
Тягач Iveco, получивший название Iveco Heavy Duty BEV представлен широкой публике в паддоке Нюрбургринга в рамках кольцевой гонки Truck Grand Prix 2023.
Андрей Карасёв
Тягач был выставлен среди спортивных грузовиков и гоночных автомобилей класса GT3 для ADAC GT Masters на выставочной площадке Hюрбургринга.
«Для поклонников электропривода у нас также есть мировая премьера Iveco Heavy Duty BEV (аккумуляторный электромобиль)», ‑ написала Iveco в объявлении Truck Grand Prix 2023. «У него 9 аккумуляторов общей емкостью до 738 кВтч, что обеспечивает запас хода до 530 км». Никакой дополнительной информации о ранее не анонсированном электрическом грузовике нет.
Другие производители, такие как Daimler Truck или MAN, месяцами отмечали премьеры своих большегрузных электрических грузовиков. MAN по-прежнему делает это с eTruck, серийный выпуск которого запланирован на 2024 год, и Daimler Truck также придерживается этой PR-стратегии с eActros 600 (прототипы назывались LongHaul) и грядущим грузовиком GenH2.
В Iveco все сложилось иначе, не так, как в MAN и Daimler Truck, но также и не так, как вероятно изначально планировала компания Iveco: автомобиль, представленный на гоночной трассе в Эйфеле, представляет собой модель Nikola Tre BEV, которая была переименована в последнюю минуту.
История этого автомобиля началась в 2019 году: для его запуска в Европе тогда еще молодой стартап по производству электрических грузовиков Nikola Motor из США объединился с Iveco и её тогдашней материнской компанией CNH Industrial. Поскольку до этого Nikola разрабатывала свои системы с аккумуляторами или топливными элементами в первую очередь для американских грузовиков с длинным капотом и другими габаритами, американцам не хватало шасси для европейского рынка. У Iveco, с другой стороны, было шасси, но не было подходящего и мощного электрического привода.
В то время материнская компания Iveco CNH Industrial инвестировала $250 млн в Nikola, и обе стороны объявили, что они, среди прочего, будут стремиться создать совместное предприятие в Европе для первоначальной разработки и производства аккумуляторного электрического тяжелого грузовика, подходящего для Европы с Nikola Tre, за которым следует аналог FCEV. Машины должны были производиться на заводе CNH в Ульме. Компания Nikola поставила аккумуляторные системы, а также собственную информационно-развлекательную систему для кабины ‑ как стартап из США, поддерживаемый инвесторами, вы должны быть убедительны не только в аппаратном, но и в программном обеспечении. Iveco, со своей стороны, предоставила шасси и кабину для линейки S-Way. FPT Industrial, торговая марка силовых агрегатов CNH Industrial, поставила электродвигатель. Порт Гамбурга даже стал стартовым заказчиком, готовым принять поставку 25 автомобилей.
В августе 2022 году совместное предприятие объявило, что оно построило первые альфа-версии Tre BEV для европейского рынка и намерены начать серийное производство во второй половине 2023 г. И бета-версии Tre FCEV, также основанные на тягачах Iveco. S-Way уже собирались в Ульме. Поскольку конкуренция до сих пор была сосредоточена на аккумуляторном электромобиле, а грузовики на топливных элементах от известных производителей не появятся на дорогах до второй половины десятилетия, у Nikola было почти непревзойденное предложение, и компания запланировала начало производства Tre FCEV на первую половину 2024 году. На данный момент компания получила множество заказов на Tre FCEV.
Но в мае все изменилось. Iveco объявила, что купит все акции совместного предприятия в Ульме у партнера Nikola ‑ с начала июля Nikola Iveco Europe торгуется как EVCO. Это не только напоминает название Iveco, но также означает «Компания по производству электромобилей». Другими словами, Iveco взяла на себя разработку и маркетинг тягачей BEV и FCEV в Европе и получила лицензию на дальнейшую разработку компонентов Nikola. Таким образом, сама Nikola де-факто уходит из Европы, но взамен получила лицензию на технологию Iveco S-Way для Северной Америки и соответствующие поставки компонентов.
Единственное отличие состоит в том, что уже разработанная модель больше не будет продаваться в Европе как Nikola Tre BEV. Вместо этого она будет называется Iveco Heavy Duty BEV ‑ тот, который демонстрировался в паддоке на Нюрбургринге. На это указывает не только недавнее приобретение совместного предприятия, но и емкость аккумуляторной батареи 738 кВтч и запас хода 530 км электрического грузовика Iveco, что неудивительно, соответствуют известным данным Nikola Tre BEV.

Есть только одно отличие во внешнем виде: в последние недели Iveco убрала дизайн Nikola со светодиодными дневными ходовыми огнями и черной решеткой радиатора с логотипом N. Вместо этого Heavy Duty BEV снова носит знакомую переднюю часть Iveco S-Way, только с несколькими синими акцентами и словом Electric над ветровым стеклом.
Подписка на рассылку материалов Автопарка