Полвека партнерства: техника Liebherr

текст: Вячеслав Мамедов / фото: Liebherr / 22.10.2015
Концерн Liebherr, сегодня объединяющий более 130 компаний, представленных на всех континентах, полвека назад был одним из первых после Второй Мировой войны вступивших на путь тесного сотрудничества с СССР, а затем и с Россией. И сегодня, в непростых политико-экономических реалиях, концерн подтверждает стратегию дальнейшего развития партнерских отношений

Более 60 лет назад в немецком городе Кирхдорф-на-Иллере Ханс Либхерр, получивший образование в семейной строительной фирме и во время Второй мировой войны служивший в инженерных войсках, начал разработку быстровозводимых транспортных кранов, которые легко можно было бы смонтировать без вспомогательных средств. Так были заложены предпосылки к основанию компании, со временем превратившейся в одного из крупнейших мировых производителей разнообразной техники.

Бульдозер PR734 разработан и выпускается специально для российских потребителей

Для строительной и горнодобывающей индустрии концерн Liebherr — International AG, штаб-квартира которого располагается в Бюле (Швейцария), предлагает широкую гамму башенных, гусеничных и мобильных кранов, гидравлических и канатно-гидравлических экскаваторов, колесных и гусеничных погрузчиков, бульдозеров, трубоукладчиков, телескопических погрузчиков, карьерных самосвалов, а также бетононасосов и автобетоносмесителей. Концерн производит станки, выполняет инжиниринговые проекты, для аэрокосмической отрасли, выпускает шасси самолетов, системы управления полетом и кондиционирования воздуха. Производится различное оборудование для железнодорожного транспорта и бытовая техника (более 300 моделей холодильников и морозильников).

Башенный кран 150EC-B8 Litronic устанавливается на башенную систему 132НС, выпуск секций которой осуществляется на заводе Liebherr в Нижегородской области. Фундаментные анкеры для данного типа крана также изготавливаются в России

После смерти Ханса Либхерра в 1979 году владельцами концерна являются его дочь Изольда и сын Вилли, которые сегодня подчеркивают при встречах с журналистами, что отец часто упоминал о своей привязанности к русской культуре и за десятки лет успешной работы в России приобрел множество надежных партнеров, с которыми было реализовано немало успешных проектов.

А началось сотрудничество в 1965 году, когда московский «ЗиЛ» разместил заказ на партию зубофрезерных и зубодолбежных станков, за которым в 1968 году последовало предложение от Всесоюзного объединения «Автопромимпорт» изготовить для строящегося Волжского автозавода 102 станка, необходимых для производства коробок передач автомобилей «Жигули». В то время подобный заказ был равен годовому выпуску станкостроительного предприятия в Кемптене (ФРГ), поэтому концерн Liebherr для выполнения заказа расширил производственный цех в Альгае.

Топливную систему типа common rail производят на швейцарском моторном заводе компании в г. Бюль

В Москве, в одном из номеров гостиницы «Украина», был организован первый офис концерна в СССР, сотрудники которого активно занялись дальнейшими шагами на пути укрепления сотрудничества с нашими партнерами. Вскоре последовал еще один крупный контракт. В связи с заключенным в 1970 году договором на поставку природного газа из СССР в ФРГ и прокладки 168 000 труб, которые с этой целью должна была изготовить компания Mannesman, концерну Liebherr предлагалось выполнить заказ на 50 мобильных кранов для прокладки трубопровода. Общая сумма заказа (в пересчете на современную валюту) составила 10 млн евро.

В 1970-х годах концерн осуществляет поставки оборудования для организации в Омске выпуска коробок передач для автомобилей «Москвич», собираемых на Ижевском автозаводе, параллельно выполняет заказ на комплексное планирование и оснащение цеха коробок передач строящегося Камского автозавода. Цех должен был выпускать до 250 тыс. коробок в год, что потребовало установки и введения в эксплуатацию 1200 ед. станочного парка, изготовленных Liebherr. В результате внедрения самых прогрессивных технологических процессов на КАМАЗе полный цикл производства одной коробки передач составил 40 секунд. «Камазовский» контракт на сумму около 194 млн евро стал в то время крупнейшим разовым заказом для концерна, открывшего в Москве представительство в новом офисе и ставшего одним из немногих иностранных производителей, получивших аккредитацию от Министерства внешней торговли СССР.

В России хорошо известны автобетононасосы Liebherr на шасси различных производителей

В 1981 году концерн Liebherr получил заказ на изготовление 333 автокранов на сумму 188 млн евро, необходимых СССР для осуществления строительства газопровода и насосных станций в Сибири. Специально для российских газовиков инженеры компании разработали 60-тонный кран, концепция которого в дальнейшем стала основой обширного семейства различных мобильных кранов. Особенностью заказа было то, что техника должна была эффективно работать при 50-градусных морозах. В связи с этим в конструкции машин широко использовалась морозоустойчивая сталь, силовой агрегат и кабины получили дополнительные обогреватели, а для испытания техники в Германии были задействованы специальные холодильные установки.

1980-е годы стали годами бурного развития сотрудничества между СССР и концерном. Liebherr участвует в создании сети станций обслуживания газовых турбин, используемых в качестве приводных механизмов газотранспортной системы Ямал–Ужгород, возводит в Москве завод по производству коробок передач для АЗЛК, отгружает партию мобильных кранов для компании «Минмонтажспецстрой». В связи с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС компания срочно выполняет поставку 10 экскаваторов, 10 бульдозеров и 10 автокранов, оснащенных свинцовой броней и имеющих дистанционное управление.

Колесный погрузчик L550 — новинка российского рынка

В конце 1980-х с помощью компании Liebherr был реализован проект по созданию крупнейшего в СССР завода строительных бульдозеров в Чебоксарах с производством дизельных двигателей, а одесский Завод им. Январского восстания завязал сотрудничество с немецкими партнерами, следуя указаниям по выполнению Договора о разоружении, предусматривающего утилизацию ракет средней дальности SS-20. Высвободившиеся от ракетных установок советские шестиосные шасси переправлялись в Германию, где на них специалисты Liebherr устанавливали крановое оборудование. По возвращении в СССР такие краны получали обозначение «Прогресс 2000». Даже в «лихие 90-е», когда наша страна болезненно переходила на новые условия хозяйствования, поставки кранов и других строительных машин марки Liebherr не прекращались, хотя и крупных совместных проектов не было.

Начало нового века и экономические перемены, направленные на возрождение экономической мощи России, снова активизировали сотрудничество с Liebherr. В 2006 году под Нижним Новгородом близ Дзержинска немецкий концерн создает первое российское предприятие, которое способно выпускать башенные краны и землеройную технику для нужд российского рынка. Кроме выпуска тяжелой техники на заводе запущено производство комплектующих и металлоконструкций. В том же году ООО «Либхерр-Русланд» начало строительство ремонтно-складского комплекса в Московской области. Сегодня успешно работающий центр включает в себя цех площадью 2640 м2 для ремонта строительной и грузоподъемной техники, склад запасных частей, склад холодильной техники, учебный центр и полигон. В 2011 году в Дзержинске был открыт второй завод компании для производства компонентов для авиапромышленности и металлоконструкций для башенных кранов.

Обучение операторов башенных кранов проводится с помощью тренажеров Lisim

В год 50-летия успешного сотрудничества концерна с предприятиями РФ посетители стенда ПАО «КАМАЗ» на выставке COMTRANS 2015 смогли впервые увидеть результат нового этапа взаимовыгодной плодотворной работы, не прекращающейся ни на один день, — опытный образец перспективного дизеля для семейства камских грузовиков, созданный совместными усилиями специалистов Liebherr и инженеров из Набережных Челнов. В конце этого года начнутся испытания двигателя на автомобилях. К слову, положительный опыт использования дизелей Liebherr на камских грузовиках уже имеется. Всемирно известные своими победами на ралли-рейдах «Дакар» спортивные грузовики КАМАЗ также оснащаются двигателями этого концерна.

Дизель КАМАЗ- 910.10-550 — результат сотрудничества концерна Liebherr с НТЦ ПАО «КАМАЗ»

С 1985 года Liebherr разрабатывает и производит на своем заводе в швейцарском городе Бюль обширную гамму дизелей для строительных машин. В основе нового камского дизеля КАМАЗ-910.10-550 — 12-литровый рядный дизель Liebherr D946, выпускающийся два года и не применявшийся ранее на автомобилях. Перейти на рядную компоновку при создании новых силовых агрегатов заставили серьезные причины: с введением норм Евро-6 для нейтрализации отработавших газов сегодняшнего сочетания рециркуляции (EGR), впрыска реагента AdBlue (SCR) и регенерируемого сажевого фильтра будет недостаточно для оптимизации параметров электронно-управляемых систем дизеля. Возникнет необходимость установки турбокомпаунда (т.е. еще одной турбины, связанной через редуктор с коленвалом) для получения дополнительных лошадиных сил с целью компенсации неизбежной потери мощности, на которую придется пойти для соответствия экологическому стандарту выше уровня Евро-6. А турбокомпаунд с редуктором чрезвычайно трудно встроить в V-образную схему расположения цилиндров, вот и придется от нее отказаться. Кстати, этой точки зрения придерживаются еще две компании, в гамме продукции которых сохранились V-образные моторы, — Daimler AG и Scania.

Гусеничный экскаватор R916 впервые был показан на выставке СТТ — 2015

Дизели КАМАЗ-910.10-550 имеют чугунный блок с мокрыми гильзами, распредвал в блоке, привод клапанов штангами, шестерни ГРМ и насосов — со стороны маховика. Эффективный расход топлива должен будет составить 183 г/кВтч, а максимальные мощность и крутящий момент — 550 л. с. и 2340 Нм соответственно. Головки цилиндров у дизелей Liebherr выполняются раздельными, а ремонтные размеры шеек коленвала сделают его практически вечным. Ожидаемый ресурс дизеля до капитального ремонта должен составить до 1,5 млн км, периодичность замены масла — 150 тыс. км. Дизели, оснащенные системой впрыска common rail, будут иметь системы нейтрализации, включая SCR, EGR и сажевый фильтр, удовлетворение перспективным нормам Евро-6 обязательно. Со временем завод в Набережных Челнах освоит модельный ряд дизелей такого типа с мощностью 380, 400, 450, 500 и 550 л. с., пока же выпуск первой партии намечен на второе полугодие 2017 года. К тому времени с концерном Liebherr наверняка будет реализовано немало новых интересных и взаимовыгодных проектов.

Citroen С5 уже знаком нашим читателям по тесту его двухлитровой версии. На сей раз мы представляем люксовую комплектацию этой машины — 3.0i V6 Exclusive.

2000 Citroen C5

© Фото: Citroen

Внешность автомобиля соответствует мировой моде, однако С5 легко узнаваем. Перед нами несомненный «француз», хотя это не исчерпывающее определение. Чувствуется, есть что-то еще в его «генах». Посадка в салон внесла ясность: Америка. Аромат слабый, но легко осязаемый. Как у хорошего вина: вкус смешивается с запахом, рождая широкую гамму ощущений. Кажется, ухватил, но… легкий ветерок превращает налет розмарина в «ноту» черемухи, и эти перемены происходят непрерывно. Так и «вкус» С5 изменялся постоянно, на протяжении всего теста.

2000 Citroen C5

© Фото: Citroen

Салон светлый и просторный. Отделка лишний раз напоминает о солидности автомобиля. Не станем вновь перечислять всевозможные электроудобства. Нет только телевизора. Все остальное, до чего дошли автомобильный комфорт и безопасность, имеется.

Приятно было обнаружить нетрадиционный лоточек для мелочи под водительским сиденьем. Перчаточный ящик способен выполнять функции холодильника для напитков. Отдельно отметим прекрасную аудиосистему, вооруженную «крупнокалиберными» динамиками JBL, создающими мощную и прозрачную звуковую картину. Управление «музыкой» продублировано на подрулевом переключателе.

Лишенные боковой поддержки сиденья обшиты кожей и снабжены полным набором электрорегулировок, которые вкупе с настраиваемой в двух направлениях рулевой колонкой позволяют принять наиболее удобную позу. Вот только диапазон перемещения кресел хотелось бы немного увеличить. Между сиденьями — подлокотник с изменяемым углом установки. Задний диван просторен, но если водитель — рослый человек, полной свободы пассажирам ощутить здесь не удастся.

Внушительных размеров багажное отделение оборудовано сеткой для закрепления небольшой поклажи и уймой лямочек–петелек. Для перевозки длинномеров предусмотрен лючок в спинке заднего сиденья. Обзор хорош во всех направлениях, но на всякий случай припасен и «парктроник».

Запускаем двигатель. При помощи стильной рукоятки переводим АКП в режим «драйв». Машина плавно трогается с места. Двигатель работает абсолютно бесшумно. Едем респектабельно, не спеша. Быстро осваиваем кнопки управления магнитолой и кондиционером. Однако не забываем, что под капотом машины — шесть цилиндров и двадцать четыре клапана.

2000 Citroen C5

© Фото: Citroen

Вот как раз конец пробки. Нажатие на педаль акселератора «в пол» вызывает, после короткой заминки, мощный набор скорости, темп которого увеличивается на протяжении нескольких секунд. С5 использует это время, чтобы убедиться в серьезности ваших намерений перед переходом в спортивный режим. Передачи хорошо «цепляются» друг за друга. Коробка позволяет мотору раскручиваться примерно до пяти с половиной тысяч оборотов. Клиренс уменьшается, подвеска становится жестче. Реакции на повороты руля точные и вместе с тем легкие. Реактивное усилие отсутствует вовсе, но впервые в жизни это не вызывает неуверенности и ощущения «что-то не так». Такова одна из приятных особенностей люксового Citroen.

2000 Citroen C5

© Фото: Citroen

«Автомат» позволяет ехать и накатом. При нажатии на левую педаль активизируется режим торможения двигателем. Можно, не прибегая к ручному управлению коробкой, войти в поворот под сброс газа, как на «механике», не ожидая никаких сюрпризов. Шины Michelin Pilot Primacy размером 215/55R16 надежно держат автомобиль на намеченной траектории. Даже при динамичном, активном вождении чувствуется недюжинный запас надежности машины по всем параметрам. Крены в виражах незначительны, однако немного настораживает легкое ощущение искусственности, с которой кузов удерживается в горизонтальной плоскости. Это чуть-чуть сковывает.

Имеющаяся возможность ручного переключения передач радует сама по себе, но пользоваться ею желания не возникает: интеллектуальная начинка КП делает свою работу быстрее и «соображает» не хуже среднего опытного водителя. Зимой пригодится система ESP и «снежный» вариант работы трансмиссии.

На высоких скоростях тело машины еще больше прижимается к дорожному полотну, причем передняя часть опускается сильнее задней, уменьшая тем самым аэродинамическую разгрузку. Во время интенсивного замедления машина слегка «привстает». Умная подвеска не позволяет автомобилю клевать носом.

Впереди — разбитый трамвайный переезд. Сбрасываем скорость, но особенно осторожничать не приходится. Подвеска молча сглатывает весьма существенные неровности. Стоит слегка разогнаться после проезда препятствия, как автомобиль вновь принимает шоссейную «позу». Подвеска управляется и вручную: при помощи клавиш на тоннеле между сиденьями можно увеличить клиренс, например, выезжая с неровной площадки.

Обобщая впечатления, трудно подобрать расхожие фразы для определения характера машины. Пожалуй, С5 настолько свеж, что нужных слов еще нет, а машина уже появилась. Может быть, такими и станут большинство автомобилей в ближайшем будущем — сочетающими в себе универсальность и ко

2000 Citroen C5

© Фото: Citroen

мфорт на недостижимом доселе уровне.

Данный представитель нового класса наделен настоящим шармом. Машина настолько многолика, что, нам кажется, словно французские вина, будет вызывать различные ощущения у всех, кто с ней соприкоснется. Конечно, в спортивном режиме — это не Impreza, а в поднятом состоянии — не Land Rover. Однако С5 в любом случае не входит в какую-то нишу, а создает под себя новую.

Пожалуй, в роли единственного автомобиля состоятельной российской семьи аналогов у нового Citroen нет. В пользу этого — и соотношение между комплектацией и ценой, и подлинная универсальность хэтчбека в наших условиях. Кстати, количество продаж С5 говорит о том, что в России эта машина уже пришлась по вкусу многим.

Citroen C5 3.0i V6 (Exclusive)

Кузов – 5-дверный хэтчбек • снаряженная масса, кг – 1520 • максимальная скорость, км/ч – 232 • время разгона до 100 км/ч, c – 9,7 • контр. расход топлива (смешанный цикл), л/100 км – 10,2 • двигатель – V-образный, 6-цилиндр., 24-клапан.; рабочий объем, см3 – 2946; мощность, л.с. при мин-1 – 210/6000; крутящий момент, Н·м при мин-1 – 285/3750; система питания – многоточеч. электронный впрыск • трансмиссия – 4-ступ., автомат., адаптивная, с секвентальным управ. • размер шин – 215/55R16 • подвеска колес: передних – McPherson; задних – на продольных рычагах • тормоза – диск., с ABS • цена, $ – 32000.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное