
Водители машин скорой помощи Санкт-Петербурга и Ленинградской области этой осенью прошли бесплатные практические тренинги, организованные центром «Движение без опасности» совместно с «Академией безопасного вождения Ford». Главная цель проекта - научить водителей санитарного транспорта предугадывать развитие дорожной ситуации.
Максим Приходько
Непростая ковидная обстановка продолжает испытывать нас на прочность. Одни из тех, кому приходится работать не покладая рук - работники станций скорой помощи: и медперсонал, и водители. Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга решил перед всероссийскими осенними ковидными «выходными» провести тренинги для водителей «скорых».

По статистике, которую привел в рамках двухдневного семинара зампредседатель комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Андрей Сарана, сейчас в Северной столице карета медпомощи попадает в мелкое ДТП раз в 2 недели: «Железо» можно починить, а вот нового водителя невозможно сделать за пару недель, каких бы это денег не стоило». Вот почему в комитете стремятся к тому, чтобы охватить занятиями наибольшее количество водителей автомобилей скорой медицинской помощи (АСМП), а их в Питере более 2600 человек. По мнению шеф-тренера академии Владимира Бахарева, рулевым «неотложек» подчас приходится вынужденно отходить от ПДД ради спасения человеческой жизни. Главная мысль тренинга - закрепить у водителей навык так называемого защитного вождения, то есть, умение предугадывать дорожную ситуацию.

Обучение, которое проходило на базе площадки автошколы №4 ДОСААФ, включало в себя основные факторы риска при вождении спецавтотранспорта: торможение, экстренное маневрирование, контроль «слепых зон», а также влияние отвлекающих факторов на водителя. В качестве учебного снаряда выступали стандартные фургоны Ford Transit. Эта модель является одной из самых распространенных, на базе которой выпускают в нашей стране санитарный транспорт. Вот, кстати, и ответ на вопрос - почему тренинги поддержала компания «Соллерс Форд». Очень многие из участвовавших в мероприятии свою рабочую смену проводят за рулем как раз таких фургонов, только красным крестом на борту.

Каждый из присутствующих не первый день за рулем, у большей части слушателей курсов за плечами солидный водительский стаж, однако освежить в памяти даже то, как отрегулировать под себя водительское сиденье было делом не лишним. Для этих целей у Академии есть наглядный стенд: тележка, имитирующая салон автомобиля, ударяется на скорости 18 км/ч в препятствие. Двое самых смелых из каждой группы «ехали», остальные снимали на смартфоны их реакцию. Что такое быть не пристегнутым даже на такой скорости стало ясно всем моментально. Соседняя группа отрабатывала навыки активного руления в узком дорожном пространстве. Упражнение с первого раза проходили те, кто имел за плечами опыт управления магистрального грузовика - задача была рассчитать траекторию машины так, чтобы не сбить в движении ни один конус. Попутно инструкторы Академии создавали различные помехи при управлении машиной. Концентрация внимания за рулем - залог успешной работы.

Пожалуй, что самой яркой для всех, кто попал на осенний мастер-класс, стала та часть обучения, где отрабатывали навык резкого торможения и выбор тормозной дистанции пути. В ходе заездов каждый из участников должен был остановиться у сигнального конуса при экстренном торможении на скорости 10, 20 и 40 км/ч. Старший тренер академии Олег Шатов пояснил: «Типичная ошибка аккуратного водителя- он не умеет резко затормозить. Происходит недожим педали тормоза, от этого нет четкого понимания тормозного пути автомобиля. Причина - виноват изначально неправильный выбор скорости движения автомобиля». Тренер напомнил, что при росте скорости тормозной путь увеличивается в квадратичной пропорции. В реальных условиях выйти из машины и посмотреть на происходящее со стороны невозможно. Однако большинство из приглашенных лично убедились в верности математической выкладки, сбивая особого инструктора Автошколы, «Петровича» - он несколько раз разлетался на части перед водителями. Это было красноречивым подтверждением того, что будет, если промедлить при торможении хотя бы на секунду.

«Академия безопасного вождения Ford» - проект социальный. Он запущен материнской Ford Motor Company Fung по всему миру в начале XXI века. Вначале был направлен в помощь начинающим водителям. Позднее академия стала помогать и водителям-профессионалам. Владимир Бахарев, шеф-тренер Академии, гордится тем, что упражнения, разработанные его командой, используют в Европе, в частности, британским обществом RoSPA и австрийской программой Test and Training. В России проект поддерживает компания «Соллерс Форд» в сотрудничестве с экспертным центром «Движение без опасности» с 2014 года. За эти годы по программе было бесплатно обучено более 8000 водителей, включая тех, кто управляет спецтранспортом, включая медицинский, социальный и коммерческий, в 17 регионах России. К слову, методология обучения получила хорошую оценку представителей ГИБДД в городах проведения семинаров.

В перерыве занятий я успел поговорить с группой водителей из Ленобласти: «Было интересно. Главное, что и навыки вождения освежили, и поняли вроде бы неочевидные особенности правления машиной». А еще подслушал, как во время перерыва один из водителей насвистывал песню врача «скорой», А. Розенбаума, строчкой из которой озаглавлен текст. Значит, и приедут, и помогут и вообще, все будет хорошо. Почти как в той песне. Главное в это верить.
Подписка на рассылку материалов Автопарка