«Не такие закостенелые, как мужики»: инструкторы Scania оценили навыки женщин-водителей автобусов

«Не такие закостенелые, как мужики»: инструкторы Scania оценили навыки женщин-водителей автобусов

фото: автора / 17.06.2021
Компания «Скания-Русь» совместно со школой водительского мастерства Scania в марте провели всероссийскую акцию — бесплатно консультировали женщин, работающих за рулем самой разной техники Scania. В столичном регионе совершенствовали навыки управления современной техникой женщины-водители МАП №10 ГУП «Мострансавто».

Максим Приходько

«Не такие закостенелые, как мужики»: инструкторы Scania оценили навыки женщин-водителей автобусов

Большинство автобусных маршрутов компании пролегает по Подмосковью, соединяя его со столицей. На этом направлении задействованы машины ЛиАЗ-5251 «Вояж». Автобус рожден в Подмосковье, но шасси, двигатель, трансмиссию поставляет Scania, так что визит инструкторов школы был по адресу. Опять же, в МАП №10 достаточное количество автобусов находится на гарантии. «Машины становятся все технологичнее, и внеплановые обидные поломки из-за незнания техники совсем некстати», — отметил директор МАП №10 Павел Шишов. К слову, это была его идея пригласить команду профессиональных инструкторов, чтобы повысить уровень подготовки водителей-женщин. Все-таки на дворе был март, а за рулем представительниц прекрасного пола становится все больше.

«Не такие закостенелые, как мужики»: инструкторы Scania оценили навыки женщин-водителей автобусов
Инструктор Максим Комаров провел вводную часть разбора ошибок прямо в салоне автобуса.
«Не такие закостенелые, как мужики»: инструкторы Scania оценили навыки женщин-водителей автобусов
«Машины становятся все технологичнее, и внеплановые обидные поломки из-за незнания техники совсем некстати», — подчеркнул директор МАП №10 Павел Шишов.

Процедура «подтягивания по предмету» выглядела так: каждая из водителей должна была проехать по незнакомому 15‑километровому маршруту. Пассажиров на борт не брали, это было единственным отклонением от правды жизни.

За техникой пилотирования женщин-водителей внимательно наблюдали инструкторы. После заездов — разбор полетов, объяснение ошибок и объяснение нюансов работы с АКП либо роботом, а также другими полезными опциями, которыми Scania оснастила «Вояж»: круиз-контроль и ретардер — моторный тормоз заметно помогает в том, чтобы тормозные колодки отходили положенный им срок.

Теоретический курс закрепляли практикой на том же маршруте, чтобы положительные сдвиги были нагляднее. Команда инструкторов на вводной части тренинга гарантировала, что результаты будут впечатляющими.

Первой за руль села Нина Дергачева. Работает она на разных маршрутах, но основной из них — Сергиев Посад — Москва. Несмотря на то что Нина не новичок и даже приехала на выездное заседание школы за рулем своего привычного автобуса, было видно, что она нервничала: «Волнуюсь ужасно, но учиться люблю». Кстати, дамы-водители учатся чаще и охотнее, чем мужчины. Об этом позднее рассказал инструктор Дмитрий Калач: «Женщины не такие закостенелые, как мужики, любят узнавать все новое. Просто на лету схватывают».

«Не такие закостенелые, как мужики»: инструкторы Scania оценили навыки женщин-водителей автобусов
Каждая из водителей должна была проехать по незнакомому 15‑километровому маршруту. За рулем — Нина Дергачева.

Инструктор Максим Комаров с первого пассажирского сиденья зорко подмечал все недочеты Нины. Тем же самым, только уже на слух, занимался сидящий рядом со мной в середине автобуса Серафим Герцев, специалист по поддержке автобусной техники и технической поддержки «Скания-Русь»: «Вот, чувствуешь, мы с развязки на спуск пошли, — тихонько комментировал он. — А наша конкурсантка на педаль тормоза зачем-то надавила. Надо было рычаг «Оптикруза» на деление вниз передвинуть и тормозить мотором».

«Вояж» — машина и простая, и сложная одновременно. У совсем свежих автобусов крутящий момент в 1150 Нм от двигателя на задний мост передает 6‑ступенчатая автоматическая коробка передач ZF Ecolife. Версии постарше, которые оснащены роботизированной коробкой Opticruise, тоже есть в Мострансавто. Однако перевозчики такие машины не жалуют из-за короткого срока службы робота при рваном режиме эксплуатации город-трасса. Управлять автобусом с классической АКП проще, но здесь другой нюанс — увеличенный расход топлива. А еще инструкторы приучали женщин-водителей к тому, что незаменимым помощником при вождении автобуса является умение грамотно расшифровать и спрогнозировать дорожную ситуацию. По мнению спецов из «Скания-Русь», дар своеобразного предвидения можно отработать до автоматизма. «Видишь, пробка впереди? Отпусти педаль газа и подкатись к ней, замедляясь не тормозами, а двигателем, — наставлял женщин Дмитрий Калач. — Расход топлива при этом будет практически нулевым». Женщины послушно кивали головой. Некоторые из них даже конспектировали на телефон полезные наставления. Нина при этом успела шепнуть: «А у меня ретардер вообще на автомате включен, я молодец?».

«Не такие закостенелые, как мужики»: инструкторы Scania оценили навыки женщин-водителей автобусов
По окончании семинара женщинам-водителям вручили небольшие памятные сувениры.

В перерыве между заездами я спросил у инструкторов — насколько такие семинары нужны, ведь у каждой из женщин-водителей весомый каждодневный водительский опыт. Хотя с этим вопросом я, пожалуй, погорячился, припомнив на проходной МАП объявление о приеме водителей на работу. Словно угадав мои мысли, Серафим Герцев продолжил. «Смотри, во-первых, текучка кадров, — начал загибать пальцы он. — Во-вторых, автошколы, конечно, выполняют свою роль, но очень схематично, не в том объеме, так что такие тренинги нужны как воздух».

После большого теоретического блока опять садимся в автобус и вновь на знакомый маршрут. Первой за руль снова садится моя знакомая. Замечаю, что инструктор Максим уже с удовлетворением отмечает, что случаев так называемого перетормаживания у нее стало меньше. На спуске с развязки мы скатились по инерции, как учили. А уж когда, отъезжая от остановки, Нина плавно тронулась с первой передачи, все инструкторы одобрительно закивали головой — семинар прошел не зря. Экономия топлива на маршруте после тренинга составила почти 4 л, а средняя скорость возросла на 3 км/ч. По статистике инструкторского состава компании Scania, реальная эффективность топливной экономии после прохождения полноценного обучения колеблется от 1,5 до 30 %. Но и такие, достаточно непродолжительные занятия тоже приносят свои ощутимые результаты. Шофер из XX века и водитель из XXI — две разные профессии. К слову, этот постулат в той или иной форме в день семинара я слышал не однажды. И не только от инструкторов Scania, что, наверное, самое главное.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.