Top.Mail.Ru
После падения и обнуления: что происходит с автолизингом в России

После падения и обнуления: что происходит с автолизингом в России

фото: автора и из архива редакции / 11.08.2020
В нынешнем году российский рынок автолизинга продолжает удивлять, показывая в одних сегментах сваливание к нулевым показателям и уход в минус, а в других — резкий набор высоты…

Валентин Ожго

По количеству договоров и отгрузок пятимесячные лизинговые результаты могут порадовать только в группе спецтехники. Наилучшая ситуация зафиксирована в сегменте складской техники, где рост относительно 2019‑го достиг двухзначного числа. Правда, при конвертации полученных там 12 % отгрузок в количественный показатель мы получим чуть больше 700 единиц, что на фоне всего сегмента очень скромно.

После падения и обнуления: что происходит с автолизингом в России
В операциях компании «Газпромбанк Лизинг» лидируют столичные клиенты.

По подсчетам экспертов Russian Automotive Market Research, в финансовый лизинг за пять месяцев передано 8,18 тыс. ед. спецтехники, то есть на 3 % больше прошлогоднего. Объемы сделок тоже устремились ввысь: количество договоров лизинга на спецтехнику за это время взмахнуло на 6 %, достигнув 7,08 тыс. единиц.

Ниже нулевой отметки кто-то тихо скатывался, совсем чуточку, а кто-то валился с грохотом, очень глубоко. К примеру, дорожно-строительная техника по количественному объему лизинговых отгрузок осталась самой масштабной, почти дотянула до отметки 3,5 тыс. ед., но из-за простоев сбыта во время самоизоляции уступила прошлогоднему пятимесячному результату 1 %. А вот лизинговый портфель сельхозмашин за упомянутый период провалился на 14 %.

Впрочем, в сегменте автомобилей и прицепной техники ситуация оказалась более тревожной, обнуление с переходом во временный глубокий спад зафиксировано по всем позициям. Во-первых, на четверть сократилось количество договоров: лизинговые компании подписали с клиентами всего 55,86 тыс. финансовых соглашений на передачу техники. Во-вторых, как скрупулезно подсчитали эксперты упомянутого выше маркетингового автомобильного агентства, потребителям по лизинговой схеме отпущено 62,93 тыс. автомобилей и прицепной техники, что на 28 % хуже прошлогоднего.

После падения и обнуления: что происходит с автолизингом в России

Считай, наполовину меньше (46 %) передано автобусов, на треть снизились поставки LCV (32 %) и грузовиков (30 %). Лизинговые отгрузки легковушек ухудшились на 27 %. Столь нерадостная ситуация могла быть еще хуже, если бы финансовые организации не подсуетились. По мнению многих экспертов, использование ранее протестированных и повсеместно внедряемых российскими лизинговыми компаниями технологий цифровизации — электронного документооборота (ЭДО) и электронной цифровой подписи (ЭЦП) — позволило сдержать падение лизинговых сделок.

С такими выводами согласился и генеральный директор группы компаний «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов. В комментарии «Автопарку» он подчеркнул, что недавняя вынужденная самоизоляция заставила предпринимателей «присмотреться к преимуществам цифровизации. Только за апрель-май количество запросов в наши офисы на подключение к системе взаиморасчетов в электронном виде выросло в четыре раза».

После падения и обнуления: что происходит с автолизингом в России

Если учесть, что развитие ЭДО и заключение сделок с использованием ЭЦП до сих пор развивалось не очень активно, прогресс налицо. Статистика показывает, что лишь 30 % российских компаний использовали в своей деятельности электронный документооборот, а среди малого бизнеса эта доля и того меньше — всего 5 %. Как видим, не было бы счастья, да несчастье помогло…

НАМ «ЦИФРА» СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ

К пионерам цифровизации российского сектора автолизинга можно смело отнести «КАМАЗ-ЛИЗИНГ»: в 2018 году АО «Лизинговая компания КАМАЗ» запустила проект «Электронный лизинг», с помощью которого большая часть работы переведена в электронный формат, начиная от подачи заявки, сбора, обмена документами и заканчивая подписанием договоров. Ход оказался правильным, поскольку вынужденный переход на удаленную работу нынешней весной из-за COVID-19 подтвердил важность этого начинания, дав цифровизации не только более активный виток развития, но и усилив значимость практического применения электронного документооборота и цифровой подписи.

После падения и обнуления: что происходит с автолизингом в России
По подсчетам RAMR за пять месяцев 2020 года, в финансовый лизинг передано 8,18 тыс. ед. спецтехники, то есть на 3 % больше прошлогоднего.

В эксклюзивном комментарии «Автопарку» генеральный директор АО «Лизинговая компания КАМАЗ» Андрей Гладков не без гордости сообщил, что сегодня любой их офис может полностью «…довести сделку до передачи техники в цифровом режиме — на всех этапах. Для этого в компании внедрен электронный документооборот с использованием ЭЦП, модернизирован сайт, где клиент может ознакомиться с программами, рассчитать лизинг на калькуляторе, подобрать технику с помощью конфигуратора моделей, подать заявку на лизинг».

Сделано много. Во-первых, для действующих клиентов «камазовская дочка» запустила личный кабинет, где клиент может ознакомиться с графиком начислений, состоянием платежей, просмотреть реестр заключенных договоров, информацию о сумме задолженности, если таковая имеется, отследить статус оставленной заявки на лизинг, получить в оперативном режиме информацию по счетам-фактурам и др.

Перечень полезных постулатов у сервиса постоянно расширяется. Уже полностью автоматизированы процессы управления дебиторской задолженностью, роботизирована претензионная работа и т. п. Только по итогам нынешнего мая система «Электронный лизинг» позволила осуществить отправку около 40 % всех документов электронным способом. Налицо реальное вытеснение с лизингового операционного процесса документов на бумажном носителе, начиная от их приема. Рост популярности личного кабинета клиента подтолкнул к разработке кабинета для дилера.

В лизинговой компании «Европлан», где еще до пандемии начали внедрять так называемую диджитализацию, практически без потерь пережили сложный период самоизоляции: развитая IT-инфраструктура и наличие электронного документооборота позволили дистанционно решать задачи не хуже, чем это было при личном контакте с клиентом. По словам генерального директора компании «Европлан» Александра Михайлова, этот процесс уже откатали ранее и «…с перемещением в online, когда с 30 марта 2020 года компания полностью перешла на удаленный режим работы, самые важные лизинговые сделки не сорвались. Каждый филиал продолжил принимать заявки, платежи с использованием электронной цифровой подписи и цифрового документооборота».

НА ВКУС И ЦВЕТ ТОВАРИЩЕЙ НЕТ

Редакция «Автопарка» решила сопоставить предпочтения лизингополучателей до «вирусного сказа» и после него, узнать самые востребованные марки техники в лизинговых заявках и, конечно же, выяснить регионы, возглавившие условный хит-парад лизинговых сделок. Статистика получалась интересной и пестрой. Если в сегменте легковых автомобилей среди клиентов упомянутого «Европлана» первую тройку спроса за год до прихода COVID-19 возглавляли Lada, Kia и Toyota, то в 2020 году, с апреля по июнь включительно, в этих позициях изменений не произошло.

А вот в грузовой группе без перетасовки не обошлось. К примеру, с апреля по июнь 2019 года в топ-3 вошли КАМАЗ, MAN, DAF. Спустя 12 месяцев возглавляющий рейтинг КАМАЗ остался, а вот второе и третье места соответственно заняли Volvo и Mercedes-Benz. Лидером по количеству заключенных договоров лизинга и отгрузкам получаемой техники всех сегментов стала Москва.

В операциях компании «Газпромбанк Лизинг» Москва тоже лидирует. Отчасти это можно объяснить тем, что онлайн-лизинг еще до ограничений «откатали» на столичном регионе, а потом распространили по всей России. По количеству заключенных договоров лизинга доля Москвы в сделках компании достигла 39 %. В основном удовлетворялся спрос на автомобили ГАЗ, Ford, Mercedes-Benz, Toyota и Kia.

Онлайн-сделки с применением ЭЦП набирают обороты. Из последних примеров — передача двух тягачей MAN транспортной компании «Гранд Транспортер», которая давно использует электронный документооборот в работе с теми контрагентами, у которых тоже есть цифровая подпись.

В приоритетах спроса АО «Лизинговая компания КАМАЗ» тоже произошла рокировка. В нынешнем апреле-мае на пике спроса находились седельный тягач КАМАЗ-5490, который превалировал в лизинговых поставках прошлого года, и самосвал КАМАЗ-6580, в прошлом году даже не входивший в тройку самых покупаемых моделей. Не растерял привлекательности самосвал КАМАЗ-65115, исторически вызывающий интерес у обычных покупателей техники и лизингополучателей.

Наибольшая доля лизинговых отгрузок выпадает на Центральный федеральный округ и Поволжье. На Москву приходится 20 % емкости лизингового портфеля. Предприниматели этих и других регионов еще с прошлого года «подсели» на две популярные акции — «Лови удачу!» и «Самосвал на спецусловиях», которые действуют и в 2020 году. В актуальной линейке есть еще продукты «Аренда» — аренда техники с пробегом, программа «Старый друг» — для постоянных клиентов, «Лизинг оборудования» — специальная программа для дилеров ПАО «КАМАЗ». При этом любое свое предложение лизинговая компания совмещает с государственной программой «Льготный лизинг», предлагая скидку на авансовый платеж до 12,5 %.

Экономическая ситуация заставляет лизингополучателей искать выгодные предложения не только по привлекательным условиям заключаемых сделок, но и по стоимости владения. Менеджеры компании «Газпромбанк Лизинг» заметили возрастающий интерес к газомоторной технике. Сделки по ней в первом полугодии занимают в емкости поставок лишь 3 %. Однако по сравнению с результатами 2019 года рост составил 39 %, что свидетельствует о постепенной переориентации с классических ДВС на альтернативные моторы.

Стимулы для этого предложены привлекательные: при получении в финансовую аренду техники на газомоторном топливе, произведенной в нашей стране, владельцы легковых автомобилей, автобусов, техники для ЖКХ и тракторов с российской маркировкой, использующих природный газ в качестве моторного топлива, вправе рассчитывать на скидку от 105 тыс. до 3,4 млн рублей.

Согласно «Транспортной стратегии России», к 2030 году доля автопарка с двигателями на альтернативных видах топлива (в первую очередь речь идет о природном газе) должна составить минимум 49 %. По мнению «Автопарка», до этого еще далеко: доля газомоторной техники в настоящий момент составляет не более 5 % всего автопарка страны. Не исключено, что по этой программе сроки придется обнулять и назначать более реальные сроки реализации проекта…

После падения и обнуления: что происходит с автолизингом в России

Андрей Гладков,
генеральный директор АО «Лизинговая компания КАМАЗ»

Первый квартал показал отрицательную динамику относительно прошлого года, это правда. Спад наблюдался не только в лизинге, но и на рынке грузовых автомобилей, от которого мы зависим напрямую. По итогам апреля рынок просел более чем на 30 % в сегменте класса КАМАЗ (14–40 тонн). Однако сейчас мы наблюдаем рост реализации.

Наш портфель в 2019 году по сравнению с предыдущим годом стал больше в 1,8 раза, объем нового бизнеса — в 1,6 раза. На рынке лизинга автотехники КАМАЗ «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» был и остается лидером. Наша доля по итогам года состав-ляет около 30 %. В отгрузках автопроизводителя наша доля — 15 %.

В настоящее время клиентами «КАМАЗ-ЛИЗИНГа» являются представители как крупного, так и малого и среднего бизнеса, но в списке лизингополучателей сегодня преобладает малый и средний бизнес, на долю которого приходится 74 % всех сделок. И такая тенденция сохраняется: среди обращений и одобренных сделок апреля-мая мы также наблюдаем увеличение доли малого и среднего бизнеса.

После падения и обнуления: что происходит с автолизингом в России

Александр Михайлов,
генеральный директор лизинговой компании «Европлан»

Рынок лизинга и автолизинга серьезно пострадал из-за пандемии и общего ухудшения экономической ситуации в стране. Сейчас ограничения сняты, минимизированы, что стимулировало рост числа выдач. Это говорит об огромном отложенном спросе: многие клиенты планировали обновить автопарк или приобрести автомобиль для себя, однако в связи с резким и неожиданным изменением ситуации были вынуждены отложить эти планы и реализуют их сейчас. К сожалению, автолизинговая отрасль не сможет быстро вернуться на тот уровень продаж, который был ранее. Помимо отложенного спроса, есть и отложенные последствия негативных обстоятельств, с которыми нам всем придется встретиться позже. Есть момент неопределенности относительно эпидемиологической ситуации, и потому давать прогнозы о будущем рынка пока преждевременно. Надежду внушает то, что автолизинг остается очень гибким инструментом — он дает возможность создавать и развивать новые формы владения автомобилем, сокращать расходы наших клиентов и находить для них индивидуальные решения.

После падения и обнуления: что происходит с автолизингом в России

Максим Агаджанов,
генеральный директор группы компаний «Газпромбанк Лизинг»

После присоединения к группе «Газпромбанк Лизинг» одного из ведущих игроков рынка автолизинга компании CARCADE, которая по итогам 2019 года входит в топ-5 крупнейших игроков сегмента легковых авто, синергия двух компаний — CARCADE и «Газпромбанк Автолизинг» — в рамках группы позволит нам уже в следующем году оказаться в тройке сильнейших игроков. Сейчас активно помогаем клиентам преодолеть последствия спада от COVID-19. За апрель-май в «Газпромбанк Автолизинг» обратилось около 1100 клиентов с просьбой о пересмотре действующих договоров. Одобрены были почти все. Отказано лишь шести компаниям, допускавшим нарушения платежной дисциплины еще задолго до кризисной ситуации с коронавирусом. С большинством остальных лизингополучателей уже подписаны дополнительные соглашения, чаще всего они выбирали заморозку платежей на 1–2 месяца с переносом выплаты на последующие периоды. Однако значительная часть клиентов, а это около 38 % от общего числа обращений, несмотря на положительное решение по рассрочке, не воспользовалась каникулами, рассчитываются с финансовым партнером по прежнему графику.

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное