2 string(61) "https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2019/12/am_diesel-7.jpg"

Реальные и невероятные случаи поломок дизельных моторов и их причины

текст: Семен Миронов / фото: автора / 09.01.2020
Существенная доля отказов дизельных двигателей происходит из-за заправки машин топливом несоответствующего качества. Приведём интересные примеры из практики компании Diesel-PRO, как некондиционное топливо стало причиной отказа топливной аппаратуры.

ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ

В сервисный центр обратился водитель автомобиля ГАЗель с мотором Cummins объёмом 2,8 л. Машина принадлежала компании, которая производит работы, связанные с бурением скважин различного назначения, и выполняла вспомогательные функции. На этом факте мы сознательно сделали акцент, так как заправка грузовика (со слов водителя) зачастую выполнялась из ёмкостей, в которых топливо доставлялось на объекты с целью обеспечения работы стационарного оборудования. Нередко в бак грузовика попадало и горючее, приобретаемое по случаю на хоздворах, близ которых производились бурильные работы. Причина обращения в сервисный центр — затруднённый пуск двигателя и его неустойчивая работа.

При использовании ударных дозировок очистителей топливной системы смытая с внутренних поверхностей бака грязь идёт в фильтры, забивая их шторы, а мелкофракционная взвесь проникает в систему, уничтожая прецизионные пары.
Мутная жижа способна за короткий срок забить фильтры, снизив подачу топлива до критического минимума.
Субстанция на дне колбы — лягушачья икра, она попала в топливо на АЗС со сточными водами, случайно просочившимися в резервуарный парк.

Основываясь на накопленном опыте, механики СТО первым делом подключились к обратной магистрали системы питания и измерили количество проходящего по ней топлива. Полученные значения существенно превосходили нормативные, что свидетельствовало о сильном износе прецизионных пар (в том числе игла-распылитель), а также клапанов форсунок. Первопричина же отказа инжекторов, как и ожидалось, бултыхалась в топливном баке — вязкая смесь жидких и твёрдых частиц мутного бело-жёлтого цвета с большим содержанием воды. Именно поэтому мы акцентировали внимание на том, где периодически производилась заправка машины. Поскольку ключевую роль в аварийном износе прецизионных пар сыграла именно содержащаяся в топливе вода, то в очередной раз мы напоминаем о необходимости оснащения дизельных машин современными фильтрами-сепараторами, которые должны как минимум иметь опцию электроподогрева, а в идеале и автомат сброса конденсата.

Поршень лёгкого дизеля прошёл всего под 300 тыс. км и был оплавлен из-за льющей форсунки. Переливы возникли из-за износа ряда важных ее элементов.

Как показывает негласная статистика, нечистые на руку владельцы АЗС и ушлые поставщики топлива добавляют воду в дизель до пропорции 20/1, что может быть критично для топливной аппаратуры. Явный признак того, что в залитом в бак горючем присутствует вода — жесткая работа двигателя. Проявляется данный эффект из-за того, что изменяется режим работы топливной аппаратуры, так как в отличие от «солярки» вода не сжимается. При ее попадании в плунжерные пары нагрузка, действующая на них, значительно возрастает. Также вода не обладает смазывающими свойствами, следовательно, детали будут интенсивно изнашиваться. В итоге для устранения поломки мастера выполнили переборку форсунок, отремонтировали ТНВД, промыли бак и трубопроводы. Работа длилась примерно две смены, а общие затраты перевалили за 100 тыс. рублей. На эту сумму можно было бы купить не одну сотню литров качественного топлива и избежать простоя машины.

ЭПИЗОД ВТОРОЙ

После очередной заправки двигатель Д-245 (Евро-4 с системой питания Common Rail) грузовика ГАЗ-3309 начал работать с перебоями, а затем и вовсе остановился, отказавшись пускаться. До сервисного центра машина доехала «на галстуке». Диагностика выявила отказ двухплунжерного (упрощенная конструкция) рядного насоса модели CB28, который не создавал требуемого для нормального впрыска давления в рампе.

С усложнением топливной системы усложняется диагностическое оборудование.

Поиски первопричины привели к топливному баку и, разумеется, его содержимому. Жидкость зелёно-чёрного цвета с оттенками синего (если осматривать колбу на просвет) свидетельствовала о том, что солярка была обильно разбавлена печным топливом. При этом специалисты отметили, что так называемое «чернение» горючего также было вызвано воздействием на него продуктов сгорания, которые проникали в полости между распылителями и иглами форсунок по причине зависания последних. Остающееся в распылителях, почерневшее в результате термического и химического воздействия топливо уходило в бак по обратной магистрали. Итог — переборка форсунок и замена ТНВД. Восстановление насоса CB28 из-за сложностей с поиском и оперативной покупки запасных частей редко оправдано с экономической точки зрения. По этой причине в большинстве случаев владельцы машин вынуждены раскошеливаться на приобретение нового агрегата. Ремонтные работы затянулись на три дня, а общие затраты составили 120 тыс. рублей.

ЭПИЗОД ТРЕТИЙ

Уникальный случай произошёл с владельцем автомобиля MAN TGS, который обратился в сервис с жалобой на затруднённый пуск и нестабильную работу двигателя. Чтобы выяснить причину поломки, мастера сервисного центра провели компьютерную и инструментальную диагностику мотора с демонтажем форсунок. Форсунки оказались сильно изношенными, в связи с чем было принято решение по их ремонту, что и было выполнено с применением качественных запчастей. При этом клиенту была выдана и рекомендация по промывке топливного бака и всех топливных магистралей.

Насосная пара потеряла подвижность из-за износа, вызванного так называемым «сухим» дизельным топливом при отсутствии в должном количестве смазывающих присадок.

В ходе проведения данных работ мастера извлекли из бака некую субстанцию, которая внешне была похожа то ли на водоросли, то ли на пористую губку, то ли на сгусток грязи. Но интрига ждала механиков впереди — из извлечённой субстанции выпрыгнул… крошечный, живой (!) лягушонок! Как оказалось, в составе содержимого топливного бака присутствовала лягушачья икра. Как она попала в закрытый резервуар?

Одно из самых реалистичных предположений, что загрязнение проникло в нефтепродукт со сточными водами, которые просочились в ёмкость с топливом на АЗС. При этом у колонки, с которой было отпущено топливо, банально отсутствовал фильтр нагнетающей магистрали (для многих частных АЗС, увы, не редкость). Почему лягушонок выжил в дизельном топливе? Икра бесхвостых земноводных — это некое подобие губки, внутри которой находится вода с растворённым в ней кислородом. То есть условия для жизни крохотного существа создала природа.

Так производится диагностика топливного насоса высокого давления.

Лягушонку повезло, что произошёл отказ топливной аппаратуры, благодаря которому и была произведена чистка бака. Однако на этом история не закончилась. Потратившись на промывку бака, владелец немецкого грузовика успокоился и решил сэкономить на замене топливоподводящих патрубков, так называемых «морковках», демонтированных при извлечении форсунок. Стоит ли удивляться тому, что он был вынужден произвести и замену данных элементов, так как в сцепке с груженым полуприцепом тягач не смог сдвинуться с места по причине отсутствия достаточной тяги. В конечном итоге ремонтные работы проводились в течение двух дней, а затраты, которые понёс владелец, составили 98 тыс. рублей.

ЭПИЗОД ЧЕТВЁРТЫЙ

На СТО своим ходом пришёл легкий грузовик Hyundai Porter II, оснащённый мотором стандарта Евро-5 с топливной аппаратурой Delphi. Причина обращения — затруднённый пуск двигателя. Проведённая инструментальная диагностика, с применением стенда Bosch, выявила сильный износ клапанных узлов форсунок — в обратную магистраль уходило большое количество топлива. Причиной износа форсунок стало грязное, непонятного состава топливо. Находящийся в баке нефтепродукт имел мутно-медовый цвет, по которому достаточно трудно судить о веществах, добавленных в топливо на АЗС или в процессе его транспортировки.

Несмотря на то, что фильтрующие сетки топливных насосов можно промыть, их настоятельно рекомендуется заменять новыми.
Хорошие результаты ремонта форсунок достигаются с применением запасных частей российского производителя АЗПИ.

Чем дельцы разбодяжили топливо, так и осталось тайной. Эксперты отметили, что скопившаяся в баке грязь, скорее всего, была поднята со дна вследствие применения ударной дозы моющей присадки, которую владелец машины незадолго до описанных выше событий вылил в бак для устранения сбоев в работе мотора. Отсюда мораль — присадки в топливо необходимо добавлять обдуманно и только в качестве профилактики, а не для устранения уже имеющих место быть симп-томов отказа топливного оборудования. В итоге владелец машины заплатил 65 тыс. рублей за восстановление форсунок, их адаптацию с присвоением кода и промывку топливной системы. Машина простояла в ремонтной зоне около трёх дней.

ЭПИЗОД ПЯТЫЙ

Одним из самых распространённых способов увеличения прибыли нечистых на руку владельцев АЗС или поставщиков топлива является разбавление дизеля печным топливом. Страшилок на эту тему в шофёрской среде ходит очень много. Печное топливо из-за своих свойств наносит топливному оборудованию особо ощутимый урон. Лишнее подтверждение тому — выход из строя топливного оборудования фургона Ford Transit, доставленного на СТО на буксире. То, что агрегаты топливной системы вывело из строя именно печное топливо, стало ясно по цвету слитой из бака жидкости — забродивший «хлебный квас» тёмного цвета с колыхающимися в нём лохмотьями.

При передаче клиенту отремонтированных агрегатов их запаковывают в пакеты для исключения попадания грязи и воздействия влаги.

Отметим, что на моторе грузовика была установлена топливная аппаратура Siemens, ремонт которой весьма недёшев. Главный удар на себя принял ТНВД: он буквально развалился на части. Ввиду сложности приобретения запасных частей к данному агрегату было принято решение заменить его новым. Можно было снизить затраты, подобрав бывший в эксплуатации насос, находящийся в хорошем техническом состоянии. Учитывая нюансы конкретной системы питания, ремонтные работы заняли около четырёх дней, а общие затраты на восстановление составили 100 тыс. рублей.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

От АЗС и её отношения к клиентам во многом зависит, сколько отработает топливная аппаратура и как надёжно будет она функционировать. При этом, к большому сожалению, нет никакой гарантии, что даже на проверенный объект придорожного сервиса однажды не поступит некачественное топливо, не соответствующее сопроводительным документам. Профильные специалисты настоятельно рекомендуют не экономить на фильтрах и приобретать исключительно оригинальные расходники. Если же заправка некачественным топливом всё же случилась и мотор стал работать с перебоями, плохо пускаться, расходовать больше топлива — тянуть с ремонтом топливной аппаратуры нельзя, это во-первых. А во-вторых, после его выполнения в обязательном порядке произвести промывку топливопроводов и бака. Обращаем внимание на то, что для полноценной промывки трехсекционных баков большого объема (такие обычно подвешивают на рамы магистральных тягачей) их верхнюю часть срезают, а после того как изнутри будет удалена вся грязь, удалённую часть возвращают на место и заваривают. Для выполнения этой ответственной работы в арсенале СТО должно иметься соответствующее сварочное оборудование, а главное — квалифицированные специалисты, знакомые с технологией пожароопасных работ.

4 комментария на «“Реальные и невероятные случаи поломок дизельных моторов и их причины”»

  1. Аноним:

    Вы такими статьями лишь пугаете потенциальных покупателей дизельной техники в России

  2. Евгений:

    » так как в отличие от «солярки» вода не сжимается. При ее попадании в плунжерные пары нагрузка, » Вы удивитесь, но
    солярка тоже не сжимается.

  3. Александр:

    В баке я согласен, может быть что угодно (насчет лягушенка поржал, господа писатели — это конечно перебор). На современных дизелях стоят надежные системы фильтрации и очистки топлива, зачастую с датчиками воды. Другое дело что по ряду причин на машину могут быть установлены низкокачественные расходники, которые должным образом не справляются с очисткой соляры, а это ведет к дорогостоящему ремонту. ИМХО в большинстве случаев КРОИЛОВО ПРИВОДИТ К ПОПАДАЛОВУ.

  4. андрей:

    Ну зачем Портеру 2 дизельный агромотор? Ему бензинку 1.6 на впрыске з глаза, солярка и так золотая .а тут еще разоряющие ремонты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное