Top.Mail.Ru
Обойдутся без нас?

Обойдутся без нас?

03.05.2007
В 2006 году рост производства автобусов различного назначения в России составил 101,2%. Импорт новых автобусов увеличился на 148,1%

Сергей Жуков

автобус

 

В 2006 году рост производства автобусов различного назначения в России составил 101,2%. Импорт новых автобусов увеличился на 148,1%. Но это всего лишь цифры, а что стоит за ними?

 

Чтобы разобраться в ситуации с новыми автобусами, складывающейся на российском рынке, пришлось поломать голову. Причем не нам одним.

Виной тому довольно-таки запутанная стат­отчетность. Во-первых, существует архаичная классификация автобусов по длине, закрепленная даже отраслевой нормалью, — Он 025270-66. В соответствии с ней автобусы делятся на особо малые (до 5,0 м), малые (6,0–7,5 м), средние (8,0–9,5 м), большие (10,5–12,0 м) и особо большие (16,5 м и более). Во-вторых, имеется классификация по назначению: городские, пригородные, междугородные, местного назначения, маршрутные такси и общего назначения. Но если бы только это. С момента появления последней народились туристические автобусы и вахтовые транспортные средства. У импортеров зарубежных автобусов своя отчетность: они делят их по полной массе и назначению, правда, куда более простому.

Теперь представьте ситуацию, при которой к вам стекается довольно-таки разношерстная информация, к тому же изобилующая разного рода пробелами. Кому-то до всего этого нет дела, у кого-то меркантильный интерес по замалчиванию определенной части цифр, а кто-то аккумулирует только ту информацию, которая его устраивает.

Импорт новых транспортных средств для перевозки пассажиров

 

Проанализировав имеющийся массив, мы остановились на двух схемах: «метражной» и по назначению. Первая, хоть и не полностью, но все же каким-то образом стыкуется с «весовой» у зарубежных фирм. Вторая дает представление о типе подвижного состава, предлагаемом производителями для пассажирских перевозок. Правда, перечень «назначений» нам пришлось творчески переработать. Что из этого получилось, судите сами.

 

Отечественные производители автобусов

Как уже было сказано, рост производства по сравнению с прошлым годом составил 101,2%. Но это, так сказать, средняя температура по больнице, не дающая никакого представления о процессах, проходящих в отрасли.

Прежде всего, наметилась тенденция спада производства микроавтобусов: минус 12,6%. Главный виновник падения показателей — УАЗ со своей морально устаревшей продукцией, теряющей клиентов день ото дня. Газовский «Соболь» погоды в этом сегменте не делает, а других у нас попросту не осталось. Что ж, закономерный результат.

Малый класс развивается стабильно: 105,4%. Главным стабилизирующим фактором этого сегмента рынка является «Газель». Газовские маршрутки по-прежнему в цене. На вторых ролях ПАЗ и КАвЗ. Если первый можно частенько встретить и в больших городах в качестве все тех же маршруток, то второй ориентирован исключительно на сельскую местность.

Наиболее динамично развивающимся (217,8%) является сегмент среднеразмерных автобусов. Это как раз та часть рынка, которой мы лишились после распада Союза. Сейчас его приходится создавать заново. Причем работа идет сразу по всем направлениям: создание городских, пригородных и междугородных машин. Лидеры все те же — ПАЗ и КАвЗ.

Появление денег у транспортных компаний, занимающихся перевозкой пассажиров в мегаполисах, вызывает стабильный спрос на большие городские и пригородные автобусы. А спрос, разумеется, рождает предложение. Но если с данными типами автобусов более или менее нормально, то с междугородными и особенно с туристическими машинами из рук вон плохо. Отсутствие школы заставляет идти на использование импортных шасси или включаться в международную кооперацию, как это было сделано на НефАЗе.

Структура производства автобусов по габаритной длине (отечественные производители)

 

Особо длинные автобусы («гармошки» и причисляемые ныне к ним «15-метровики») из-за своей дороговизны не находят достаточного спроса. Если уж зашла речь о дороговизне, следует привести еще один факт. Появление в производственной программе автобусных заводов низкопольных машин не встретило ожидаемого восторга у транспортников. Пришлось в срочном порядке заниматься организацией производства полунизкопольных машин (ЛиАЗ).

 

Наконец, вахтовые автобусы. Стабильный рост этого сегмента (153,1%) объясняется небывалым развитием промышленности, строительного комплекса, газо- и нефтедобывающей и перерабатывающей отраслей.

Производство зарубежных автобусов в России

Здесь все просто. Есть динамично развивающиеся сегменты со стабильным спросом, на них и рассчитаны нарождающиеся производства. В малом классе сразу несколько компаний занялось переоборудованием новых импортных фургонов в малые городские автобусы и маршрутки. На берегах Невы «Скания-Питер» собирает большие городские и пригородные автобусы. Суммарный объем производства составляет лишь 0,7% от общего по стране. Зато рост впечатляет — 134,5%.

Кстати, казалось бы, стабильные продажи «Газелей» должны были отбить всякую охоту продвигать на рынке импортный продукт, ак это и было в середине 90-х. Однако за это время все научились считать деньги. И уже не «Газель» является экономически оправданной, а, скажем, Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter, VW LT. Именно на их базе и создаются машины для перевозки пассажиров, являющиеся не только более экономичными, но вдобавок более вместительными и комфортабельными.

Импорт новых автобусов

Импорт новых автобусов пока невысок: менее 5% от объемов производства всеми российскими заводами. Однако темпы прироста заставляют всерьез задуматься — 148,1%. Причем в основе прироста лежат машины китайского производства, присутствующие практически во всех сегментах рынка.

Известная истина о том, что если в одном месте убыло, то в другом обязательно должно прибыть, вновь подтвердилась. Не успели наши производители в секторе микроавтобусов «дать слабину», как тут же отреагировали импортеры. Прирост в 160,3% сам собой не приходит, для него должны сложиться предпосылки, а они, как водится, не заставили себя долго ждать.

В малом классе развернулась настоящая конкурентная борьба за транспортные компании, осуществляющие городские перевозки как на коммерческих маршрутах с небольшой интенсивностью перевозок, так и в качестве маршрутных такси. Прессинг китайских импортеров более чем очевиден. Лидируют Golden Dragon и Yutong.

А вот в среднем классе импортеры проявляют осторожность. Такое впечатление, что отечественным производителям автобусов предоставляется возможность самим поднимать этот сектор рынка. В случае удачи подтянутся зарубежные производители, а нет — так и суда нет. Достаточно выгодная позиция, позволяющая минимизировать любые риски на чужом рынке.

Этого нельзя сказать о секторе больших автобусов. Еще один лакомый кусок для импортеров. И если в сегменте городских и пригородных машин наши производители автобусов еще способны противостоять натиску извне, то по части междугородных и туристических машин нас готовы съесть с потрохами. Уже сейчас разрыв минимальный. Это при том, что соотношение цены, качества и оснащения складывается не в пользу нас, а все тех же китайцев. А если клиент готов не постоять за ценой, то аналогов продукции западноевропейских фирм вообще нет.

Анализ выкладок наводит на грустные размышления. Во-первых, прослеживается все та же тенденция, что и в остальных секторах автостроения — легковом и грузовом, т.е. запущенность отрасли и неспособность предложить по-настоящему конкурентоспособный продукт. Во-вторых, по-прежнему упускается время для заключения стратегических альянсов, дабы поднять производство на тот уровень, который бы позволил соперничать на равных если не с западноевропейскими производителями, то, по крайней мере, с китайскими. Конечно, нельзя говорить о том, что вообще ничего не делается. Но это неуверенные и запоздалые шаги, которые способны лишь ухудшить положение вещей. Дело кончится тем, что на нашем рынке обойдутся без нас самих.

Материал подготовлен по данным «Автопарка — 5 колесо», Ассоциации европейского бизнеса, АСМ-Холдинга и представительств ведущих зарубежных компаний.

 

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное