Top.Mail.Ru
От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»

фото: автора / 06.09.2022
VIII Международный военно-технический форум «Армия-2022» оказался богат на грузовые премьеры в раскраске, отличающейся от цвета хаки. Львиная доля новинок пришлась на технику спасателей.

Александр Трохачев

В парке «Патриот» в подмосковной Кубинке собрались 1497 предприятий и организаций, которые представили 28 536 образцов продукции военного и двойного назначения. За семь дней мероприятия форума посетили 1 903 536 человек. На «Армии-2022» очно побывали военные делегации 85 государств, в том числе 18 — на уровне министров обороны, их заместителей и начальников штабов. Общее количество представителей иностранных военных ведомств превысило 700 человек, и некоторые из них интересовались грузовыми новинками.

БОЛЬШЕГРУЗЫ ИЗ МИАССА

Одной из самых неожиданных новинок форума стал прототип беспилотного грузовика на шасси «Урал-432067‑73» с колесной формулой 4х4. Машина способна перевозить груз массой до 5 тонн, преодолевать брод глубиной до 70 см, развивать максимальную скорость 80 км/ч. Запас хода составляет 800 км. Грузовик полной массой 13 800 кг оснащен 240‑сильным дизелем ЯМЗ, который работает в паре с 6‑ступенчатой гидромеханической КП. Привод на все колеса реализуется посредством раздаточной коробки конструкции АЗ «Урал». Тормозная система — пневматическая. Автомобиль оборудован системой технического зрения. Он может эксплуатироваться с помощью пульта дистанционного управления или же в автономном режиме. Вычислители построены на основе процессора IntelCore i7 2,2 ГГц производства АО НПО «АТ» (г. Магнитогорск). Кабины для водителя и органов управления, подходящих для человека, у прототипа машины нет.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Кабины для водителя и органов управления, подходящих для человека, у прототипа беспилотного грузовика на шасси «Урал-432067‑73» нет.
От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Автомобиль многоцелевого назначения «Урал-4320» (6х6) семейства «Мотовоз-М» оснастили комбинированной электромеханической трансмиссией.
От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»

Одной из представленных новинок в экспозиции АЗ «Урал» является автомобиль «Мотовоз-М», оснащенный комбинированной электромеханической трансмиссией и электростанцией. В дополнение к штатной силовой установке в составе 240‑сильного V-образного дизеля, 5‑ступенчатой механической КП и 2‑ступенчатой раздаточной коробки установлена стартер-генераторная система с тяговыми АКБ производства российской компании «Рубрукс». Система позволяет использовать электроагрегат как стартер для запуска ДВС или в качестве мотора для обеспечения движения с заглушенным ДВС. Запас хода при скорости 40 км/ч составляет 20 км. Наличие тяговых АКБ с ячейками LiFePO4 позволяет питать потребителей с заглушенным ДВС (тихий режим). На автомобиль возможна установка кузова и дизель-генераторной установки номинальной мощностью 150 кВт для питания внешних потребителей и организации кабельной сети.

Год назад автозавод «Урал» анонсировал «Проект 80», который призван заполнить нишу ГАЗ-66 (4х4). В 2022 году тема получила развитие в облике двухосного «Урал-4360» грузоподъемностью 4 тонны. Автомобиль полной массой 10 200 кг получил полный привод с межосевой блокировкой и понижающим рядом. В подкапотном пространстве установлен 240‑сильный дизель, который планируется ставить в пару с механической 6‑ступенчатой МКП, хотя на выставочном образце используется автомат.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Предсерийный вариант 2-осного «Урала-4360».
От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»

Дорожную гамму АЗ «Урал» представлял бортовой «Урал-С34520» (6х4) с тросовым краном Inman IT-150 грузоподъемностью 14 650 кг. Бортовая платформа с откидными съемными бортами и стойками имеет длину 6500 мм, ширину 2500 мм, высоту 600 мм. Максимальный вылет стрелы — 19 м, предельная высота подъема (и глубина опускания) — 19,5 м, грузоподъемность на максимальном вылете — 300 кг.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Бортовой «Урал-С34520» — представитель дорожной гаммы марки «Урал».

АРМИЯ В ШТАТСКОМ

Компания «Швабе-СпецАвто» (входит в состав холдинга «Швабе» госкорпорации «Ростех») использует крупные международные выставки как площадки для новых контактов, вот и «Армия-2022» не стала исключением. Здесь экспонировался полноприводной минивэн Niva KUB NN 4х4. В салоне внедорожника 9 посадочных мест: 2 пассажирских рядом с водителем, 3 во втором ряду и еще 3 в заднем. Вход в автомобиль — через двери первого и второго ряда. Багажный отсек доступен через задние распашные двери. Есть двухконтурная система кондиционирования: на кабину и пассажирскую зону.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
9‑местный пассажирский внедорожник Niva KUB NN 4х4 от компании «Швабе-СпецАвто».
От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»

Машина длиной 4,9 м построена на новом шасси с колесной базой 3050 мм. Дорожный просвет — 240 мм. В задней подвеске применяется комбинированная схема упругих элементов: листовые рессоры плюс пневмобаллоны. Пассажирский «куб» оснащается бензиновым мотором ВАЗ-21214, мощность которого в результате доработки увеличена до 106 л. с. Агрегаты трансмиссии стандартные для «Нивы»: 5‑ступенчатая МКП, раздаточная коробка с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала.

Вторая новинка компании — автомобиль скорой медицинской помощи класса В на базе Lada Niva Legend (4х4) Prima. В ее медицинском отсеке габаритами 2505х1685х1710 мм можно перевозить до четырех раненых. Установленные здесь сиденья поворотные, доступ к кислородным баллонам ничем не затруднен. Изолированный медицинский салон собран из сэндвич-панелей толщиной 40 мм. Наверное, ради основной тематики форума кузов автомобиля окрашен в цвет хаки. Серийное производство такой техники начнется в сентябре 2022 года, отпускная цена составит 1,7 млн руб. Наряду с «неотложкой» на таком же шасси появятся грузовые и грузопассажирские фургоны с полезной нагрузкой до 850 кг. Не исключено, что производитель замахнется и на другие варианты исполнения, включая спецтехнику разного назначения.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Автомобиль скорой медицинской помощи класса В на базе Lada Niva Legend (4х4) Prima.

Кстати, в каталоге бюджетного медицинского транспорта «Швабе-СпецАвто» показаны и другие новинки, которых на «Армии-2022» не было. Это Lada Granta Liftback с надписью «Медицинская служба», а также «скорые» класса В Lada Largus Prima и класса В/С «Соболь Бизнес» 4х4 Prima.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Медицинский автомобиль на платформе Peugeot Partner.
От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Электротележка Сарапульского электрогенераторного завода получила тентованную платформу.

На стенде Военно-промышленной компании внимание посетителей привлек новый российский внедорожник «Стрела». Пятиместная гражданская машина предназначена для перевозки личного состава, в том числе раненых, и различных грузов. За основу «Стрелы» взято грузовое шасси с передней пружинной и задней рессорной подвеской. При полной массе 3,5 тонны грузоподъемность полноприводного автомобиля составляет 750 кг. Любопытно, что в качестве силового агрегата для войскового транспорта предлагается использовать дизель Cummins ISF 2.8. Впрочем, разработчики прототипа уверены, что этот мотор будет локализован в России. А вот работающая в паре с дизелем 5‑ступенчатая МКП производится на заводе «Нижегородские моторы». Максимальная скорость автомобиля по шоссе составляет 130 км/ч, запас хода достигает 700 км. Благодаря высокому клиренсу (270 мм) машина способна преодолевать бездорожье. Высота преодолеваемой вертикальной стенки составляет 30 см, а глубина преодолеваемого брода достигает одного метра. Имеется приспособление для буксировки прицепа. Одним из достоинств машины является простота в эксплуатации, в том числе ввиду отсутствия сложной электронной начинки.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Новый российский внедорожник «Стрела».
От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»

Тему малотоннажного транспорта вполне предсказуемо подхватила компания «Автодом» из Ульяновска. Она представила медицинский автомобиль и машину для служб быстрого реагирования на платформе Peugeot Partner и Peugeot Expert. Внедорожное шасси УАЗ «Профи» с однорядной кабиной послужило основой для скорой медицинской помощи класса С. Внутри медицинский отсек вытянулся на 3100 мм и раздался в ширину на 1730 мм. Этого достаточно для установки носилок и кресла сопровождающего медработника. Шасси с двухрядной кабиной и стеклопластиковым кузовом стало базовым для пожарного штабного автомобиля для подразделений МЧС.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Внедорожное шасси УАЗ «Профи» с однорядной кабиной послужило основой для скорой медицинской помощи компании «Автодом».

ОТ ИДЕИ К ВОПЛОЩЕНИЮ

Неожиданная для «Армии» премьера — специализированный внедорожный автобус «Вектор Next» с колесной формулой 4х4. Он базируется на агрегатах грузовика «Садко Nеxt» и изготовлен фирмой «Автоуслуги» из Павлово Нижегородской области. Ранее на базе павловских автобусов уже выпускали полноприводные модели, достаточно вспомнить ПАЗ-3201М (1972 г.) и ПАЗ-3206 (1986 г.).

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Внедорожный автобус «Вектор Next» на шасси «Садко Nеxt» построен в компании «Автоуслуги».

Автобус поставлен на шины размерностью 12.00 R18, благодаря чему дорожный просвет вырос до 400 мм, а глубина преодолеваемого брода — до 68 см. Новинка получила стабилизатор поперечной устойчивости на передней оси, выдвижную подножку в дверном проеме, расширители колесных арок. Модульный принцип компоновки салона позволяет создавать однообъемное пространство с оборудованием для нужд МВД, МЧС, горнодобывающего сектора, нефтегазодобывающего комплекса, медицинских комплексов. Идея проектирования этого автобуса появилась в январе 2022 года, технические решения проработаны в мае, а в августе изготовлен прототип. Испытания и сертификация намечены на февраль-март 2023 года. Предполагается, что с началом мелкосерийного производства розничная цена полноприводного автобуса составит около 7,5 млн руб.

И снова «Урал». Яркая в прямом и переносном смысле новинка — желтый арктический вездеход «Урал-425702» (6х6) полной массой 15 845 кг для эксплуатации в районах с суровыми климатическими условиями. Это разработка в кооперации с ведущими техническими вузами России, Южно-Уральским государственным университетом и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Особенности конструкции — шины увеличенного диаметра, каркасно-панельная кабина, утепленный кузов-фургон с двойным остеклением на 28 пассажиров. В комплектацию включены автономный подогреватель, кондиционер, термочехол для АКБ, две лебедки самовытаскивания, электроподогрев топливной системы. По сути, разработанный в инициативном порядке прототип — не одна модель, а пробный шар для развития модельного ряда, нацеленного на эксплуатацию в условиях низких температур (до –50°). «Арктика» получила 310‑сильный дизельный двигатель, 9‑ступенчатую «механику», 2‑ступенчатую раздаточную коробку с блокируемым межосевым дифференциалом, пневматическую подвеску колес и 300‑литровый топливный бак.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Прототип перспективного арктического вездехода «Урал-425702» создан в кооперации с ведущими техническими вузами страны.
От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»

ВМЕСТО ИНОМАРОК

Белые кузова с оранжево-синими полосами уже много лет ассоциируются с техникой МЧС РФ. На «Армии-2022» таких машин было не так много, как могло быть. В открытой экспозиции парка «Патриот» эту технику припарковали рядом с пожарными автомобилями разных производителей. Выставленные образцы вместе с новой спецамуницией и оборудованием для спасательных работ осмотрел глава МЧС Александр Куренков. И он же выступил на III Международном пожарно-спасательном конгрессе, устроенном в рамках форума «Армия-2022».

Российские спасатели обратили внимание на последние отечественные разработки для тушения в жилых домах, на стратегических объектах, работы под землей. Несложно заметить, что иномарки в окраске МЧС уходят в прошлое. На первый план выступают российские бренды: УАЗ, ПАЗ, ГАЗ, КАМАЗ. Одна из новинок — аварийно-спасательный автомобиль «Форвард» на платформе полноприводного грузовика «Садко Next» полной массой 6850 кг. Внутренние размеры фургона с однорядной кабиной составляют 4480х2050х1900 мм. В силовую линию включены дизельный двигатель ЯМЗ-53443 мощностью 149 л. с. и 5‑ступенчатая МКП. Предназначение «Форварда» — перевозка отделения горноспасателей и комплекта минимального оснащения согласно Табелю оснащения подразделений ВГСЧ. Каркас надстройки-фургона соединен с кабиной. Кузов изготовлен из композитных материалов с высокой степенью негорючести, стойкости к УФ-излучению и агрессивным веществам. В заднем свесе двойная распашная дверь. Салон оборудован автономными системами вентиляции, отопления и освещения. Для подключения к электросети установлено устройство бортового ввода. Для отдыха личного состава обустроено одно место. С завода установлены система видеонаблюдения и противоугонная сигнализация с обратной связью и возможностью отслеживания автомобиля.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Аварийно-спасательный автомобиль «Форвард» на платформе полноприводного грузовика «Садко Next».
От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»

О своем юбилее напомнило Всероссийское добровольное пожарное общество: основанное в 1892 году, оно отметило свой 130‑й день рождения. Вековой юбилей отметило ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» МЧС России. Однако технику брандмейстеров представляли собственно производители пожарной спецтехники.

РУССКИЕ ПОЖАРКИ

Линейку транспортных средств огнеборцев представили полдюжины компаний, и один из самых заметных в этой подборке — Камский автозавод. На шасси грузовиков с модернизированными кабинами поколения К4 и новейшими К5 были представлены кузовные надстройки фирмы «Приоритет» из Миасса.

В уличной экспозиции была припаркована новинка-2022: двухосная автоцистерна АЦ-3,0‑50/4 (43502) «Крона» 4х4 полной массой 12 600 кг для тушения лесных пожаров. Пожарная надстройка изготовлена на алюминиевом каркасе с алюминиевыми листами без сварки. Отличительные детали экстерьера — каркас безопасности на крыше и по бокам, защита ветрового стекла и кенгурин желтого цвета. Автомобиль на шасси КАМАЗ-43502 (4х4) укомплектован цистерной для воды на 2500 л, 180‑литровым пенобаком и 500‑литровой емкостью со спецсредством «Сильван». Через лафетный ствол насос способен распылять тушащий состав на дальность до 400 м.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Неожиданный гость среди отечественной спецтехники — аэродромный пожарный автомобиль АА-9,0/60 на шасси Volvo FMX, представленный компанией «Урал Пожтехника». 

В числе новинок 2022 года показаны три модели на новейшем шасси КАМАЗ-63934 (4х2) с кабиной поколения К5. В их числе пожарная автоцистерна АЦ-4,0‑50/4, автомобильная пожарная лестница АЛ-42, пожарная автоцистерна с лестницей АЦЛ-3,0‑50‑24.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
На шасси КАМАЗ-63934 с кабиной К5 построены пожарная автолестница АЛ-42 и автоцистерна АЦ-4,0‑50/4.

Стикер «Новинка» украшал двухосные автоцистерны «Приоритета» АЦ-3,4‑50/4 на шасси КАМАЗ-43265 (4х2) и АЦ-4,0‑50 на шасси КАМАЗ-43265‑088 (4х2) для боевого расчета на шесть человек. Также дебютанты нынешнего сезона — пожарные автоцистерны на трехосном шасси: АЦ-6,0‑50 (43118) и АЦ-8,0‑70 (65111).

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Пожарная цистерна АЦ 3,2‑40 на базе «Урал Next» от компании «Автомастер» из Нижнего Новгорода.

Компания «СТ-Авто» представила пожарную автоцистерну на камазовском шасси с баком для воды объемом 3,2 м3 и резервуаром для пены вместимостью 192 л. Аналогичную пожарную цистерну АЦ 3,2‑40 на базе «Урал Next» выкатила компания «Автомастер» из Нижнего Новгорода. Новинка сезона от производителя спецавтомобилей малых серий — пожарная автоцистерна АЦ-1,6‑40 на шасси ГАЗ-С41А23 «Егерь Next» (4х4) полной массой 6500 кг. Машина габаритной длиной 6700 мм с клиренсом 315 мм оборудована веткоотбойниками из усиленной трубы, боковыми поручнями для удобства посадки в кабину и рассчитана на перевозку расчета из 7 человек. На раме смонтированы цистерна для воды на 1600 л, 99‑литровый пенобак и центробежный пожарный насос НЦПН-40/100.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Новинка сезона от производителя спецавтомобилей малых серий — пожарная автоцистерна АЦ-1,6‑40 на шасси ГАЗ-С41А23 «Егерь Next».

БЕЛОРУССКИЕ ОГНЕБОРЦЫ

Отмечающее 20‑летие своей деятельности ООО «Пожснаб» из Борисова Минской области привезло на форум «Армия» несколько машин для пожарных и аварийно-спасательных служб. Белорусская техника экспортируется в Армению, Вьетнам, Зимбабве, Казахстан, Монголию, Россию, Туркменистан, Узбекистан и другие страны. Предприятие использует шасси грузовиков разных брендов, но преимущественно — Минского автозавода с закабинным модулем из усиленного стеклопластика, обладающего стойкостью к агрессивным жидкостям.

На форуме «Армия-2022» белорусы выставили три пожарные автоцистерны: АЦ-3,2 на шасси КАМАЗ-43265 (4х4) на 3200 л, АЦ-5,0 на шасси МАЗ-5309С5 (4х4) объемом 5000 л, АЦ-8,0 на шасси КАМАЗ-63022J (6х6) объемом 8000 л. Рядом с ними экспонировалась автолестница АЛ-32 со съемной люлькой грузоподъемностью 220 кг и высотой подъема 32 м на шасси МАЗ-5340 (4х2). Она оснащена двигателем Weichai Power Евро-5 мощностью 270 л. с., а ее пакет стрел изготовлен из высокопрочной стали Strenx. Лестница с максимальной рабочей высотой 32 м не имеет аналогов на территории стран СНГ и по функционалу не уступает лучшим мировым аналогам.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Мобильный пункт космической связи на базе КАМАЗ-63501.
От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Передвижной пункт ГИБДД МВД России на базе КАМАЗ-43502 с надстройкой от Красногорского комбината автофургонов.

Внимание специалистов привлекла пожарная автоцистерна АЦ-5,0 (5309) на полноприводном шасси МАЗ-5309 с односкатной ошиновкой. Машина оснащена 328‑сильным мотором Weichai Power и оборудована насосом производительностью 40 л/с, баком для воды вместимостью 5000 л и 300‑литровой емкостью для пены.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
Автолестница АЛ-32 со съемной люлькой на шасси МАЗ-5340 (4х2).

В красно-сине-белой окраске МЧС РБ представлена пожарная автоцистерна АЦ-8,0‑40 (6302). Шасси МАЗ-63022J (6х6) оснащено дизелем с турбонаддувом Weichai потенциалом 393 л. с. и механической трансмиссией. Все колеса поставлены на односкатную резину размерностью 395/85R20. На раме установлены цистерна для воды на 8000 л и пенобак на 420 л. Отбор мощности осуществляется как в движении, так и во время стоянки.

От вездеходов до беспилотников: что показали на выставке «Армия-2022»
В красно-сине-белой окраске МЧС РБ представлена пожарная автоцистерна АЦ-8,0‑40 (6302).

Недавно компанией «Пожснаб» завершен этап работ по включению второй части производимой спецтехники в Евразийский реестр промышленных товаров государств-членов ЕврАзЭС. Это означает, что география поставок новинок из Борисова будет шириться.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное