоторых отраслях, например в системе пассажирского транспорта или скорой медицинской помощи, климат в автомобиле должен соответствовать еще более жестким ведомственным нормам. В решении данной проблемы на помощь дизельному двигателю приходит штатный догреватель: поддерживая рабочую температуру охлаждающей жидкости, он не только помогает быстрее создать в салоне автомобиля комфортные условия, но и снижает износ силового агрегата, ускоряя выход на эксплуатационный режим.

Кстати, идея дополнительного прогрева охлаждающей жидкости не нова, и решения для этой задачи использовались самые разные. Например, на дизельных автомобилях Toyota использовалось механическое устройство Viscous Heater, вырабатывающее тепло за счет трения дисков, собранных в специальной фрикционной муфте. Впрочем, широкого распространения эта конструкция так и не получила — механические потери на вращение деталей муфты оказались чересчур высоки.

Современные автомобили оснащаются топливными догревателями. Производство таких систем — сложный и наукоемкий бизнес, в котором сегодня работает сразу несколько компаний мирового масштаба. Но зачастую автомобилисты любой жидкостный подогреватель называют словом «вебасто», которое происходит от названия немецкой компании Webasto AG — примерно так, как у нас называют ксероксом все копировальные аппараты, даже если они произведены не фирмой Xerox, а какой-то другой компанией. Собственно, поэтому мы и решили взять в пример именно эту марку.

Пульт Telestart T91 имеет всего две кнопки — запуск и остановка

Принцип работы топливного догревателя следующий. В камеру сгорания, размещенную внутри теплообменника, нагнетается воздух. Туда же при помощи дозирующего насоса подается топливо. Внутри камеры сгорания находится устройство воспламенения (штифт накаливания), которое запитывается от бортовой электросети. Топливо сгорает, антифриз, находящийся в теплообменнике, за счет циркуляции в системе охлаждения перекачивается в водяную рубашку двигателя, вместо него в теплообменник попадает холодная жидкость — так образуется замкнутый контур. Штатный догреватель полностью интегрирован с двигателем. Он получает команды по цифровому каналу от блока управления двигателем, запускается и отключается автоматически в зависимости от внешней температуры. Водитель в этом участия не принимает, о штатном срабатывании системы он может судить лишь по характерному звуку и светлому выхлопу за передним колесом. Неудивительно, что все алгоритмы работы догревателя закладываются производителем автомобиля. При этом далеко не последнее значение имеет экономичность. Например, 5-киловаттный «котел» не работает на полную мощность постоянно. Используется гибкое варьирование производительности.

Можно произвести запуск отопителя Webasto с телефона, находясь при этом в любых географических координатах

ВЫГОДНО ВСЕМ

Легкие коммерческие автомобили с дизельным двигателем — частые гости в техцентре Webasto. Причем приезжают не только автобусы, но и фургоны. По словам водителей, современный дизель при условии заправки качественным топливом и исправном аккумуляторе стабильно запускается даже в сильный мороз, однако характер его работы после запуска свидетельствует о повышенных нагрузках. В связи с этим возникает потребность в расширении функциональных возможностей догревателя до полноценного автономного жидкостного отопителя с функцией предпускового подогрева. Сложно ли выполнить эту работу? Нет, несложно, в этом мы убедились, посетив монтажный участок ООО «Вебасто Рус».

В процессе доработки требуется установка «железа» — жгута электропроводки, набора реле, шлангов, иногда электрической помпы. Плюс перепрограммирование блока управления. В зависимости от конкретной ситуации стоимость такого комплекта может варьироваться от 5 до 35 тыс. руб. Но апгрейд будет в любом случае дешевле, чем монтаж нового предпускового подогревателя, уверяют инженеры Webasto.

В панель управления MultiControl встроен датчик температуры воздуха

«Нередко клиенты задают вопрос: из чего складывается стоимость комплекта для переоборудования? Стоит понимать, что приобретается не только набор необходимых комплектующих, речь идет о приобретении возможности предпускового подогрева двигателя, — говорит Денис Репин, технический менеджер ООО «Вебасто Рус». — Без этого комплекта догреватель не будет решением для холодного пуска, поэтому сравнивать его цену нужно со стоимостью нового предпускового подогревателя».

Самые востребованные комплекты в техцентре Webasto — это наборы для переоборудования дизельных Fiat Ducato, Citroen Jumper и Peugeot Boxer. Все эти модели начиная с 2006 года штатно оснащаются догревателями (ранее Thermo Top Z. Даже если на машине установлен «котел» конкурента, мастера Webasto в большинстве случаев найдут соответствующее решение и выполнят работу с гарантией. В этом нет никаких противоречий, поскольку речь идет о дооснащении самого автомобиля, а не о ремонте отдельного агрегата.

Набор для переоборудования включает ряд компонентов из установочного комплекта полноценного подогревателя

Стандартное время монтажа комплекта на микроавтобус составляет 2–3 часа. По сути, все работы производятся в присутствии водителя. В сравнении с установкой нового отопителя, которое занимает от 8 до 11 часов, это тоже плюс. Предпусковые подогреватели Webasto не требуют обслуживания в процессе эксплуатации. Единственная рекомендация, которую дает производитель, —  запускать «котел» не реже одного раза в месяц, чтобы прокачать топливную систему и выдуть скопившуюся грязь.

Поскольку предпусковой подогреватель работает автономно, он требует иных энергозатрат, чем штатный догреватель. Однако и здесь есть варианты. Например, потребление электроэнергии существенно снизится, если отказаться от подключения к подогревателю штатного вентилятора печки в кабине. Ну а тем, кому ускоренный прогрев салона принципиален, специалисты рекомендуют для полного восстановления заряда АКБ двигаться на автомобиле столько же времени, сколько работал автономный отопитель.

Производство автомобильных систем отопления — сложный и наукоемкий бизнес

КЛИМАТ В ПРОГРАММЕ

Получив из догревателя полноценный автономный отопитель Webasto, перевозчик может доукомплектовать его одним из трех органов управления. Монтируемое на приборную панель устройство MultiControl предназначено для управления жидкостными подогревателями и имеет универсальный, понятный функционал. Рабочая панель русифицирована, что значительно упрощает повседневное пользование устройством. Панель оснащена управлением запуска отопителя и содержит функцию недельного программирования. В панель MultiControl встроен датчик температуры воздуха.

Действуя по принципу фена, без промежуточного теплоносителя, Air Top быстрее нагреет салон, потратив на это меньше энергии, чем жидкостный подогреватель

Установка панели Multi-Control очень проста и не требует дополнительных отверстий в торпедо. Панель крепится в пределах зоны видимости водителя на прочную клеевую основу, а плоский и гибкий кабель подключения позволяет с легкостью его зафиксировать в любом положении. Дополнительным преимуществом является совместимость с другими органами управления.

Cистема GSM-управления Webasto Thermo Call лишена такого недостатка как ограниченный радиус действия. Где есть сотовая связь, там действует и Thermo Call, то есть фактически можно произвести запуск отопителя Webasto с телефона, находясь при этом в любых географических координатах — лишь бы там была возможность позвонить или оправить SMS. И конечно, возможны различные сочетания органов управления, например, таймер и GSM. Таймер в этой связке пригодится для запуска отопителя вне зоны действия сети в малонаселенных районах.

Современный предпусковой подогреватель Webasto Thermo Top Evo